Антонова Анна Алексеевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «АЗБУКА СКОРОГОВОРОК».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «АЗБУКА СКОРОГОВОРОК».

Не каждому взрослому, не говоря уже о ребенке, удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка и новыми поэтическими образами.

Запомнить скороговорку для большинства детей, как правило, не составляет особого труда. Гораздо сложнее ее выговорить быстро (скоро) и без запинки, при этом четко и внятно. Предлагаемые ниже игры и упражнения помогают эффективно справиться с этой задачей. Однако здесь очень важно знать и выполнять несколько простых правил:

  • не допускайте скуки во время занятий, постоянно подогревая интерес ребенка новыми творческими идеями;
  • отложите занятие, если ребенок расстроен, устал или хочет заняться делом, которое ему больше нравиться;
  • знайте меру и не перегружайте малыша. Помните, норма – понятие весьма относительное;
  • забудьте о своем возрасте и с удовольствием включайтесь в работу с ребенком;
  • искренне гордитесь ребенком, цените и уважайте его успехи.

Иными словами, добивайтесь того, чтобы занятия были бы для всех не в тягость, а в радость.

Прежде всего, необходимо иметь «банк скороговорок». Очень полезно к поиску новых скороговорок подключать самого ребенка.

На одно занятие следует выносить не больше одной скороговорки. В этом случае она глубже прорабатывается, четче усваивается и остается в памяти на более длительное время. Начать лучше с того, что взрослый достаточно громко, не спеша, внятно читает текст скороговорки. Если ребенок уже знает алфавит, то ему можно дать карточку с печатным текстом скороговорки, так что у ребенка появляется возможность следить глазами. Затем взрослый с ребенком хором повторяют текст еще раз. После такого первичного знакомства со скороговоркой начинается основная работа по ее лучшему запоминанию и проговариванию. Для этого имеется много различных приемов.

1. Пропевка скороговорок. Абсолютно любую скороговорку можно пропеть, главное – подобрать к каждой в отдельности «свою» мелодию. И вариантов здесь великое множество: в виде любимой эстрадной песни, оперы, романса, частушки, в стиле «рэп», речитативом и др. Особенно детям нравится петь, изображая известных животных. Здесь тоже очень много вариантов: например, как медведь (грубым голосом), или как лисичка (хитро и лукаво), или как мышка (писклявым голоском), или как котенок (ласково и нежно) и т.д. Важно предоставить ребенку возможность самому решить, какое животное он будет изображать следующим.

Подобная работа тренирует память дошкольников, раскрывает их творческий потенциал, повышает настроение.

2. Инсценировка скороговорки. Это прием очень любим детьми, однако следует помнить о том, что не все скороговорки можно «показать», инсценировать. Поэтому необходимо заранее все продумать и отобрать подходящие.

Этот прием, как и предыдущий, раскрепощает детей, раскрывает их актерские способности.

3. Ответь на вопрос. Работа в этом ключе подразумевает, что скороговорка может быть не только великолепным упражнением для укрепления артикуляционного аппарата, но и служить богатейшим материалом для многочисленных размышлений дошкольника: о чем (оком) повествует эта скороговорка? Бывает ли такое на самом деле? Почему? Сколько слов в предложении? Значение какого слова вам не понятно? Какой звук здесь встречается чаще других? Как можно охарактеризовать этот звук? и т.д.

Ответы-рассуждения на подобные вопросы развивают мышление детей, учат их выдвигать гипотезы, обогащают словарный запас, учат различать звуки речи на слух, помогают овладеть звуковым анализом слов, подготавливая к освоению школьной грамоты.

4. Задай вопрос. Если предыдущий прием предполагал, что вопросы продумывает и задает взрослый, то в данном случае сам ребенок после знакомства со скороговоркой формулирует свой вопрос.

Подобная работа в сочетании с предыдущим приемом обучает дошкольников умению наблюдать, слушать, оперировать понятиями, характеризовать, разъяснять, рассуждать, делать выводы и умозаключения, оформлять свои мысли, формулируя их в виде грамотных размышлений, правильных вопросов и достойных ответов. В результате ребенок накапливает и обогащает знания и представления о самом себе, об окружающих его людях, о животном и растительном мире, о явлениях природы и о многом другом.

5. Диалог. В проговаривании скороговорки участвуют два человека, между ними происходит диалог. Важно, чтобы пара стремилась произнести скороговорку как можно четче и лучше, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль.

Данный прием развивает у малышей навыки общения и актерское мастерство. Следует помнить о том, что не всякая скороговорка подойдет для этого упражнения, поэтому материал следует отобрать заранее.

6. Зеркало. Упражнение выполняется в паре. Один ребенок изображает человека, стоящего перед зеркалом, и он должен произносить скороговорку, широко открывая рот и четко выговаривая каждый звук; второй ребенок стоит лицом к лицу к первому и изображает зеркало, а точнее – зеркальное отражение. Его задача – беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем следует поменяться роями.

Для данного приема, который великолепно развивает внимание дошкольников, подходит любая скороговорка, лишь бы она была интересна детям.

7. Эхо. Один ребенок достаточно громко, медленно, с паузами после каждого слова проговаривает скороговорку; ладони можно приложить к губам. По длительности паузы должны быть достаточными для эхо-повтора произнесенного слова остальными детьми. Интересно и занимательно при этом внести элемент игры, например, «Заблудившийся в лесу» или «Мы в горах». Прием способствует развитию навыков работы в коллективе, умению слушать и слышать не только себя, но и других.

8. Аудиоповтор. Скороговорка записывается на магнитную ленту. Взрослый сам решает, сколько раз и в каком темпе будут звучать слова и предложения.

9. Иллюстрация. Этот способ еще называется «Зарисовка». Ребенок записывает изученную скороговорку на отдельном листе и делает к ней иллюстрацию. При этом не имеет значения, есть ли у ребенка способности к изобразительной деятельности или нет. Таким образом, после серии занятий у ребенка формируется свой «банк скороговорок». Это прием развивает воображение, дает бескрайний простор для творчества.

10. Книга скороговорок. Когда наберется достаточное количество иллюстрированных скороговорок, можно выпустить книгу. Для этого надо всего лишь с выдумкой и фантазией оформить обложку, указав при этом автора и название книги.

Возможности работы со скороговорками неисчерпаемы. Ведь всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь.

Просмотров: 333
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Наделяева Галина Анатольевна. Сборник скороговорок 'Веселые скороговорки'
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Фоминых Елена Николаевна. Конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь»
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Осипова Елена Витальевна. Как спланировать конструктор тематического пространства в соответствии с ФГОС, при этом поддержать детскую инициативу.
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Дементьева Наталья Владимировна. Консультация для родителей на тему: «Как на самом деле любить своего ребенка».
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Макарова Елена Николаевна. Педагогический проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!»
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Способы создания досуга с ребенком. Или как быть веселым родителем?
  • Стахеева Людмила Владимировна. Релаксация как прием здоровьесберегающих технологий младших дошкольников
  • Поморцева Ольга Александровна. Презентация «Как воспитать ребёнка успешным? Можно ли обойтись без наказания?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь