Матушкина Ирина Александровна. Использование музыки в качестве сопровождения упражнений утренней гимнастики в ДОУ

Использование  музыки в качестве сопровождения упражнений  утренней гимнастики в ДОУ»Использование  музыки в качестве сопровождения упражнений  утренней гимнастики в ДОУ»

 Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей телосложения и функциональных возможностей ребенка. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и работоспособностью.

 Работа по развитию движений осуществляется на физкультурных, музыкальных занятиях и в свободное от занятий время. Использование музыкального сопровождения является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений. Эффективность физических упражнений под музыку, их значение для полноценного развития детей во многом определяются органической связью музыки и движений. Яркие, динамичные художественные музыкальные произведения, соответствующие характеру и содержанию физических упражнений, способствуют физическому совершенствованию ребенка, выработке красивой осанки, правильной координации движений.  

 Метроритмическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка ( дыхательной, сердечной, мышечной деятельности ), а также положительное эмоциональное состояние психики. Все это содействует общему оздоровлению организма. Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает у человека сокращения мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключаются в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.

 Утро - самый короткий по времени этап педагогического процесса, но самый насыщенный воспитательными мероприятиями. А день у ребенка в детском саду начинается с зарядки, и от того, каким будет это начало, зависит его настроение на целый день, его настрой на дальнейшую деятельность, на общение с детьми и взрослыми. Утренняя гимнастика  является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.   Утренняя гимнастика так же , безусловно, – одно  из средств оздоровления и профилактики болезней. У детей, которые регулярно занимаются гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.

   В настоящее время во многих дошкольных учреждениях используются инновационные формы проведения утренней гимнастики: сюжетная, образно – игровая, с использованием элементов ритмической гимнастики и танцевальных движений, подвижных игр с разными уровнями подвижности, в форме круговой разминки. Образно–игровая гимнастика с использованием имитационных движений, потешек, способствует не только развитию у детей гибкости, ловкости, координации движений, а также направлена на развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса к разным движениям. Утренняя гимнастика в форме танцевальных упражнений облегчает процесс запоминания и освоения, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

    Необходимость  музыкального сопровождения  ОРУ отмечена советским педагогом Н.А.Ветлугиной в работе «Музыкальное развитие ребенка» ( М.. 1968г.) Она отмечала : «…..между музыкой и движением при одновременном их использовании устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и то же поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движение, сопутствуя музыке, выражает именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание» . Использование музыки для сопровождения утренней гимнастики ( с учетом выполнения задач физического воспитания)- одно из активных общений ребенка с музыкой.

  Утреннюю гимнастику с музыкальным сопровождением желательно проводить начиная со 2 младшей группы (дети 3-4 лет), когда происходит формирование музыкально-ритмических умений и навыков. К этому периоду детское восприятие совершенствуется. Ярче проявляется эмоциональная отзывчивость на музыку. Дети могут различать регистры, тембровую окраску звучания, динамику, узнавать знакомые произведения. Однако слуховое внимание у них еще неустойчиво. Поэтому музыкальное сопровождение дается только к отдельным упражнениям с использованием игровых образов ( птички клюют, воробышки прыгают, мячики покатились и т.д.).

  Дети 4-5 лет (средняя группа) чувствуют ритмический рисунок музыкального произведения, направление его мелодической линии, силу звучания. Поэтому музыка может сопровождать почти каждое упражнение.

  У детей старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп наблюдается значительное повышение уровня физического и музыкального развития. Они способны к творческому проявлению ритмических движений под музыку различного характера. На утренней гимнастике, таким образом, решаются задачи и музыкального, и физического воспитания детей.

Требования к музыкальному сопровождению:

 В качестве музыкального сопровождения к ОРУ могут служить фонограмма и исполнение музыкального произведения (фрагмента) на инструменте.

Из всех физических упражнений, выполняемых под музыку, наиболее целесообразны основные движения (ходьба, бег, поскоки), общеразвивающие упражнения и строевые упражнения, упражнения с предметами, а также некоторые подвижные игры.

Каждый  вид физических упражнений требует тщательного подбора музыкальных произведений. Например, ходьба в различных построениях и перестроениях обычно проводится под маршевую музыку бодрого, четкого, иногда стремительного характера. Однако физическую нагрузку рекомендуется чередовать с медленной ходьбой, для музыкального сопровождения которой берут не только марш спокойного характера. Эти же произведения могут быть использованы и при разучивании ходьбы щироким шагом или с выпадами. Аналогично подбирают музыкальное сопровождение к бегу, поскокам. Бег грациозный, мягкий требует музыки такого же характера, а «острый»  «мелкий» , с выбрасыванием ног – стремительного задорного характера. Прыжки-поскоки тоже могут быть и быстрыми, и замедленными. В первом случае подходит динамичная, легкая музыка, желательно с подчеркнутой сильной долей, во втором – плавная.

  ОРУ разделяются обычно на две основные группы: без предметов и с предметами. Существует классификация по анатомическому принципу: для верхних конечностей и плечевого пояса, нижних конечностей, брюшного пресса и т.д. по характеру их также можно разбить на несколько групп и соответственно выделить виды музыкального сопровождения.

  Первая группа объединяет упражнения с  плавными, с  большой амплитудой, круговыми, маховыми движениями. Их основное сопровождение – музыка умеренного темпа (или медленного) и спокойного характера.

  Вторую группу составляют упражнения четкого, динамичного характера- это наклоны вперед и в сторону, махи руками и ногами, выпады, передвижение шагами, поскоками, а также упражнения с палкой. Музыкальным сопровождением может служить умеренного темпа бодрый марш.

  Третья группа включает в себя упражнения с четким, энергичными, с короткой амплитудой движениями: сгибание и разгибание ног и рук, повороты ладоней, вращение руками, пружинящие приседания, быстрые шаги, поскоки, наклоны. Музыкальное сопровождение  отличается быстрым темпом и большой динамичностью.

 Музыкальное сопровождение применяется в зависимости от этапа разучивания физических упражнений. При ознакомлении с движением, его показе музыка облегчает восприятие. Разучивание сложных элементов упражнения проводится без музыки, так как она не способствует сознательному управлению двигательным навыком. Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопровождением, чтобы придать ему еще большую выразительность. Те физические упражнения, которые требуют индивидуального темпа выполнения, силового напряжения (прыжки в длину, в высоту, лазание и т.д.) не нужно проводить под музыку, так как она может помешать ребенку сосредоточиться.

Исполнение музыкальных произведений всегда должно быть художественным, главное – не допускать  искажения замысла композитора ( если музыка имеет автора).  Так, нельзя менять темп произведения, произвольно акцентировать сильные доли такта, повторять музыкальные фразы, вводить паузы и т.д. всё это нарушает целостность произведения, его характер и содержание, снижают художественные качества. Грамзапись можно применять, если педагог умело пользуется техникой и придерживается нормального хода работы с детьми без лишней суеты и пауз.

  Важно помнить ,что недопустимо выполнять физические упражнения вне ритма и темпа, а также уточнять ритмичность движения под музыку счетом или непрерывными хлопками.

 Если утренняя гимнастика проводится на свежем воздухе, то использование музыки имеет некоторые особенности. Звуки на воздухе распространяются неравномерно  и могут быть не всеми услышаны. Необходимо продумать расположение звукового источника. В прохладное время надо слегка ускорить темп выполнения физических упражнений и, наоборот, в жаркое – снизить. В этом случае гимнастику лучше делать без сопровождения музыки.

  Все элементы упражнений должны быть предварительно выучены на занятиях (физкультурных, музыкальных). Только при этом условии использование музыкального сопровождения при ОРУ будет эффективным.

Что касается подвижных игр, то под музыку чаще всего проводятся игры с ходьбой, бегом ( « Медведь и дети», «Лошадки»), подскоками ( «Козочки и волк». «Птички и автомобиль» и др.).

Музыка помогает лучше организовать занятия, повысить их плотность.

Просмотров: 605
Категория: По направлениям » Для детского сада » Физическая культура для детей




Другие новости по теме:

  • Зенн Лилия Владимировна. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Беляева Юлия Владимировна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
  • Пличко Маргарита Юрьевна. Конспект музыкального тематического занятия, посвящённого международному Дню Музыки «Наполним музыкой сердца»
  • Боклаг Нина Григорьевна. Конспект непосредственной образовательной двигательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе с использованием музыкального сопровождения
  • Боклаг Нина Григорьевна. Конспект непосредственной образовательной двигательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе с использованием музыкального сопровождения
  • Кондратова Элеонора Владимировна. Конспект музыкального занятия «Природа и музыка» для детей подготовительной группы детского сада 5-6 лет
  • Власова Виктория Александровна. «Роль педагога-психолога в организации психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе»
  • Володина Светлана Александровна. Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей старшего дошкольного возраста.
  • Шмелева Людмила Викторовна. Конспект доминантного занятия по восприятию музыки с детьми подготовительной группы «В мире музыки»
  • Соколова Елена Валерьяновна. Сценарий театрализованного спектакля с использованием музыки «Под грибом»
  • Шмелева Юлия Владимировна. «Эффективные приемы работы музыкального руководителя в процессе слушания музыки»
  • Седирова Любовь Владимировна. Взаимодействие педагогов с родителями (упражнения коммуникативного характера)
  • Куриленко Татьяна Алексеевна. «Пальчиковая азбука и гимнастика в стихах» — упражнения в стихах как одно из средств профилактики дизграфии у детей с нарушениями речи.
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • Попова Марина Васильевна. ООД по плаванию (средняя группа) Тема: «Плавание с доской при помощи движений ног способом «кроль» на груди и на спине».
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Вахитова Наталья Александровна. Конспект игротренинга по развитию коммуникативных навыков с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4-5 лет Тема: «Путешествие»
  • Максименко Наталья Александровна. «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»
  • Бикбулатова Гузяль Айратовна. Конспект ООД художественно-эстетическое развитие (музыка) музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Веселые нотки здоровья»
  • Вахитова Наталья Александровна. Конспект игротренинга по развитию коммуникативных навыков с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4-5 лет Тема: «Чебурашка и крокодил Гена»
  • Беленькова Елена Анатольевна. Конспект музыкального занятия в старшей группе «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ» «Волшебные нотки здоровья» Старший дошкольный возраст.
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Пирогова Ирина Джемильевна. Формирование эмоциональной отзывчивости при слушании музыки с детьми раннего возраста
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Шагалова Анна Анатольевна. Статья «Воздействие музыки на гармоничное развитие ребенка»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь