Криворучко Ольга Николаевна. Педагогическая статья «Почему ребенок молчит»

Педагогическая статья «Почему ребенок молчит»

Автор:

учитель-логопед: Криворучко О.Н. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №1 "Родничок" г.о. Лосино-Петровский

Вы замечали, что все дети еще с пеленок – разные. И это касается не только внешности. Если сравнить двух детей одного возраста, то речевое развитие одного может существенно отличаться от другого. Один будет бойким и говорливым. Он заводила детских игр, ведущий участник праздников и мероприятий в детском саду. У него звонкий голос, четкая и выразительная речь. Он уверен в себе и не испытывает никаких комплексов при общении. К тому же у такого ребёнка явные артистические способности!

Второй – словно улитка, прячется в свой «домик» при малейшем речевом контакте с незнакомым человеком. Он старается быть незаметными, не любит вступать в разговор со взрослым или ровесником, отказывается от публичных выступлений. Такой ребёнок неуверен в себе, у него низкая самооценка и масса всевозможных комплексов и страхов. Как правило, у молчуна ещё в раннем возрасте отмечаются проблемы со звукопроизношением и голосом.

 

Без посторонней помощи малыш-молчун вряд ли выберется из своей раковины и самостоятельно справится с речевыми трудностями, поэтому думать и принимать решения на каком-то этапе придётся взрослым (родителям, психологам, логопедам, врачам).

В первую очередь, надо понять, что является причиной отказа ребёнка от речевого общения? Это могут быть: издержки воспитания, отсутствие потребности в коммуникации, «страх речи», дефектное звукопроизношение, нарушение голосоподачи (афония, дисфория), задержка психоречевого развития. Вряд ли родителям под силу самостоятельно вывести ребёнка из затянувшегося молчания, поэтому помощь следует искать у медиков, логопедов, психологов и педагогов. Специалисты не только наметят чёткий путь преодоления речевых трудностей, но и окажут практическую помощь: проведут необходимые обследования, назначат лечение, направят в специализированные дошкольные образовательные учреждения.

Очень часто у ребёнка-молчуна наблюдается сложный комплекс как речевых, так и психологических проблем. Порой, и крепким здоровьем он не отличается. Тогда период речевой и психологической реабилитации будет достаточно длительным, но при хорошем мастерстве специалистов и терпении близких, результаты в любом случае не замедлят себя ждать.

Всем, конечно же, приходилось слышать такое выражение: «неконтактный ребёнок». Так говорят о малыше, который неохотно общается не только с незнакомыми, но и с близкими людьми.

«У-у-у, какой бука!» — говорит подруга мамы, когда на вопрос: «Как тебя зовут?» трёхлетний малыш насупливает брови, капризно надувает губы и, готовый расплакаться, прячет голову в складках маминой юбки. Никакие уговоры не могут оторвать упрямца от маминого подола. То же самое происходит, когда в гости к нему приходят бабушка с дедушкой. Подобный отказ от общения ещё называется речевым негативизмом. Он может встречаться отдельно, а может сопровождать различные речевые нарушения: заикание, дислалию (неправильное звукопроизношение), алалию (полное отсутствие речи), ринолалию (расщепление твёрдого или мягкого нёба), дизартрию.

Упорное нежелание малыша вступать в речевой контакт может говорить не только о несформированности навыков общения, но и о какой — либо психологической травме.

Возможно, маме было некогда разговаривать с ребёнком, когда тот был ещё совсем маленьким или она являлась примером так называемой «холодной мамы», которая выполняла свои обязанности по отношению к грудному ребёнку (пеленала, кормила, купала и одевала) молча, не сопровождая действия ласковыми словами, прибаутками. Такие мамы обычно оставляют без внимания робкие попытки уже подросшего крохи продемонстрировать свои речевые способности. Бывает, что маленький ребёнок со своими бесконечными вопросами и наивными выводами просто раздражает уставшую женщину, и она с досадой обрывает его. После нескольких неудачных попыток вступить в контакт, малыш уже сам не хочет проявлять инициативу в общении и «замыкается». Жаль, что мама этого так и не заметит, а потом будет удивляться: «Почему ребенок растёт молчуном?»

Время, в которое мы живём, не самое простое. Оно диктует жёсткие условия взрослых и детских «игр». Сейчас считается, что недопустимо быть мягким, скромным, тихим. Жестокие, нетерпимые отношения между взрослыми людьми находят своё продолжение в детской среде. Многие из нас не раз становились свидетелями такой сцены: маленький ребёнок пытается что-то сказать, но высказывание у него получается не совсем внятным. Сверстники, с которыми он хотел пообщаться, начинают смеяться и передразнивать. Получив от подобного контакта психологическую травму, ребёнок со всеми своими мыслями и словами «уходит в аут», и никакие усилия взрослых не могут вывести его из этого состояния.

Если молчание продолжается слишком долго, приходится подключить к работе не только логопеда, но и психолога. Взрослым придётся длительное время разбивать «стену молчания» и вызывать ребёнка на контакт, чтобы спустя какое-то время малыш отважится вновь заговорить. Эта инициатива должна вызвать у окружающих неподдельную радость и стать маленькой победой для самого «молчуна». Надо обязательно найти слова одобрения и поддержки: «Какой же ты молодец! Как красиво ты умеешь говорить! Как здорово ты это делаешь!»

В современных семьях, особенно в больших городах, ограничиваются рождением одного ребёнком. Он — всеобщий любимец и баловень. По первому требованию исполняются его любые капризы. Малышу достаточно остановить свой взгляд на каком-то предмете, и тот моментально вкладывается в его руку. Разве при такой жизни у него возникнет желание заговорить? Конечно же, нет! Зачем прилагать какие-то усилия: открывать рот, двигать языком и губами, когда окружающие понимают тебя без слов! Так появляются «речевые лентяи». Это – очаровательные маленькие карапузы. Первые два года их молчание и спокойствие умиляют, но потом, когда речь у них не появляется и на третьем году жизни, близкие начинают бить тревогу. Что же делать? Прежде всего, стоит побудить малыша произнести свою просьбу. Взрослые не должны исполнять требования молчуна, не подкреплённые хотя бы коротеньким возгласом или искажённым словом. Не получив желаемого привычным, молчаливым способом, ребенок, конечно же, топнет ножкой, рассердится, расстроится и заплачет. Взрослым надо проявить выдержку. Спокойно попросите, чтобы малыш всё сказал словами. Если и после этого он откажется вам что-либо сказать, сделайте вид, что совершенно не понимаете его выразительных жестов и не знаете, что ему надо. После нескольких подобных уловок, взрослый наверняка вынудит маленького упрямца использовать слова.

В общении с крохой главное — не перестараться. Не надо принуждать малыша делать то, что ему ещё не под силу. Молчуна или плохо говорящего ребенка не стоит заставлять учить стихи или слушать сказки со сложным сюжетом. Некоторые родители ошибочно полагают, что, если они с двух лет начнут читать ребёнку «Детскую энциклопедию», то это разовьёт его память и речь. Отнюдь! Круг представлений у малыша ещё невелик, поэтому эффект от подобного обучения будет равен нулю. Чтобы понять, что чувствует ребенок, слушая трудный для его восприятия текст, представьте себя в обществе людей, говорящих на непонятном вам языке, но это вовсе не значит, что вы должны сюсюкать с малышом, используя слова типа «би-би, «ам-ам», «ав-ав», «кися» и т.д. Подбирайте такой речевой материал, который будет доступен для понимания ребенка, и обязательно учитывайте возраст и состояние речи малыша. На помощь придут русские народные сказки, стихи А. Барто, И. Токмаковой, В. Степанова для самых маленьких.

Что ещё можно посоветовать родителям, у которых ребенок упорно не хочет говорить? Во-первых, посетить специалистов, о которых мы говорили в начале статьи. Во-вторых, как можно больше общаться с ребёнком. В-третьих, дать наглядные примеры диалога, доброжелательного отношения друг к другу. В-четвёртых, постараться создать вокруг малыша определённую речевую среду, в которой он будет вынужден заговорить! И, наконец, в-пятых, ни в коем случае не запугивать ребёнка! Малыш не должен воспринимать мир как враждебную и агрессивную среду. Лишь в этом случае отношение его к окружающим людям будет доверительным и открытым, а значит, будут созданы необходимые предпосылки для успешного речевого развития.

Просмотров: 554
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Примерные задания по проведению диагностического исследования ребёнка при поступлении в школу 'Как узнать тебя, малыш…'
  • Главный Редактор. Весь мир к его ногам. Что подарить мужчине?
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь