Раткина Оксана Александровна. Использование элементов метода Монтессори в логопедической работе

Использование элементов метода Монтессори в логопедической работе

Я не так давно работаю логопедом, но то, чем занимаюсь очень люблю.

Очень люблю наши дружеские объятия с воспитанниками, когда мы встречаемся и готовимся к занятию. Завораживает меня и то, как они ждут нашей встречи и с ка-ким интересов и восторгом спрашивают: "А мы будем заниматься?". Именно это меня и вдохновляет искать что-то новое и применять хорошо известные методы в своей работе с детками на логопедических занятиях так, чтобы их интерес к ним никогда не терялся.

Коррекционная работа с детьми с диагнозом «общее недоразвитие речи» (ОНР) по праву считается одной из самых сложных в системе комбинированных групп детских садов. ОНР- системное, полиморфное нарушение речевой функции, коррекция которой требует особого подхода. Планируя работу, логопеды, как правило опираются на методики обучения таких авторов, как З.Е. Агранович, Т.А. Ткаченко, С.А. Миронова, Н.В. Нищева, Т.Б. Филичева и др. Опираясь на вышеуказанные методики для планирования занятий, мы применяем принципиально новый подход к организации обучения детей с ОНР- элементы методики Марии Монтессори.

 

Скачать конспект

Смысл метода, разработанного ею, заключается в том, чтобы стимулировать ребёнка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию заложенных в нём природой. Детский разум обладает уникальной возможностью самообучения и способностью буквально впитывать знания, чего не дано взрослому человеку. Но для формирования высших психических функций ребёнку необходимо добывать знания из окружающего мира, поэтому дети с самого начала своей жизни стремятся стать активными и самостоятельными. Нормализация становится результатом работы самого ребёнка, а не внешнего воздействия взрослого. Одновременно с нормализацией поведения повышается эффективность коррекционно-логопедической работы, поскольку дети начинают демонстрировать поведение, свойственное детям без речевых нарушений, что расширяет возможности логопеда: адекватность, управляемость, спокойствие, усидчивость и т.д. Эта взаимосвязь выглядит так:

Все вышеперечисленные аспекты педагогики Монтессори отвечают потребностям и детей с тяжёлыми нарушениями речи, как особой категории, где раскрыть потенциал каждого ребёнка – не только первоочередная задача логопеда, но и крайне трудновыполнимая.

Исходя из этих предпосылок, логопед ДОУ может организовать такую группу, где использование элементов Монтессори-метода позволило бы в большей степени модернизировать коррекционно-образовательный процесс. Целесообразно начинать внедрение этой инновации со средней группы, т.е. с первого года обучения.

Нейропсихологический аспект Монтесори-метода повышает обучаемость за счёт активизации межполушарного взаимодействия: большинство материалов связано с формированием реципрокных движений, аналитико-синтетической деятельностью коры больших полушарий головного мозга. Активизируются центры лобных отделов, что способствует развитию волевых процессов.

Из практики хочу отметить, что круги проходят в несколько раз спокойнее традиционно организованных фронтальных занятий, поскольку одно из правил группы – добровольное присутствие детей на кругу, не свойственное традиционной педагогике. Логопед должен быть готов к тому, что в первые недели далеко не все согласятся присутствовать на общем занятии. Таким детям стоит предложить посидеть в стороне и если возникнет желание – присоединятся к остальным. Многие дети предпочитают работать с материалами, отделившись от общих игр, что, вероятно, можно расценить, как способ снять тревогу и напряжения. К середине сентября отказ от групповых занятий быть не должно.

Хочу поделить теперь тем, что применяю я на своих занятиях:

Минутка тишины

Цель: расслабить, снять напряжение, активизировать слуховое внимание, активизировать фонематический слух.

В это время можно послушать шум дождя и ветра за окном или на аудиозаписи, голоса птиц, классическую музыку или просто звуки окружающей жизни. И вполголоса или шёпотом назвать по имени ребёнка. Длится минутка тишины не более 1-2 минут, а после дети становятся умиротворёнными и внимательными, не нужно их ловить и собирать по всей группе и пытаться всё время обращать внимание на себя.

Ходьба на линии

Цель: развивать координацию и чувство равновесия, ориентирование в пространстве, умение двигаться, не мешая друг другу.

Сначала дети учатся просто ходить по линии, не заступая за её края. Затем задание усложняется подключением упражнения на развитие фонематического слуха, внимания, памяти, развития слоговой структуры и т.д. Здесь специалист ограничен только временем НОД и своим воображением. Например, можно дополнить упражнение дав детям в руки шарики «Су-джок» для развития координации и массажа ладоней одновременно. Можно играть в «Поймай звук», проговаривать слоги, начиная с самых простых слов, ходить можно спинной и боком, главное стараться не заступать за линию и не мешать друг другу.

В кругу мы любим заниматься и обсуждать тему нашего занятия, выполнять различные упражнения. Почему мне нравиться такая форма работы, хоть она и не нова? Потому что больше располагает к построению дружеской атмосферы между детьми и педагогом. Я не стою «над душой», не ставлю себя в позицию «выше». При такой форме работы могу заинтересовать их и подарить позитивное впечатление от занятия. Например, сюрпризные моменты в кругу: ищем маленькие фигурки животных в контейнере с фасолью – массаж пальцев рук, развитие тонко-дифференцированных движений, активизация внимания, отработка лексических норм (я нашла тигра, он рыжий с чёрными полосками, живёт в жарких странах…, я нашёл пингвина, это животное севера…)

Лепим животных из «космического» песка. Этот песок удобен тем, что не рассыпается, не прилипает к рукам, быстро принимает нужную форму-расслабление, снятие напряжения, развитие мелкой моторики, отработка лексических норм (я слепила из песка бегемота…медвежонка…льва…тигра…).

За столом мы проводим артикуляционную гимнастику, но разнообразить её решили, добавив движение рук, содружественные движениям артикуляционного аппарата, т.е. с использованием элементов биоэнергопластики. Пленное это тем, что активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику. Помогает длительно удерживать интерес ребёнка, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Мы начали с самого простого, и конечно, не сразу. Сначала просто познакомились со своими губками и язычками. Затеем узнали, как с ними можно работать перед зеркалом. Теперь постепенно подключаем движение рук.

Что же происходит в группе? На первый взгляд кажется, что каждый ребёнок занимается чем-то своим, ведь все материалы в группе в единственном экземпляре. Но вот возникает ситуация, когда двое детей одновременно хотят взять. Например, розовую башню. Как же быть? Башня-то одна. Возникает спонтанный диалог. Дети могут договариваться о том, чтобы работать вдвоём или о том, что с башней можно работать по очереди. И тот, и другой диалог оказываются более насыщенными в плане использования речевых средств, чем диалоги, которые организует педагог на обычном занятии. Кроме таких спонтанных диалогов, иногда происходят так называемые Уроки Вежливости – коллективная форма работы. Педагог выбирает какую то ситуацию из жизни детей, например, как попросить у другого человека прощения, если ты его нечаянно задел. Ситуация выбирается после того, как во время занятия возникает подобный случай, и дети не знают, как на него отреагировать социально приемлемым способом. Дальше даётся речевой образец: «Извини, пожалуйста, я нечаянно». – «Ничего страшного». Затем дети в парах проигрывают ситуацию. Во время Урока Вежливости педагог не обсуждает эту ситуацию с точки зрения «хорошего» или «плохого» поведения, а просто предлагает детям проиграть такой диалог, используя готовые фразы. В дальнейшем, если на занятиях возникает похожая ситуация, педагог просто предлагает вспомнить Урок Вежливости. Речевые образцы оказываются связанными с персональным опытом ребёнка, поэтому он легко переносит их в повседневную жизнь.

Даже те материалы, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к логопедическим занятиям, иногда очень полезны. Например, пересыпание крупы из одной мисочки другую с помощью чайной ложки. Этот материал выглядит так: на маленьком металлическом подносе стоят две прозрачные мисочки, в одну из которых насыпан рис, между мисочками лежит чайная ложка. Ребёнок аккуратно перекладывает рис из одной мисочки в другую с помощью ложки. При, чём тут письмо? Во первых, захватывая тонкую ручку чайной ложки тремя пальцами, ребёнок тренирует те мышцы, которые нужны для того, чтобы писать. Во-вторых, для того чтобы донести крупу в ложке до второй мисочки, не просыпав нужно внимательно следить взглядом за своими движениями – тренируется прослеживающая функция взгляда. Педагог во время презентации показывает, что все движения совершаются слева-направо: именно так, как это происходит во время чтения и письма. Некоторые дети, особенно левши, пытаются читать и писать слова наоборот, т.е. справа-налево, поэтому это простое упражнение очень полезно, если его правильно выполнять. Кроме того, пересыпание готовит кисть руки к статической нагрузки, которая связана с процессом письма. Очень хорошо, что происходит в такой щадящей форме, потому что кисть руки дошкольника ещё не готова к длительным статическим нагрузкам.

Всё, что сказано выше, совсем не означает, что традиционные занятия должны быть повсеместно заменены занятиями по системе Монтессори. У каждой педагогической системы есть свои плюсы и минусы. Однако удивительно, что взгляды Марии Монтессори на развитие ребёнка настолько сочетаются с современными представлениями о том, как ребёнок овладевает речью: взрослый не учит ребёнка говорить, а создаёт благоприятные условия для того, чтобы ребёнок строил собственную языковую систему.

Таким образом, используя комплексный подход, где органично сочетаются традиционное содержание работы и инновации (в основном реализация индивидуально-ориентированного подхода в обучении), удаётся достичь достаточно высоких результатов в коррекционной работе и избежать некоторых трудностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Цейтлин С.Н Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. М.: – Владос, 2000.
  2. Пятибратова Н.В. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори. – М., 2010.
  3. Хилтунен Е. Практическая Монтессори – педагогика. М. 2010.
  4. Методические разаработки. Методика работы с основными материалами// под ред. Климановой Л.Ю. – Ассоциация Монтесори-педагогов России. – М.. 1997.
Просмотров: 52
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Аликина Наталья Анатольевна. Название работы: «Организация психологической недели в ДОУ как форма эффективного взаимодействия системы «Ребёнок-родитель-педагог».
  • Виноградова Виктория Валентиновна. Педагогическая публикация 'Использование методики Марии Монтессори в развитии познавательно-речевой деятельности дошкольников'
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Федорова Юлия Геннадьевна. Развитие речи детей дошкольного возраста, используя методику М. Монтессори.
  • Елена Анатольевна Бальцерова. Консультация на тему: «Быть здоровым очень просто!»
  • Мравян Оксана Юрьевна. Рабочая программа Монтессори-педагога по программе дополнительного образования «Монтессори – педагогика» «Мама и малыш»
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Кочеткова Снежана Станиславовна. Интегрированное мероприятие для детей младшего дошкольного возраста с элементами методики Монтессори «Путешествие Колобка»
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Коннова Наталья Борисовна. Тема: « Урок -суд над наркоманией» /при изучении социальных норм и отклоняющего поведения можно провести подобные уроки в 8-10 классах/
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Балина Наталья Евгеньевна. Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Кузьмина Галина Александровна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Развитие мелкой моторики по методике (с элементами) М.МОНТЕССОРИ»
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Антипова Екатерина Григорьевна. Конспект занятия по ознакомлению с предметами и действиями с ними с использованием приемов М. Монтессори для детей раннего возраста «Берегите пальчики»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Мравян Оксана Юрьевна. Консультация для родителей на тему: «О методике Марии Монтессори».
  • Становова Альбина Георгиевна. Конспект открытого развлечения по социально-нравственному развитию в подготовительной к школе группе «Добрым быть совсем не просто»
  • Якунина Елена Николаевна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ М. МОНТЕССОРИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
  • Гарина Олеся Петровна. «Место игры в группе, работающей по образовательной технологии Марии Монтессори»
  • Мравян Оксана Юрьевна. Методика Монтессори своими руками: организуем развивающую среду дома.
  • Дунаева Клавдия Павловна. Конспект открытого познавательного занятия на тему: «Частицу города нашего разве можно, друзья, не любить» во второй младшей группе
  • Фаниля Усманова. Конспект по ПДД 'Внимание, дети!'
  • Ольга Ивакина. Индивидуальный подход к детям, как универсальный метод оздоровления ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь