Лезжова Ольга Владимировна. Методики преодоления зрительного напряжения у детей дошкольного возраста в процеccе НОД.

Методики преодоления зрительного напряжения у детей дошкольного возраста  в  процеccе НОД.Методики преодоления зрительного напряжения у детей дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности .
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) 1 квалификационной категории Лезжова О.В. ГБОУ СОШ № 1375 с углубленным изучением английского языка  Дошкольное отделение  Здание 5 г. Москва.
Как всем известно, глаза являются наиболее значимыми сенсорным анализатором, с помощью, которого мы воспринимаем сигналы из окружающего мира. Движение и предметно практическая деятельность детей осуществляются при участии и под контролем зрения. Даже ребенок имеющий сотые его доли пытается увидеть, как можно больше, используя все свои зрительные возможности. Поэтому педагогам, а так же родителям необходимо обращать внимание на зрительное перенапряжение детей, возникающие в процессе обучения и воспитания в дошкольном учреждении или дама, особенно это выражено у детей физически ослабленных, часто болеющих или имеющих особенности развития. В садах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения проблема зрительного переутомления детей стоит более остро, чем в садах обще развивающего типа, поэтому потребность в разработке и применении комплексов зрительных гимнастик, занимает важное место во всем педагогическом процессе. Следует учесть, что проходя курсы медицинского лечения, когда ребенок испытывает зрительную депривацию, ему свойственно более быстрое утомление. Так же параллельно с лечебно-восстановительным курсом с ребенком проводятся игровые - коррекционные - занятия со специалистами (тифлопедагогом, учителем – логопедом), которые проводят коррекционно - развивающую работу и закрепляют результаты лечения; с воспитателями в группе, проводящими коррекционную работу по рекомендациям специалистов. Такой интенсивный тип работы , без применения особых технологий может повлечь за собой сильные психофизические перегрузки, особенно со стороны зрительного анализатора.

Скачать полный текст конспекта

Общее психофизическое  утомление у детей с нарушением зрения наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников. Восприятие материала на занятиях становится неполным, дети хуже справляются с поставленными задачами. Интерес ребенка к занятиям снижается, самочувствие ухудшается,  работоспособность падает. Поэтому педагогам необходимо дозировать зрительные нагрузки и вовремя предотвращать зрительное перенапряжение.
Обращать внимание на этот фактор необходимо и педагогам массовых дошкольных учреждений так, как там в них находятся дети предрасположенные к появлению различных зрительных нарушений.
Для оптимизации учебного процесса с детьми дошкольного возраста необходимо организовывать отдых для глаз. Эффективен такой отдых для всех дошкольников, в не зависимости от состояния органа зрения. Для этого требуется 2-х - 3-х минутный перерыв, должен быть заполнен рационально: гимнастики для глаз и упражнения для снятия зрительного и общего переутомления могут сочетаться с реализацией образовательных областей. Специальные упражнения для глаз, разработанные еще Э.С.Аветисовым, Ю.А. Курпан, Е.И. Ливадо, Н.И. Пильман, Е.И. Ковалевским, В.Ф. Базарным, Г.Г. Демирчоглян сочетаются с педагогическими задачами, поставленными на данном этапе работы с ребенком. преследуют определенные цели и помогают решать ряд задач.
Предложенные нами технологии преследуют следующие цели: формирование установки бережного отношения к своему зрению, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование потребности и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Помогают решить следующие задачи : обучение ребенка элементарным приемам снятия зрительного напряжения; подведение детей к самостоятельному выполнению этих упражнений в течении всего дня пребывания в дошкольном учреждении, формирование положительного отношения у детей дошкольного возраста к выполняемым упражнениям.
В процессе реализации этих технологий педагоги руководствуются следующими принципами: доступность предлагаемых технологий; правильный подбор и условия предъявления вспомогательного материала; системность в работе с упражнениями.
Проблему зрительного утомления детей можно решить включая упражнения , не прерывая основной образовательный процесс.
Для профилактики зрительного утомления применяется, методики игрового характера, стимулирующие заинтересованность детей. Выполнение гимнастик для глаз в этом случае не требует больших затрат времени. А частые, краткие перерывы дают глазам отдых и повышают работоспособность.
Все упражнения на снижение зрительного напряжения включают следующие элементы:
1. Напряжение и расслабление мышц глаза ( принцип выполнения -закройте глаза, сильно напрягите мышцы, затем раскройте глаза, расслабив мышцы глаз. Посмотрите в даль); 2. Фокусировка глаз с близкого объекта на дальний (принцип выполнения - несколько раз переведите взгляд с близко расположенных предметов на предметы, находящиеся на значительном расстоянии от Вас. Выполняйте упражнение медленно); 3. Упражнение на ступенчатую фокусировку (принцип выполнения - отвлеките свое внимание от выполняемой на близком расстоянии работы и направьте свой взгляд вдаль, поэтапно перемещая взгляд от близко расположенного предмета к более удаленному, затем к предмету, расположенному еще дальше и, наконец, к совсем далекому).
Не торопитесь, давая возможность глазам "навести резкость". Когда Вы взглядом достигнете дальний предмет, задержите на нем свое внимание на несколько секунд и затем перемещайте взгляд обратным путем); 4. Перемещение взгляда (принцип выполнения - сядьте поудобнее, предельно расслабьтесь. Голова при выполнении упражнения остается неподвижной. Глубоко вдохнув, посмотрите как можно выше вверх. Затем посмотрите вниз. Затем посмотрите вдаль.
Глубоко вдохнув, посмотрите как можно дальше влево. Медленно выдыхая, посмотрите как можно дальше вправо. Затем посмотрите вдаль.
Глубоко вдохнув, посмотрите как можно дальше влево вверх.
Медленно выдыхая, посмотрите по диагонали как можно дальше вправо вниз. И еще раз – вправо - вверх и влево - вниз.
Затем посмотрите вдаль. По окончании упражнений несколько раз поморгайте); 5. Различные вращения( принцип выполнения - вдохнув, делайте круговые движения глазами по часовой стрелке. Медленно выдыхая, делайте эти же движения против часовой стрелки. Посмотрите вдаль);
6. Взгляд на кончик носа (принцип выполнения - глубоко вдохнув, посмотрите на кончик носа, затем медленно выдыхая, посмотрите на какой-нибудь предмет, расположенный вдали. Закройте глаза) ;
7.Пальминг.
Не существует более эффективного и простого упражнения для снятия зрительного напряжения, чем пальминг (в переводе с английского "palm" - ладонь). Пальминг выполняется следующим образом- снимите очки;
- сядьте прямо, свободно, живот и диафрагму не втягивайте, не сутультесь, дышите естественно и легко, стараясь почувствовать, как поток воздуха и энергии проходит через тело, достигая глаз и мозга;
- энергично потрите ладони одна о другую до тех пор, пока они не станут горячими;
- поставьте локти на стол (при необходимости подложите под них толстую папку или стопку книг);
- расслабьте плечи, не поднимайте их вверх;
- закройте глаза и прикройте их ладонями, которые складываются крест-накрест, сначала левую, на нее правую. Ладони не должны давить на глаза.
Вы сразу же "окунетесь" в бархатную черноту.
Следите за дыханием: дышите глубоко. При выдохе мысленно сбрасывайте с себя усталость и мышечное напряжение.
Все внимание сосредоточьте на глазах.

8 . Соляризация (солнечные ванны для глаз).

Специальные упражнения для глаз внесены нами в во все виды проводимой коррекционной, общеобразовательной работы, на которых присутствует тонко координированные зрительно - ручные операции. Выполнение обще развивающих упражнений в сочетании с движениями глаз имеет общеукрепляющее влияние на организм ослабленного ребенка, выполняет профилактическую, тренирующую и восстановительную функцию для глаз. Проводятся зрительные гимнастики при появление первых признаков утомления или на 3-5 , 5-7 минуте( в зависимости от возраста детей) работы на близком расстоянии (в зависимости от его длительности и степени напряженной зрительной работы). Время выполнения гимнастик от одной до трех минут, которое может включать 10-15 повторений однотипных движений. Далее вашему вниманию предоставляется таблица, в которой для удобства упражнения разделены на несколько групп, описаны методики проведения с учетом возрастной специфики.

 

Просмотров: 461
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Наталья Викторовна Спешилова. «Игры и упражнения для глаз с детьми, имеющими зрительные нарушения» Консультация для воспитателей
  • Грачева Марина. ГРАФОМОТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Лукьянчик Ольга Николаевна. Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Елена Тогулева. Альбом для тренировки зрительных анализаторов «Зоркий глаз»
  • Мокрушенко Наталья Сергеевна Мордвинова Наталья Александровна Шеховцова Ольга Дмитриевна. Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика)
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Корелина Наталья Сергеевна. Занятие - экспериментирование для детей старшего дошкольниого возраста - Зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещения
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Зудина Ольга Степановна. Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Коростелева Екатерина Федоровна. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Белоусова Наталия Владимировна. Рабочая тетрадь для занятий по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения 6-7 лет
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Гимнастика для глаз
  • Саматова Эльмира Замиловна. Электронные физкультминутки для глаз
  • Башкирова Светлана Владимировна. Консультация для родителей на тему: ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ВАЛЬГУСНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СТОПЫ У ДЕТЕЙ
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Никитина Светлана Владимировна, Прилатова Елена Ивановна. Тренинг для педагогов для снятия эмоционального напряжения «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ»
  • Беляева Юлия Владимировна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Бунина Марина Викторовна. Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения на снятие напряжения и агрессии у дошкольников 5–7 лет»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь