Фоминых Елена Николаевна. Конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь»

Конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь»

Автор:

  • Фоминых Елена Николаевна учитель – логопед МБДОУ № 102 г. Екатеринбург

Краткая аннотация статьи: общеизвестным является тот факт, что учителя – логопеды часто используют в своей практике скороговорки для совершенствования речи детей. Интересным и полезным для дошкольников может стать конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь», который проводится в старшей группе, в конце учебного года. В конкурсе принимают участие команды «Говорунишки» и «Болтунишки», которые соревнуются в чётком, быстром и выразительном проговаривании скороговорок: фольклорных и современных, самостоятельно сочинённых и проиллюстрированных совместно с родителями. Конкурс проводится с музыкальным сопровождением, с участием персонажей: бабушки Аграфены Дормидонтовны и говорящего Мишки.

 

В своей практике учителя-логопеды для автоматизации, дифференциации поставленных звуков и совершенствования речи детей очень часто обращаются к скороговоркам. Скороговорка как жанр устного народного творчества появилась ещё в Древней Руси. Интересна эволюция термина «скороговорка» в разных изданиях «Словаря русского языка» С.Ожегова. Если в издании 1978 года даётся следующее определение скороговорки: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь», то уже в 1990 году внесена важная поправка: «Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка». В определении исчезли слова «ради забавы придуманная». Это связано, в частности, с тем, что скороговорки взяли на вооружение логопеды и новые тексты разрабатываются не для забавы, а для коррекции и совершенствования речи детей.

Диапазон скороговорок необычайно широк. Они бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и на сочетаниях звуков.

В настоящее время, наряду с народными, фольклорными скороговорками, логопеды используют в своей практике и современные авторские скороговорки.

Работая много лет учителем-логопедом в детском саду, я пришла к выводу, что уже в старшей группе (в конце учебного года), когда у большинства воспитанников поставлены и автоматизированы все звуки, можно провести с детьми конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь». На конкурс приглашаются родители воспитанников. В состав жюри входят: старший воспитатель, музыкальный руководитель и учитель-логопед другой группы. Предлагаю вниманию коллег сценарий конкурса.

Конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь»

Цели проведения конкурса:

  • совершенствование звуковой стороны речи, улучшение дикции детей
  • формирование выразительности речи
  • развитие слухового внимания и памяти
  • развитие артистических способностей
  • воспитание уважения к великому культурному наследию России
  • формирование умения взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования

Оборудование:

аудиомагнитофон, сюжетные картинки к скороговоркам, предметные картинки, четыре маски-эмоции, карточки с буквами, бубен, мягкая игрушка – говорящий Мишка, костюм бабушки, мольберт, таблички с названиями команд «Говорунишки» и «Болтунишки», два подноса, колокольчики, сладкие призы.

Предварительная работа:

  • дети совместно с родителями выполняют домашнее задание – учат наизусть по одной скороговорке, подобранной самостоятельно, и по желанию, делают рисунок к этой скороговорке.
  • воспитатель делит детей на две команды «Говорунишки» и «Болтунишки».

Ход конкурса

  • Организационный момент. Вступительное слово логопеда.

Под музыку «Выйду на улицу, гляну на село…» дети рассаживаются по командам на стулья, стоящие друг напротив друга.

Логопед. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня в нашей группе проводится конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь». Знаете ли вы, что скороговорки появились ещё в Древней Руси, много столетий тому назад. В детских играх, забавах на быстрое произношение скороговорок они становились источником смеха, веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, чётко и красиво говорить!

Участвовать в конкурсе будут команды «Болтунишки» и «Говорунишки», по 10 человек в каждой команде. В случае затруднений при выполнении заданий, детям могут помочь их родители. Оценивать все задания конкурса будет уважаемое жюри (учитель-логопед представляет членов жюри). Всего в конкурсе будет 7 заданий. За каждое задание можно получить один или два колокольчика (в зависимости от оценки жюри). В конце конкурса мы посчитаем, сколько колокольчиков заработала каждая из команд.

  • Задание 1. Скороговорки – «невелички».

Логопед. Начнём наш конкурс с разминки. Каждый из участников команд должен повторить за мной громко, чётко и быстро скороговорки – «невелички», когда я передам ему в руки бубен – звонкий и громкий народный музыкальный инструмент.

Скороговорки для команды «Болтунишки»

  • Веня и Иван не виноваты.
  • В дневнике у Вадима девять двоек.
  • Филимон был на футболе в футболке.
  • В Японии все пони в попоне.
  • Дима даёт Дине дыню.
  • Дядя Федя дал мёда медведю.
  • Сынок не носит косынок.
  • У забияки змея за пазухой.
  • Наш шпион выше вашего шпиона.
  • Лев поднял лапу и дал волку по лбу.

Скороговорки для команды «Говорунишки»

  • Внимание: в водоёме водяной.
  • У Бобика в будке будильник.
  • У Пети Потапова папа – капитан.
  • Попугая не купают, попугая покупают.
  • Дома один Дима и два Вадима.
  • Опять Антон пьёт кипяток.
  • Десять совят на сосне сидят.
  • Синице гусеница снится.
  • У швеи в шкафу ковшик и кувшин.
  • У зелёной ёлки колкие иголки.

Жюри объявляет результаты первого задания.

  • Задание 2. Бабушкины скороговорки.

Звучит музыка «Выйду на улицу…»

Л о г о п е д. Ребята, к нам в гости приехала бабушка Аграфена Дормидонтовна (её роль исполняет воспитатель группы).

А г р а ф е н а Д о р м и д о н т о в н а. Здравствуйте, ребятки дорогие. Для начала попробуйте поздороваться со мной и правильно произнести моё имя (дети хором произносят: «Здравствуйте, Аграфена Дормидонтовна!»).

А г р а ф е н а Д о р м и д о н т о в н а. Слыхала я, что вы скороговорки шибко хорошо умеете говорить. Так то, наверное, современные, а вы попробуйте мои старинные повторить. Выходите ко мне из каждой команды молодец и девица. На картинки мои посмотрите и скороговорки чётко и быстро повторите.

Иллюстрированные скороговорки для команды «Болтунишки»

  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
  • Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали, похохатывали.

Иллюстрированные скороговорки для команды «Говорунишки»

  • Стоит воз овса, возле воза овца.
  • Течёт речка, печёт печка, печёт печка, течёт речка.

Аграфена Дормидонтовна хвалит детей и, прощаясь, уходит. Жюри оценивает выполненное задание.

  • Задание 3. Артистичные скороговорки.

Л о г о п е д. Скороговорки нужно уметь произносить не только чётко и быстро, но и выразительно. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждой команды. Перед вами иллюстрированная скороговорка:

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом!

Участникам выдаются по две маски (из четырёх: веселье, грусть, испуг, злость). Нужно произнести скороговорку с соответствующей эмоцией, при этом не забывая о быстром темпе произношения.

Жюри подводит итоги задания.

  • Задание 4. Звуко-буквенные скороговорки.

Л о г о п е д. Для выполнения этого задания я приглашаю по одному участнику от команды, хорошо знающему буквы. Они должны будут прослушать скороговорки, повторить их и определить, какие звуки встречаются в них чаще всего и показать на мольберте соответствующие буквы (на мольберте представлены уже изученные гласные и согласные буквы: А, У, И, О, Э, П, Т, К).

Скороговорка для команды «Болтунишки»

Катя лопаткой копала канавку (звук и буква «К»)

Скороговорка для команды «Говорунишки»

В пенале у Полины паук плетёт паутину (звук и буква «П»)

Жюри оценивает задание.

  • Динамическая пауза.

Логопед предлагает детям немного отдохнуть, свободно потанцевать под народную музыку «Выйду на улицу…». Взрослый показывает движения, характерные для русских народных танцев и дети повторяют за ним, танцуют.

  • Задание 5. Творческие скороговорки.

Л о г о п е д. Скороговорки для этого задания вы должны сначала сами придумать, а потом чётко и быстро произнести. Сочинить скороговорки вам помогут картинки. Приглашаются по одному человеку от команды. Одна команда получает картинки: «роза», «берёза», «гриб». Другая команда получает картинки: «кошка», «матрёшка», «машина». Примерные варианты скороговорок:

  • Гриб и роза росли под берёзой
  • В машине по дорожке едут матрешка и кошка

Жюри оценивает задание.

  • Задание 6. Домашние скороговорки.

Л о г о п е д. Ребята, к сегодняшнему конкурсу вам предлагалось совместно с родителями приготовить домашнее задание – выучить скороговорку и нарисовать к ней рисунок.

Участники команд произносят скороговорки, демонстрируют иллюстрации к ним.

Жюри оценивает задание.

  • Некоторые родители к выполнению домашнего задания подошли творчески и сами придумали интересные скороговорки, например:
  • Арнольд Шварценеггер был терминатор, а стал Калифорнии губернатор.
  • Фермер Фрол вырастил в парнике кольраби и брокколи в феврале.
  • Большой плот медленно плыл по ласковым тёплым волнам и маленькая лодка его обогнала.

Эти скороговорки я теперь использую в своей практике.

  • Задание 7. Мишкина скороговорка.

Л о г о п е д. Ребята, наш конкурс подходит к концу. И последнее задание вам предлагает выполнить наш гость говорящий Мишка (мягкая игрушка, которая при нажимании на неё «произносит» текст скороговорки). Послушайте Мишку внимательно и попробуйте повторить за ним скороговорку громко, чётко, выразительно и быстро (приглашаются по несколько человек от команд).

Мишкина скороговорка

Чтобы лучше говорить, ты сумей-ка повторить:

«Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и ежонком

Чиж с чижихой и чижонком

Стриж с стрижихой и стрижонком

Испугались медвежонка…»

А ну-ка повтори!

Жюри оценивает задание.

  • Подведение итогов.

Л о г о п е д. Конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь» завершился. Я предоставляю слово жюри (подсчитывается количество заработанных колокольчиков у обеих команд и объявляется команда-победитель).

Ребята, вы все старались говорить сегодня правильно и выразительно. Для того, чтобы ваша речь стала ещё лучше, больше учите с родителями скороговорок, пословиц и поговорок, загадок и стихотворений. А сейчас «Болтунишки» и «Говорунишки» награждаются сладкими призами.

Просмотров: 343
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Наделяева Галина Анатольевна. Сборник скороговорок 'Веселые скороговорки'
  • Вяземская Дионисия. Скороговорки на автоматизацию звуков
  • Редактор. Все скороговорки разом. Часть 4
  • Редактор. Все скороговорки разом. Часть 1
  • Редактор. Все скороговорки разом. Часть 5
  • Редактор. Все скороговорки разом. Часть 3
  • Редактор. Все скороговорки разом. 'В роще щебечут стрижи'
  • Галина Логинова. Тема: «Сядем на пригорке да расскажем скороговорки»
  • Чанчикова Нина Владимировна. Развивающие скороговорки (чистоговорки) для использования в работе с детьми дошкольного возраста Н. Чанчикова
  • Голик Светлана Николаевна. Домашнее задание по лексической теме: «Овощи» подготовительная группа для детей с ЗПР
  • Поликарпова Светлана Вячеславовна. ПАСПОРТ ПРОЕКТА КОМАНДЫ «ПЧЁЛКИ» «Мы живём в Царицыно. Парк «Сосенки»»
  • Шуракова Анна Андреевна. «Музыкальный сюрприз» — Открытое музыкальное занятие на конкурс «Учитель года 2018»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Бирюкова Людмила Николаевна. Конкурс «Воспитатель года»
  • Шутка Жанна Ярославовна. «Развиваем речь с помощью скороговорок»
  • Давыдова Марина Николаевна. Эссе на конкурс воспитатель года
  • Вербенко М. Б. Учитель-логопед Гуренко Е. Н. Музыкальный руководитель Резван Н. В. Учитель-дефектолог. Сценарий художественно-литературной композиции «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»
  • Самсонова Оксана Николаевна. Как помочь родителям быстро и интересно автоматизировать поставленные звуки детям с ОНР.
  • Антонова Анна Алексеевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «АЗБУКА СКОРОГОВОРОК».
  • Регаловская Татьяна Борисовна. Открытое занятие по развитию речи совместно воспитатель и логопед «Зима. Зимующие птицы»
  • Шашкова Елена. Районный фестиваль – конкурс «Дети земли Кубанской»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Миллер Маргарита Ивановна. Выступление детей старшего дошкольного возраста (5-7-лет) на торжественном открытии городского конкурса «Учитель года»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Фазлиева Кристина Валерьевна. Спортивно — интеллектуальный марафон «Знатоки ПДД» среди команд воспитанников подготовительных групп ДОУ с их родителями
  • Курбесова Наталья Александровна. Конкурс чтецов 'Живое слово' для старших дошкольников.
  • Аношина Марина Николаевна. Исследовательский детско-взрослый проект «Как быстро сделать лёд не скользким?»
  • Редактор. Как выучить названия цветов по-английски быстро и весело?
  • Алипова Галина Геннадьевна. Сценарий выпускного праздника «Наши дети — Лучше всех!» — 2018
  • Сташкова Татьяна Николаевна. Конкурс эрудитов «Ребенок в мире железнодорожных профессий» для детей 5-7 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь