Бочкарева Ирина Валерьевна. Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса в детском доме.

Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса в детском доме.

Учитель-логопед Бочкарева И.В.

Российская модель современного образования базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы здоровья детей, обеспечения условий успешной социализации и создания равных возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных и актуальных в приоритетных направлениях развития Российской системы образования.

В настоящее время контингент воспитывающихся в детском доме достаточно разнообразен по уровню речевого развития, особен­но это заметно у детей младшего школьного возраста. На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нару­шения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обусловливают ограниче­ния в их социализации.

 

За последние несколько лет учёными, занимающимися проблемами речи отмечается стойкий процесс увеличения количества детей, страдающих такими речевыми нарушениями, как фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие, общее недоразвитие речи-III уровня, фонетические дефекты, обусловленные стертой дизартрией. А поскольку несовершенства устной речи имеют свойство закрепляться в виде специфических ошибок чтения и письма (Р. Е. Левина, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев), следствием учащения патологии устной речи является рост частоты возникновения дисграфии и дислексии, которые сегодня представляют собой самые распространенные формы речевых расстройств у младших школьников.

В начале учебного года все воспитанники детского дома проходят логопедическое обследование, по результатам которого комплектуются логопедические группы. С учетом специфики речевого нарушения разрабатывается планирование коррекционно-развивающих логопедических занятий по группам и индивидуально.

Но решая проблемы нарушения в развитии устной и письменной речи, нельзя не учитывать, что у детей данной категории в большинстве случаев наблюдается снижение социальной активности. Это проявляется в проблемах внутри личностного характера (сниженная самооценка, неуверенность в себе, переживание, ранимость); в проблемах социального характера, в педагогических проблемах, которые в конечном итоге отражаются на успеваемости детей.

Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе. У них затруднено взаимо­действие с социальной средой, снижена способность адекватного реагиро­вания на происходящие изменения. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении. В связи с этой проблемой перед современной образовательной системой возникает необходимость создания благоприятных условий для воспи­тания и обучения данной категории детей.

В нашем учреждении в последние годы сформировалась целостная система педагогического сопровождения воспитанников с нарушением речи в общеобразовательную среду. В процессе работы решаются основные логопедические задачи:

  • коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди воспитателей.

Логопедические занятия требуют определенной системы по профилактике и коррекции речевых нарушений. Используются методы, направленные на развитие и совершенствование речевых функ­ций и структурных компонентов речи, развитие общей координации и мелкой моторики рук, формирова­ние коммуникативных способностей, развитие основных психических про­цессов, эмоциональный тренинг (соотнесение эмоциональных состо­яний с природными и обществен­ными явлениями, оценка собствен­ных эмоциональных состояний), формирование адекватной самооценки.

Одним из ведущих направленийв работе учителя — логопеда является просвещение воспитателей. Они получают все необходимые рекомендации и дидактические материалы. Такая совместная деятельность позволяет воспитателям участвовать в коррекционно-развивающей работе и видеть динамику развития речи детей.

Главный педагогический принцип коллектива – помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в обществе. В настоящий момент сформировалась и действует система взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов, воспитателями. Учителем-логопедом нашего учреждения разработаны комплексы упражнений, которые способствуют улучшению качества речи, развитию языкового чутья, четкости и разборчивости речи. Такие упражнения подходят как для фронтальных, так и индивидуальных логопедических коррекционно-развивающих занятий. Учителя используют их на различных этапах уроков, применяют при организации динамических пауз и физминуток.

Важным направлением в работе является сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя группы. Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется со следующими целями:

  • повышение эффективности коррекционно-образовательной работы (исключается дублирование занятий логопеда)
  • активизация речевых, познавательных, эмоционально-личностных воз­можностей детей с нарушением ре­чевого развития во внеурочной деятельности

- осознание ре­бенком своего социального статуса и освоение основных способов соци­ального взаимодействия.

Воспитателем группы применяются методы педагогического сопровождения воспитанников с нарушением речевого развития, направленные на ак­тивизацию речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личност­ных особенностей, специфика кото­рых негативно отражается на про­цессе адаптации данной категории детей.

Для этого необходима постоянная и целенаправленная работа воспитателя, которая ведется на протяжении всей работы группы: во время прогулки, самоподготовки, воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел, участия во внеурочной деятельности. Одним из основных приемов в работе воспитателя с детьми с речевыми нарушениями является игра и игровые упражнения, как средства активизации речевой деятельности детей. У детей с речевыми нарушениями не выработана социальная роль. Специально подобранные сюжетно-ролевые игры и упражнения способствуют эффективному развитию речи и включению таких детей в коллективную деятельность.

Воспитатель совместно с учителем- логопедом планирует воспитательно-коррекционную работу на каждом режимном этапе. Во время подвижных игр на прогулке воспитатель следит за тем, чтобы дети включались в игру и чувствовали себя уверенно. В свободное от занятий время таким детям предлагаются индивидуальные карточки по развитию речи и сопутствующие к ним инструкции. Так же детям предлагаются настольные игры и познавательные папки дидактического характера. Дети их любят, так как содержат яркий иллюстративный ряд и доступный материал познавательного характера. В режиме работы группы дети посещают театральный кружок. Театральные занятия поддерживают речевое общение, побуждают внимательно слушать других. Дети с речевыми нарушениями наравне со всеми участвуют в инсценировках, сюжетно-ролевых играх, пишут стихи.

Проводятся внеклассные мероприятия в форме игр-путешествий, клубных часов, турниров, устных журналов, групповых занятий, которые помогают таким детям применять полученные знания, активизироваться и адаптироваться в коллективе. На таких мероприятиях, как «Прощание с Азбукой», «Дорожная азбука» и т. д.

С воспитанниками детского дома осуществляется проект по иллюстрациям сказок Ю.Васнецова.

Цель данного проекта формирование связной последовательной речи и развитие интереса к книге с помощью книжной графики Ю. Васнецова.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: — познакомить детей с творчеством Ю. Васнецова через иллюстрации к русским народным сказкам, к потешкам, и авторским сказкам.

  • закреплять умение пересказывать сказки, совершенствовать интонационную выразительность речи
  • учить внимательно слушать загадки и отгадывать их
  • закреплять представления о книжной графике, о творчестве художника-иллюстратора русских народных сказок Ю. А. Васнецова
  • развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение
  • совершенствовать мелкую и общую моторику
  • воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству.

В данном проекте проводится чтение детям русских народных песенок и потешек, иллюстрированных Ю.А. Васнецовым, «Конь», «Мыши», «Коза-хлопота», «Петушок», «Сорока-белобока», «Пошел котик на торжок», «Котинька-коток», «Как на тоненький ледок», «Ладушки», «Гуси», «Заинька, выйди в сад», «Скок-поскок»; Знакомство со средствами выразительности рисунка: О том, как Ю. Васнецов животных рисовал; Дидактические игры; лепка: «Красивая лошадка»; рисование: «Заячья избушка», «Теремок»; инсценировка сказки «Заячьи слёзы», «Теремок».

В завершении проекта провели диагностику, которая показала уровень развития сюжетных композиций в рисунках детей. Результат детей с высоким уровнем восприятия книжной иллюстрации – 6, на среднем уровне находятся 3 человека и 1 ребенок имеет низкий уровень. Проанализировав ответы детей можно сделать вывод, что все дети в той или иной степени поняли содержание иллюстраций, соответственно тексту произведения.

Участвуя в данном проекте дети с речевыми нарушениями становятся активными участниками. А на подготовительном этапе этих мероприятий им оказывалось логопедическое сопровождение: контроль за правильным артикуляционным укладом, речевым дыханием и просодической стороной речи.

Практические результаты подобной совместной работы учителей, логопеда и воспитателей дают положительные результаты. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они быстро овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружающей действительности. В нашем детском доме из 26 воспитанников, зачисленных в логопедические группы в 2013-2014 учебном году, у 70% обучающихся были устранены проблемы устной речи к концу учебного года. Остальные обучающиеся продолжают коррекционные занятия.

В ходе педагогического сопровождения у детей с нарушени­ями речи происходит активизация и развитие речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личност­ных качеств, что способствует формированию их социальной активности в обществе.

Список литературы

  1. Грачева И.А., МаландинаС. С. Интеграция дошкольников с патологией речи в начальном звене общеобразовательного учреждения как оптимальное условие для развития и обучения личности//Школьный логопед. -2010. -№4. — с. 58-65
  2. Данилюк Л.А. Инновации в деятельности школьного логопеда// Логопед. — 2010. -№3. — с. 105-109
  3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005
  4. Касаткина П.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. — Волгоград, 2005.
Просмотров: 418
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Ившина Елена Николаевна. Сотрудничество учителя-логопеда с семьей, как одно из условий успешной коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Жантимирова Динара Кинесовна. «Использование натуральных материалов как средство развития речи в работе учителя – логопеда»
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Русина Ася Сергеевна. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Светлана Анисимова. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Гарифуллина Ляйсан Камиловна. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА «РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Пушкарева Ольга Сергеевна. Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи
  • Никишова Елена Ивановна. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь