Андреева Ирина Анатольевна. Конспект родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

Учитель-логопед Андреева Ирина Анатольевна, МБДОУ «ЦРР — д/с «Колокольчик» г. Абакан, Республика Хакасия.

Тема: «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение уровня педагогической компетенции родителей по вопросам развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Познакомить родителей с играми, способствующими развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Активизировать позитивный семейный опыт по проблеме развития фонематического слуха у детей в домашних условиях.

Участники: родители, учитель-логопед, воспитатели.

Место проведения: помещение группы, детский сад.

 

Форма проведения: круглый стол

План проведения:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Игровой этап.
  4. Составление рекомендаций.
  5. Подведение итогов.
  6. Вступление.

Уважаемые родители.

Мы рады, что вы нашли время и пришли в наш детский сад.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

2. Основная часть.

Фонематический слух – это умение различать и выделять речевые звуки. Каждое слово, сказанное ребёнком состоит из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому важно, чтобы ребёнок мог правильно услышать звук и правильно его произнести.

Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется фонематическим слухом. или фонематическим восприятием.

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы языка и определять звуковой состав слова.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно используют развернутую фразовую речь, различные конструкции сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, у них развиты навыки словообразования и словоизменения. К этому времени сформировано звукопроизношение. Ребёнок быстро усваивает процесс анализа и синтеза звуков.

У некоторых детей даже при сохранном слухе и нормальном интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение фонематического слуха, звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, и отставание в формировании словарного запаса. Если эти нарушения или одно из нарушений не исправит вовремя в дошкольном возрасте, то в дальнейшем в школьные годы это приведёт к таким речевым нарушениям как дисграфия и дислексия, это приведёт к закомплексованности, занижению самооценки личности.

Определить, хорошо ли развит фонематический слух, родители могут по следующим речевым операциям:

  • ребенок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет (н-р звук [а] в словах мак, жук, кот, Аня);
  • ребенок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу (“коза” и “коса”, “жить” и “шить”);
  • он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.

Поэтому очень важно научить ребёнка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах. В дошкольном возрасте ребёнок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научить узнавать звуки, в начале, в середине и в конце слова. Важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различию, и научить ребёнка основам грамотности.

Гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Это значит, что работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.

3. Игровой этап.

Мы предлагаем вам несколько игр на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

«Закрой глаза и слушай! Что делает шум? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?».

«Угадай, что звучит».

«Кто тебя позвал».

«Хлопай, не зевай».

«Попугайчики».

4. Составление рекомендаций:

Работа по формированию у детей фонематического слуха и восприятия ведётся по нескольким направлениям:

1 — узнавание неречевых звуков.

Целью является развитие слухового внимания и слуховой памяти, что важно для успешного развития фонематического восприятия в целом. Неспособность слушать чужую речь часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому вам нужно научить ребенка слышать звуки, чтобы иметь возможность их сравнивать.

Для этого можно проводить с детьми игры и упражнения: послушать звуки за окном: «Закрой глаза и слушай! Что делает шум? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?»

2 — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз, т. е. необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть интонационной выразительностью. Играем с ребёнком в игры на развитие силы голоса:

«Далеко — близко». Ребёнку предлагается изобразить как гудит самолёт, когда летит далеко и как гудит самолёт, когда летит близко. Аналогично с другими предметами, транспортом, животными.

«Угадай, что звучит». Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах ребёнку можно давать картинки-подсказки. Сначала ребёнок рассматривает несколько картинок (дождь, машина, поющие птицы), затем слушает звук и выбирает соответствующую картинку.

«Кто тебя позвал». Для игры понадобится две-три игрушки, например, медвежонок и мышка. Взрослый изображает их «голоса»: у медвежонка низкий голос, а у мышонка – высокий. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый зовёт ребёнка по имени, изображая голос одного из животных, ребёнок должен отгадать, кто его позвал.

3 — различение слов, близких по звуковому составу. Играем в игры на развитие чувства ритма и рифмы:

«Будь внимательным». Взрослый даёт ребёнку две карточки: на одной изображена машинка, на второй – мышка. Взрослый объясняет, что сигнал машинки звучит так: «би-би» (или «би»), а мышка пищит так: «пи-пи» (или «пи»). Затем взрослый называет слоги, а ребёнок должен поднять соответствующую карточку – с изображением мышки или машинки.

«Закончи предложение». На столе несколько картинок с изображением предметов, названия которых схожи по звучанию. Взрослый говорит предложение, но недоговаривает последнее слово в нём. Ребёнок должен подобрать нужное слово, выбрав из предложенных картинок. Например: «У Сони длинная … (коса)», «На лугу пасётся … (коза)».

4 — дифференциация слогов. Для этого хорошо играть в игры на звукоподражание:

«Правильно-неправильно». Взрослый демонстрирует картинку, называет, что на ней изображено, при этом дает несколько неправильных вариантов и один правильный, ребёнок должен хлопнуть в ладоши (поднять руку или помахать флажком), услышав правильный вариант. Например: «масына», «масина», «мафына», «махына», «машина».

«Гномы». Эта игра проводится аналогично предыдущей, только взрослый дает ребёнку две карточки: одну с изображением весёлого гнома, другую – с изображением грустного гнома. Если ребёнок слышит неправильный ответ, он поднимает карточку с изображением грустного гнома, если ребёнок услышал правильный ответ, то он поднимает карточку с изображением весёлого гнома.

«Хлопай, не зевай». Взрослый называет слоги, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный слог.

«Попугайчики». Взрослый предлагает ребёнку повторить слоги, а затем слоговые ряды из двух, а потом из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки. Например: па-ба, сы-ши, ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо.

5 — дифференциация фонем.

Игры на различения гласных и согласных звуков:

«Цепочка». Ребёнку предлагается назвать слово, которое получится, если в нём что-то изменить: заменить один звук на другой, убрать или добавить заданный звук, поменять заданные звуки местами. Например, цепочка слов может быть такой: мак – маки – раки – рак – бак – бык – бок – ток – кот – ком – дом. В эту игру можно поиграть с картинками (раскладывать их по порядку, образовав новое слово), либо устно с группой детей (ребёнок, у которого в руках мяч, называет получившееся слово и передает мяч следующему игроку).

6 — развитие навыков элементарного звукового анализа. Игры и упражнение на выделение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова), определение гласного и согласного звука, глухого и звонкого, твёрдого и мягкого, определение последовательности звуков в слове: «Собери слово из слогов». Игра может проводится устно, либо с карточками, на которых написаны слоги, если ребёнок умеет читать. Ребёнку предлагается собрать слово из данных слогов: ка, ру – рука, бу, га, ма – бумага.

5. Подведение итогов собрания.

Таким образом, работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.

Решение родительского собрания:

  1. Использовать в развитии фонематического слуха детей знания, полученные на родительском собрании опыт других родителей и воспитателей.
  2. Продолжать повышать уровень знаний и компетентность по вопросам развития фонематического слуха у детей.
  3. Уделять внимание развитию фонематического слуха детей.

Пусть дети радуют вас своими достижениями. Успехов вам во всём!

Просмотров: 506
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Абрамова Татьяна Валериевна. Игры на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
  • Резник Анджела Анатольевна. Исследовательский проект: «Формирование фонематического слуха и восприятия детей дошкольного возраста с ОНР через игры и наглядное моделирование»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Казакова Наталья Владимировна. Игры на развитие фонематического слуха.
  • Ермолова Антонина Евгеньевна. Презентация «Развитие фонематического слуха детей 4-5 лет»
  • Светлана Келина. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
  • Трунова Ирина Сергеевна. Сообщение к педагогическому совещанию, на тему: «Роль дидактической игры в развитии фонематического слуха и интонационной выразительности речи»
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Марина Жаркова. Развитие фонематического слуха
  • Деш Оксана Владимировна. «Значение развития фонематического слуха»
  • И.Н. Астаева Е.В. Ромашко О.В. Сухоногова. Формирование фонематического слуха — залог успешного становления речи
  • Исакова Евгения Евгеньевна. Методическая разработка 'Развитие фонематического слуха у дошкольников'
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация-Семинар для воспитателей. Использование игры в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
  • Накарякова Наталия Сергеевна. «Использование дидактических игр для развития фонематического слуха в средней группе».
  • Анисимова Светлана Геннадьевна. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХ, АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
  • Лыщина Анна Евгеньевна. Использование игровых приемов в развитии фонематического слуха у умственно отсталых дошкольников с нарушением речи
  • Костикова Надежда Владиславовна. ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Щукина Елена Радионовна. Картотека по развитию фонематического слуха в подготовительной группе «Волшебные кубики»
  • Круглякова Татьяна Александровна и Травина Ирина Владимировна. Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
  • Хохлова Ольга Александровна. Развитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях
  • Шолмова Елизавета Викторовна. Коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
  • Крючкова Елена Юрьевна. Викторина для детей старшей группы на развитие фонематического восприятия «Весёлая ярмарка»
  • Яценко Елена Ильинична. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СЕГОДНЯ Я РЕБЁНОК-ЗАВТРА ИНЖЕНЕР!»
  • Терешкина Ольга Станиславовна. Проект 'Развитие фонематического восприятия анализа и синтеза через наглядное моделирование'
  • Екатерина Третьякова. Коррекция нарушений фонематического восприятия у детей с ОНР
  • Гусева Ольга Петровна. Игры на формирование фонематического восприятия
  • Гусева Ольга Петровна. ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
  • Ботвиньева Татьяна. Обследование сформированности фонематического восприятия у детей с ТНР
  • Кошелева Светлана Александровна. «А Ваш ребёнок произносит звук «Р»?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь