Осипова Анна Семёновна. Как помочь малышу заговорить? Советы логопеда воспитателям ясельной группы

Как помочь малышу заговорить? Советы логопеда воспитателям ясельной группы

Многие родители, придя впервые в детский сад в ясельную группу, вдруг обнаруживают, что их ребёнок, по сравнению со сверстниками, «плохо разговаривает». И в панике начинают искать специалиста, чтобы всё исправить. Но, к сожалению, часто уже упущена большая часть драгоценного времени: от 0 до 3 лет – сензитивный период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь то воспитание, развитие или коррекция.

В своей статье хочу дать рекомендации воспитателям ребят ясельной группы.

Ведь именно они проводят большую часть времени с детьми и могут вместе с родителями помочь малышу овладеть речью родного языка.

Очень часто причиной молчания малыша является гиперопека. Т.к. в условиях гиперопеки речевая функция ребенка останется невостребованной. Ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи?

 

Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями. В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.

В группе детского сада для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми и другими ребятами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, педагоги будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Необходимо, чтобы у ребёнка формировались полноценные образы о предметах. Для этого ребенку нужно получать стимулы извне различных модальностей (зрительные, слуховые, тактильные и т.д.). Так, например, делая что-либо в группе, можно брать ребенка с собой, делать так, чтобы он видел действия воспитателя, одновременно проговаривать названия этих действий. Разрешать манипулировать с бытовыми предметами (разумеется, с безопасными для здоровья), чтобы малыш имел возможность слышать бытовые звуки и видеть, откуда они возникают. Например, дать поиграть с ложкой, взять ее в рот (обязательно оречевляя: «Это ложка. Металлическая, твердая, холодная»), если малыш бросил ложку, — также оречевить этот момент: «Ты бросил ложку. Ложка упала – дзынь!»), постучать ложкой по ковру, кастрюле, чтобы слышать различия, как она стучит (глухо по ковру и звонко по кастрюле).

Самое основное для улучшения речи – это развитие мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата.

Зная опыты В.М. Бехтерева, который в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, особое внимание я уделяю развитию мелкой моторики.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Важно делать вместе с малышом в игровой форме каждый день артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, играть в дидактические игры или делать самомассаж (рук, лица). При самомассаже можно использовать разные тренажеры, такие как мячик "ежик", каучуковый мячик, массажное кольцо Су Джок а также авторские логопедические зонды.

Малышу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга; делаю упражнения с кистями рук, лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. В центре ладони находится очень важная точка — центр развития речи. Кроме того, массировать пальчики в направлении от кончиков к запястью, растирая их со всех сторон, а затем легко надавливаю на подушечку каждого из них. Затем каждый пальчик несколько раз сгибать и разгибать. Делать так 2-3 минуты ежедневно. Тем самым мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга. Также нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Очень важно, чтобы воспитатели следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Нечёткая торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребёнка. Он будет пропускать звуки, «проглатывать» окончания слов.

Важен эмоциональный контакт с ребенком и эмоционально выразительный разговор, интонированное чтение сказок, потешек. Почему это важно? Потому что маленький ребенок, в первую очередь воспринимает интонацию, а уж затем смысл слов. Эмоционально окрашенную речь ему легче воспринимать, так проще запоминаются новые слова.

Не сюсюкайте с ребенком. Это будет тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Лучше говорите с ласковой интонацией.

Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведёт к тому, что ребёнок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово за малышом, но произнести его корректно, даже утрированно, так четко, чтобы были слышны все звуки. Но произносить надо не орфографически, а орфоэпически.

Договаривайте слова, не обрывайте речь на полуслове. Пусть у ребенка будет образец чистой речи. Замечено, что чаще слышит ребенок, то потом он и будет воспроизводить в первую очередь, начав говорить.

Не заменяйте слова на неправильное значение слова (сапоги – «башмачки»).

Называйте вещи своими именами (особенно актуально для детей, которые уже начали говорить и накапливать активный словарный запас). Например, вместо того, чтобы на каждый вид транспорта постоянно говорить ребенку "бибика или машинка", говорите: машина, автобус, троллейбус, трамвай, трактор, экскаватор, грейдер и т.д. Но важно начинать с материала, к которому ваш ребенок проявляет интерес (может, он любит животных или машины или его интересует бытовая техника).

Наглядный материал, используемый на занятиях в группе, должен быть реалистичным и не зашумлённым. (Важно, чтобы на картинке в детской книжке было видно, кто изображен: петух или павлин). Не следует использовать книги и игрушки, не соответствующие оригиналу. Если можно четко определить предмет, назвав конкретным словом, у ребенка будет складываться четкое понятие о предмете.

Проговаривайте четко окончания слов, так лучше развивается «чувство языка», а значит, чёткое понимание смысла слов русской речи и владение разными её нюансами. И в дальнейшем ребёнок легче будет усваивать грамматическую сторону языка. А, следовательно, легче будет даваться русский язык в школе.

Не следует говорить все слова только лишь в уменьшительно-ласкательной форме. Проговаривайте их как в полной (например: курица), так и в уменьшительно-ласкательной форме (курочка). И не забывайте про синонимы, чтобы обогащать словарь (наседка, клушка, несушка и т.д.). Употребляйте уменьшительно-ласкательные формы адекватно ситуации. Например: малыш насыпает в формочку песочек; а экскаватор высыпает песок.

Стараться не вставлять в каждую свою фразу бессмысленных восклицаний: ой, какой!, ой, какая! Заменяйте эти слова на информативные: лёгкий, мягкий, круглый и т.д.

Прежде чем спрашивать у ребенка, что нарисовано на картинке или что за предмет он наблюдает, сначала расскажите о нем сами. И чем понятнее и нагляднее будет ваше объяснение, тем лучше. Называйте вещи своими именами, а не заменяйте их на звукоподражания.

Когда играете с малышом в игрушки, вместо указательного местоимения «это» (например, «возьми это, ставь сюда») называйте конкретные существительные для развития пассивного словаря. Например, возьми маленький кубик и поставь его на большой. «Известно, что первые временные связи между предметами и их словесными обозначениями, то есть первичное понимание речи, образуется у детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением предмета, действия, явления, которые они обозначают» [1, с.154].

Таким образом, именно первые годы жизни малыша имеют колоссальное значение для развития речи, а значит, и для развития способности мыслить. Развивая научные положения о сензитивных периодах развития, Л.С. Выготский отмечал, что «если ребенок до 3 лет по каким-либо причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому» [5, с.98]. И поскольку обучение речи и восприятие языка происходит именно в этот период, следует, как можно раньше обратить внимание на отставание ребенка в этой области. Чем скорее удастся выявить отклонения, тем больше шансов снизить вредное влияние патологии, приблизиться к норме. Надеяться на то, что все само собой образуется, когда малыш подрастет, или утешать себя тем, что «ребенок просто отличается своим развитием» — наивно и неразумно. Как раз в детском саду или в школе такому ребенку будет гораздо труднее. Ведь требования к нему возрастут, и он гораздо острее ощутит отставание от сверстников. В начале пути организм маленького человека очень пластичен и обладает поразительными способностями к адаптации, которые можно активизировать при помощи соответствующего лечения и коррекции.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. — М.: АСТ: Астрель, 2007.
  2. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М., 1987.
  3. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: учебное пособие. — М.: Лабиринт, 2001.
  4. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей — олигофренов. — М.: Просвещение, 1970 — с. 112
  5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М.: Секачев В.Ю., Институт общегуманитарных исследований, 2002.
  6. Курпатов А.В. Первое руководство для родителей. Счастье вашего ребенка. — 2-е издание. М.: ЗАО "ОЛМА Медиа Групп", 2008.
  7. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  8. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). — М., 1997.
Просмотров: 409
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Макарова Елена Николаевна. Педагогический проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Скрыпникова Яна Николаевна. Спортивный праздник ко дню Матери в старшей группе «О, как прекрасно это слова – МАМА»
  • Упакова Наталья Ивановна. «Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Чагина Мария Николаевна. Малыш начинает говорить. Раннее развитие речи детей. Советы логопеда.
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь