Кравцова Мария Андреевна. Авторская разработка 'Дифференциация звука «Ж» «Ш» у старших дошкольников с общим недоразвитием речи'

Авторская разработка Дифференциация звука «Ж» «Ш» у старших дошкольников с общим недоразвитием речиАвторская разработка "Дифференциация звука «Ж» «Ш» у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 комбинированного вида Петроградского района г. Санкт-Петербурга

подготовила учитель-логопед Кравцова Мария Андреевна Санкт-Петербург, 2016г.

Цели:

  • Различать и правильно произносить звуков [Ш-Ж] в слогах, словах, предложениях;
  • закреплять умение делить слова на слоги
  • развивать фонематический слух, мышление, мелкую моторику рук
  • развивать концентрацию зрительного и слухового внимания
  • развивать словесно-логическое мышление
  • создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта коллективной работы.

Материал. Картинки предметные (каша, пирожок, мороженое, ватрушка, джем, шоколад, желе, крыжовник); куклы (девочка и мальчик), фишки для слогового анализа, пенек, изображение плоскостное ёлки, мячики су – джок.

 

Оргмомент

Сегодня День рождения у брата и сестры.

Угадайте, как их зовут?

В имени девочки первый звук [Ж] (Женя, Жанна). Назовем ее Жанна.

В имени мальчика есть звук [Ш] (Гриша, Миша, Паша, Наташа).

Назовем его Миша. Сообщение темы занятия.

Кто догадался, о каких звуках сегодня будем говорить? [ш — ж]

Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Произнесение и характеристика звуков [Ш-Ж]. Сравнительная характеристика.

Звук [ш] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму "чашечки". Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук [ш] твердый, глухой.

Звук [ж] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму "чашечки". Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки вибрируют, голос есть. Звук [ж] твердый, звонкий.

Оба они согласные, твердые.

Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий.

Звонкость – глухость проверяем двумя способами (1 – руку на горло, 2 – закрыть уши).

Для вас Миша и Жанна придумали игры.

Игра «Поймай звук».

Жанна и Миша предлагают познакомиться с ними и поиграть в игру «Поймай звук».

Если услышите звук [Ш] — надо присесть на корточки, если услышите звук [Ж] — хлопните в ладоши.

(Ш, Ж, Ж, Ж, Ш, Ш, Ж;

ша, жа, жо, шо, шу, жу, ши, жи)

Игра «Наоборот» — преобразование слогов и слов. (С мячом)

Замени звук [Ш] на [Ж] и наоборот.

Ша- жа Жа-ша Шу- жу

Шо -жо Жо-шо Жу- шу

Ужи-уши жалить-шалить шар- жар

Жить-шить житье-шитье ужи-уши

Жил-шил жутко — шутка мажет-машет

Жаль — шаль лужа — Луша

Лежа — Леша нашивка-наживка

Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук».

Послушайте, что любят Жанна и Миша. Если в словах будет звучать звук ш, хлопните в ладоши, если услышите звук ж, поднимите руку.

Произносятся слова: каша, пирожок, мороженое, ватрушка, джем, шоколад, желе, крыжовник.

Произношение звуков ш, ж в стихах

«Сяду на пенек да съем... (пирожок)», — сказала Жанна. «Осторожно, это не пенек, а ежик!» — воскликнул Миша.

Лежит ежик у елки,

У ежа иголки.

А внизу, похожие на маленьких ежат

Шишки прошлогодние на траве лежат.

Уточнение слова прошлогодние. Повторение стихотворения хором. Выделение слов со звуком ж, затем со звуком ш.

Ребята, а мы же с вами знаем сказку про ёжика, давайте расскажем Мише и Жанне!

Развитие мелкой моторики (мячики су – джок)

Сказка "Ёжик"

Жил да был Ёжик на полянке в своём домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке).

И решил он однажды навестить своих друзей.

Выбежал Ёжик на тропинку (катаем шарик по кругу ладони) и побежал к Крошу, так как его домик был совсем не далеко. Бежит, подпрыгивает на кочках (шариком покалываем подушечку каждого пальца).

Но не оказалось Кроша дома: «Наверное, он убежал Лосяша навестить» — подумал Ёжик и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Катится Ёжик, а навстречу ему Копатыч идёт не спеша.

Обрадовался Ёжик, спрашивает Копатыча:

- «Куда ты идёшь?».

- «В лес за грибами» — отвечает Копатыч – «Пойдём со мной».

Пошли они вместе (катают шарик по пальчикам по очереди к каждому).

Раз – грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок, (зажать шарик в другой ладошке) — много насобирали.

Простился Ёжик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Вдруг ему навстречу выскакивает лягушка – квакушка, спрашивает её Ёжик: — «Ты куда скачешь?». — «Скачу, куда глаза глядят» — отвечает лягушка. – «Поскакали со мной».

Стал Ёжик с лягушкой скакать (прикасаться колючками шарика к кончику пальцев, делая глубокий вдох).

Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал. Зашёл он в свой домик (раскатывать шарик по ладошке), лёг на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.

Связь звука с буквой

  • Прокатывание шарика по написанной букве ( «Буквы знаю и пишу шарик верно прокачу»)
  • Написание буквы Ш и Ж и ее элементов прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола.

Послушайте, о чем говорила Жанна с ежом:

Ежик, еж, где ты живешь?
-Под кустом меня найдешь.
-Ежик, еж, куда идешь?
* На лужайку я иду

Там еду себе найду,
- Ежик, еж, кого найдешь?
* Я найду жука и мышку
Отнесу своим детишкам,

Своим дружным ребятишкам.

После прослушивания одна группа детей задает вопрос ежику, другая — отвечает. Выделение слов со звуком ш. Уточнение значения слова дружные.

А вы, ребята, дружные? Очень важно жить нам дружно, что для этого нам нужно? Нужно... (не ссориться и делиться игрушками).

Очень интересно проходит День рождения Миши и Жанны. Много игр. Они предлагают поиграть еще в одну.

Звуко — слоговой анализ слов Миша, Жанна.

Сколько слогов и звуков в именах?

Жанна – определяем количество слогов — хлопки

Миша — выкладывание звукового анализа фишками. Слоговой анализ.

Итог занятия.

У кого было День рождение?

Какие звуки сравнивали сегодня? Чем они похожи? Чем отличаются?

Чем занимались?

Что понравилось больше всего?

Просмотров: 348
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Сошникова Лариса Валериевна. Цикл занятий для подготовительной к школе группы. Звук «с» и звук «з».
  • Семеняко Анжелика Валентиновна. Автоматизация изолированного звука Ш 'Шарик и его друзья'
  • Шошина Елена Владимировна. Занятие в подготовительной группе Тема. Волшебные буквы «Согласный звук и буква Р.»
  • Полякова Наталья Ярославовна. Учим ребенка правильно произносить звук [С]
  • Исакова Жанна Николаевна. Проект «Ежик-ежик колкий»
  • Юлия Кодинцева. Развитие речевого восприятия Звук (у). Буква У у
  • Демиденко Татьяна Романовна. Непосредственно организованная образовательная деятельность Тема: Звук [Ч], буква Ч. (Этап автоматизации звука [Ч])
  • Редактор. Сценарий «Воздушный шарик» (сценарий Дня рождения для детей)
  • Орлова Светлана Владимировна. Конспект подгруппового занятия с использованием Здоровье сберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».
  • Корниенко Татьяна Сергеевна. Конспект группового занятия по обучению грамоте в подготовительно группе детского сада по теме: «Звук [К], [К']и буквы К, к»
  • Размета Татьяна Евгеньевна. Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему: Звук «Ш» для детей старшей группы
  • Редактор. Ёлочный шарик из бумаги
  • Васильева Сахаяна Петровна. Конспект занятия по развитию речи Тема: 'Звук и буква Э'
  • Мадина Тимуровна Атабаева. Конспект открытого урока по подготовке к обучению грамоте и письму. Тема 'Звук и Буквы В, в.'
  • Редактор. Светящийся шарик (секрет фокуса)
  • Редактор. Новогодние поделки - шарик из конфетных фантиков
  • Липинская Марина. Мастер класс 'Новогодний шарик'
  • Бугаёва Наталья Юрьевна. Конспект занятия по развитию произношения для детей подготовительной группы «Звук Р».
  • Гордиеня Татьяна. Конспект занятия для дисциплины «Занимательная азбука» Тема: «Звук [Щ] и буква «Щ».
  • Рахимова Лейсан Ильдусовна. Конспект занятия звук и буква Э
  • Любовь Филиппова. Конспект фронтального занятия. Тема 'Звук С'
  • Ворошилова Ирина Анатольевна. Конспект занятия по обучению грамоте «Звук (З). Буква З» (старшая группа)
  • Мудракова Наталья Владимировна. Презентация по развитию речи во 2 младшей группе 'Звук 'П'
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук Р»
  • Светлакова Валентина Сергеевна. Конспект занятия: «Звук [Р]. Морское путешествие».
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук С»
  • Колбасова Ольга Николаевна. Конспект занятия на тему «Звук и буква «Ж».
  • Даутова Елена Николаевна. Конспект ОД по звуковой культуре речи в средней группе, звук Ч.
  • Арсеньева Галина Алексеевна. Занятие по развитию речи в старшей группе «Звук и буква У»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь