Свидлер Яна Валериевна. Содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в условиях логопедического пункта ДОУ

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад №24 Петроградского района г. Санкт-Петербурга Учитель-логопед высшей квалификационной категории Свидлер Яна Валериевна 2015

 

Анализ результатов обследования речевого развития восптанников ГБДОУ показывает, что более 70% детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) имеют недоразвитие звуковой стороны речи, из них – 50% — фонетико-фонематическое недоразвитие. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Одна из основных причин – недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. В связи с этим в ГБДОУ функционирует логопедический пункт.

Цель коррекционно-развивающей работы – обеспечение оптимальных педагогических условий, способствующих овладению детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что, в свою очередь, формирует готовность к обучению в школе.

В процессе коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • воспитание грамматически правильной связной речи;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ, специалистами детской поликлиники и медицинских учреждений.

При построении коррекционной работы учитываются следующие принципы:

  1. учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип);
  2. комплексность с точки развития речи дошкольника;
  3. воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода);
  4. опора на сохранное звено;
  5. учет закономерностей нормального хода речевого развития;
  6. учет ведущей деятельности;
  7. поэтапность;
  8. учет индивидуальных особенностей;
  9. взаимодействие (сотрудничество) с родителями.

Характеристика речи детей с ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными и акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к фонматическому анализу и синтезу. Следует отметить, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи. Для детей с данным речевым нарушением типичными являются несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен. Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ФФНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Особенности организации обучения и воспитания

Исходя из неоднородности состава детей на логопункте, обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста. Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование подготовки к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.

Методы обучения

  • Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа
  • Наглядные методы: демонстрационный матнриал, символы гласных, символы согласных звуков, схемы, предметные картинки, разрезная азбука.
  • Практические методы: работа с раздаточным материалом, печатание на доске, листе бумаги, работа с разрезной азбукой
  • Метод дидактических игр

Формы организации коррекционно-развивающей логопедической работы

В коррекционной работе предусмотрены два типа занятий: индивидуальные и подгрупповые.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии и дизартрии. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его на уровне слога, слова, предложения.

Основная цель подгрупповых занятий – развитие фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, связной речи, подготовка к обучению грамоте.

Наполняемость группы зависит от состава воспитанников, зачисляемых ежегодно из числа детей подготовительного к школе возраста.

Количество занятий в неделю: 3 индивидуальных занятия и 1-2 подгрупповых (по 3-6 детей в подгруппе). Длительность индивидуальных занятий – 15-20 минут, подгрупповых – 30-35 минут.

Индивидуальные занятия

Цель: формирование произношения и фонематических процессов (На каждом занятии в течение всего периода обучения)

Этапы работы:

1. Подготовительный этап

Развитие ручной моторики

Развитие артикуляторной моторики

Развитие слухового восприятия и внимания

2. Постановка звука

Развитие слухового восприятия

Развитие фонематического анализа

Развитие речевой артикуляторной моторики

Работа по непосредственной постановке звука

3. Автоматизация звука

Введение звука в слоги, слова, словосочетания, предложения, связную речь

Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, элементарного фонематического анализа и синтеза)

Работа над просодической стороной (над ударением при автоматизации звука в словах и слогах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении и связной речи)

4. Дифференциация звуков речи

Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков (автоматизация в слогах, словах, фразах)

Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков

5. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Развитие умения использовать автоматизированные и отдифференцированные на специально подобранном материале звуки в естественных речевых условиях

Формирование способности контролировать своё умение правильно произносить звуки в спонтанной речи

Планирование подгрупповых занятий разделено на два периода обучения:

  1. октябрь – январь (32 занятия);
  2. февраль – май (29 занятий).

Всего в год – 61 час. Из них:

  • расширение лексико-грамматических представлений – 24 часа;
  • совершенствование навыков звукового анализа и синтеза — 28 часов;
  • развитие связной речи – 9 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Список литературы

  1. Дошкольная логопедическая служба. – М. — 2006.
  2. Инновации в логопедическую практику. – М. – 2008
  3. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – Спб. – 2014
  4. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. М. – 2007.
  5. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М. – 2007.
  6. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. – Спб. – 2003.
  7. Краузе Е.Н. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. Спб. – 2005.
  8. Курдановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М. – 2007.
  9. Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека заданий. – Спб. – 2007.
  10. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М. – 2002.
  11. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. М. – 2008.
  12. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М. – 2000.
  13. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать (Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи). – М. – 2006.
Просмотров: 482
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Назарова Наталья Сергеевна. Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Аликина Тамара Ивановна. Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.
  • Свидлер Яна Валериевна. Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
  • Трофимова Александра Викторовна. Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Круглякова Татьяна Александровна и Травина Ирина Владимировна. Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Галина Котова. Автоматизация звуков (Р), (РЬ) в словах, предложениях, связной речи.
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Баранова Лидия Викторовна. Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов»
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Шемет Елена Александровна. Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе»
  • Коршикова Оксана Анатольевна. Развитие просодических компонентов речи детей, в системе дифференцированной коррекционно-развивающей деятельности.
  • Терешкина Ольга Станиславовна. Проект 'Развитие фонематического восприятия анализа и синтеза через наглядное моделирование'
  • Спильная Елена Валерьевна. Конспект НОД по формированию произносительной стороны речи средней группе детей с тяжелым нарушением речи «Мама для мамонтенка»
  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь