Пастухова Вероника Викторовна. Применение метода куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками.

Применение метода куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами

речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье.

Поиск новых форм и методов обучения детей с ОНР – один из актуальных вопросов коррекционной педагогики. Это связано с возможностью обновления и качественного улучшения системы речевого развития дошкольников.

Одной из форм может быть игра- как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, естественная среда его развития, по мнению педагогов и ученых (А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский). Обучающий материал, который преподносит ребенку в игре, усваивается быстрее, легче. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

 

Результатом поиска новых форм и методов обучения детей в мою работу вошла инновационная технология — куклотерапия.

Куклотерапия – основана на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.

Куклотерапия один из видов арттерапии. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Ребенок, познавая реальный мир его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции являются куклы.

Куклотерапия используется мной для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации при коррекционной работе со страхами, нарушениями поведения, для работы с детьми имеющими эмоциональную травму.

Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии.

Игра с куклой – мир реальности в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи логопеда.

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

  1. Изготовление кукол.
  2. Использование кукол.

Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.

В куклотерапии использую такие варианты кукол:

пальчиковые куклы, варежковые куклы, перчаточные куклы, ростовая кукла.

Большое значение имеет организация пространственно-развивающей среды – волшебный уголок «кукляндия». Куклы живут дружными семьями. У каждой семьи своя фамилия (соответствующая виду кукол) например: семья Пальчиковых, семья Варежкеных, семья Перчатковых, семья Деревянных и Петрушки, т. е. бибабо.

ЗАДАЧИ:

  • развитие и совершенствование общей и мелкой моторики рук
  • развитие координации движений
  • пространственная ориентация
  • автоматизация и дифференциация звуков
  • развитие связанной речи
  • развитие памяти, внимания, мышления
  • развитие коммуникативных навыков, эмоционального настроя.

На индивидуальных логопедических занятиях использую прием – «театр одного актера». Ребенок выбирает куклу и ведет с ней диалог. Дети уверенней произносят слова, рассказывают стихи, потешки, мини – сказки, учавствуют в постановке обычной сказки. Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой сфере. Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу.

Варежковые куклы

Варежковые куклы надеваются на кисть руки, как зимняя варежка. Манипуляция такой куклой развивает гибкость, подвижность рук, главным образом кистей и пальцев. Управление этими куклами способствует так же развитию плавности, выразительности и четкости речи, силы голоса. Они эффективно тренируют подвижность локтевых суставов. На основе варежки сделаны такие виды кукол, как РЫБКИ и ГОВОРУНЧИКИ. Если пальцы прижать друг к другу и плавно изгибать кисть руки, то рыбка поплывет. Рыбка очень помогает, когда я учу детей отхлопывать определенный ритм.

Говорунчика нашего зовут обезьянка Микки. У нее вшит подвижный язычок. Эта кукла используется на подготовительном этапе постановки звука и во время постановки звука. Дети объясняют кукле, как должен работать язычок, губы, голосовые связки при произнесении звука.

Пальчиковые куклы

Эти миниатюрные куклы надеваются на указательный палец. Работа с ними способствует укреплению мышц пальцев рук, развитию мелкой моторики, помогает в развитии координации движений со словом, развивает инонациональный и поэтический слух. Пальчиковые куклы используем при разыгрывании сценок например «Поссорились-помирились», сказок- импровизаций «Теремок», «Колобок», «Мудрая лягушка», «Мудрый король».

В работе над лексическими темами, используем куклы для составления описательного рассказа, для сравнения. Можно использовать игры, которые нам подсказывает современность. Наши дети смотрят телевизор и видят рекламу с рифмованными слоганами. И я придумала такую игру с фруктами.

Фруктовый сад

Во фруктовом во саду
Жили ягоды в цвету.
Я – веселый апельсин,
Много вас, а я один.

Я – слива лиловая,
Спелая садовая.
Я – клубничка
Всем сестричка.

Я – малина как картина,
А я арбуз очень сладкий на вкус.
- Ну-ка, фрукты, встаньте в ряд!
- Вместе мы фруктовый сад!

Зайка серенький, зайка беленький

Зайка серенький сидит и ушами шевелит
Вот так, вот так! Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так!
Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так!
Надо зайке поскакать!

Тут лягушка прискакала:
«Ква, ква, ква» — она сказала.
Улыбнулся зайка ей –
Стало вместе веселей.

Вышли хрюшки погулять
Возле леса на опушке
Жили 3 весёлых хрюшки.

1,2, 3, 4, 5 – вышли хрюшки погулять:
Побежали по дорожке,
Поскакали на 2х ножках

Вместе дружно приседать.
Вдруг ударил сильно гром,
Стало всё кругом,
Не пора ли строить дом,
Чтобы вместе жить нам в нём?

Пальчики

Этот пальчик номер раз –
Самый толстенький у нас.
Этот пальчик номер два –
Указательный всегда.

Этот пальчик номер три –
В середину посмотри.
Этот пальчик вот четыре –
Безымянный в целом мире.

А мизинчик – номер пять –
Скучно без него играть.

Перчаточные куклы

Перчаточные куклы используют для различных упражнения с чтением стихов.

Ростовая кукла

Ростовая кукла или объёмная используется для проигрывания ролевой игры, зазывала на занятия. Бывает в роли гостя или послушного ученика.

Деревянная кукла

Деревянная кукла используется при рассказывании сказок.

Играйте вместе с детьми это весело и полезно!

Просмотров: 397
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Журба Анастасия Дмитриевна. Мастер-класс для детей и родителей «Кукла-масленица — тонкости изготовления славянской, народной, тряпичной куклы»
  • Дмитриева Галина Эдуардовна. Мастер — класс по изготовлению тряпичной куклы «Рождественская обрядовая кукла — Коза»
  • Драгилева Владлена Ивановна. Куклы ручной работы как средство развития речи дошкольников.
  • Редактор. Как играть в куклы
  • Редактор. Как украсить волосы куклы
  • Таскина М. Игра: Украсим платье для куклы.
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Полухина Ю.Д., Жебина Ю.С.. Конспект интегрированного занятия для детей с общим недоразвитием речи (старший, средний дошкольный возраст): «Новоселье куклы Кати», по лексическим темам: «Посуда», «Мебель».
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Непомнящая Олеся Александровна. Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Изготовление русской народной тряпичной куклы»
  • Матвеева Марина Александровна. Презентация проекта 'Такие разные куклы'
  • Пастухова Вероника Викторовна. Куклотерапия как средство коррекционной работы с детьми
  • Ильинская Диана Витальевна. Веб – квест «Вот так Африка»! для детей 6-7 лет
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Романович Марина Анатольевна. Мастер-класс для родителей и детей «Куклы из бабушкиного сундука»
  • Вощенко Светлана Петровна. Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной группы на тему: «Угощение для куклы Маши»
  • Мороз Айслу Фаатовна. Занятия с детьми дошкольного возраста - Куклы - марионетки
  • Белоусова Наталия Владимировна. Конспект занятия «Переставим мебель для куклы»
  • Тесленко Елена Николаевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы по аппликации на тему: «Пальто для куклы».
  • Жаркова Нина Анатольевна. Консультация для родителей и воспитателей 'Куклы для мальчиков'
  • Андреева Оксана Юрьевна. Конспект занятия в средней группе (аппликация) Тема: «Платочек для куклы Кати».
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Семенова Екатерина Леонидовна. Открытое занятие «Фартук для куклы Тани с применением игр по ТРИЗ»
  • Вафина Гульшат Салаватовна. «Красивая квартира для Куклы Лизы» (Конспект НОД в средней группе с использованием ИКТ)
  • Исмагилова Ольга Александровна. Конспект интегрированного занятия с детьми 2 младшей группы «День рождения куклы Маши»
  • Землянская Галина Александровна. План – конспект НОД По изобразительной деятельности (лепка) По теме: «Человек» «Друзья для куклы Даши»
  • Зрячих Ирина Александровна. Проектная деятельность «Куклотерапия как элемент коррекционной работы с дошкольниками, имеющими психоречевые нарушения»
  • Железцова Галина Васильевна. Технологическая карта НОД по познавательному развитию «Новоселье у куклы Кати»
  • Ольга Федосова. 'КУКЛЫ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь