Хайбулина Наталья Григорьевна. «Использование информационно – коммуникационных технологий в дошкольном учреждении»

«Использование информационно – коммуникационных технологий в дошкольном учреждении»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29

Подготовил воспитатель высшей квалификационной категории Хайбулина Н.Г. с. Атепцево 2018г.

«Если сегодня мы будем учить детей так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюн

Мы живём во время стремительного роста и развития новых информационных технологий. Компьютер проник во все сферы жизни и деятельности современного общества. Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны не приводить к замене традиционных методов, а способствовать расширению их возможностей.

Скачать конспект

В стране ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях и этому способствовало:

  • Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества
  • Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года
  • Реализация программы «Электронная Россия»
  • Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»
  • Подключение в рамках национального проекта садов к интернету
  • Принятие поправок к Закону «Об образовании»
  • Формирование социальных сетей и др.

Это нашло отражение во многих документах, которые приняты Правительством Российской Федерации.

Нормативные документы:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г №273-ФЗ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г № 1155
  • Инструктивно — методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Минобразования России от 14 марта 2000 г № 65/23-16
  • профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 г.

Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы детских садов, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями.

Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.

Компьютер стал лучшим помощником педагога как при работе с детьми, так и с родителями.

Готовясь к занятию, педагог задумывается: «Как улучшить образовательный процесс?». И, конечно же, в голову приходит мысль достаточно очевидная — реализовать принцип наглядности в полной мере, с помощью ИКТ — это очень легко.

Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.

Что же такое ИКТ? Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Многие эксперты в области образования убеждены, что ИКТ развивают способности и навыки детей в раннем возрасте. Ряд специалистов, вовлеченных в распространение ИКТ, провели исследования, подтвердившие, что новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь детей.

Что же подразумевается под понятием ИКТ в ДОУ?

Это — использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, интерактивных досок, других подобных устройств, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного, умственного развития воспитанников.

Применение ИКТ в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. Воспитатель должен стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.

Использование ИКТ в моей практике включает в себя следующее:

  • Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек
  • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям
  • Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы)
  • Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
  • Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их
  • Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении
  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
  • Оформление буклетов, электронного портфолио, материалов по различным направлениям деятельности
  • участие с воспитанниками в онлайн викторинах, олимпиадах, конкурсах.
  • Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей
  • моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта, звуки природы (дождь, гроза), голоса птиц и т. д.)

Новые виды деятельности способствуют развитию новых компетенций. Эти компетенции, конечно, — в области информационных технологий:

  • Свободное владение средствами ИКТ сети Интернет
  • Стремление к изучению новых средств, сервисов сети
  • Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инстру-ментарием сети Интернет
  • Использование компьютера в ведении документов
  • Подготовки материалов для сайта дошкольного учреждения.

Умение пользоваться интернетом позволяет мне быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать проведение различных конкурсов, получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы на педагогических сайтах, публиковать свои наработки в журналах. Принимать участие с детьми в таких Всероссийских конкурсах как «Росток», «ЧИП», «МИР», «Успех».

Благодаря интернету я интересуюсь материалами электронных журналов «Современное дошкольное образование», «Обруч», «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Практическая педагогика», «Воспитатель детского сада», «Педагог ДОУ», «Альманах Педагога», «Вестник Педагога».

В 2017 году прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации «Возможности использования ИКТ в ДОУ» по Ф ГОС.

В своей работе я использую не только лицензионные средства ИКТ, но и созданные мной мультимедийные презентации, видеоролики, интерактивные игры.

Но при всех плюсах ИКТ технологий необходимо соблюдать условия для сбережения здоровья ребёнка:

Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти — семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю. Нужно включать в занятия игры, направленные на профилактику нарушения зрения и отработку зрительно-пространственных отношений. Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия: обязательно проводить физкультминутки.

Для проведения различных видов образовательной деятельности мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 — 2, 5 метра.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии. При частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. И, конечно же, при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео — записей. Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным.

Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, нам педагогам, не нужно забывать, что компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Использование ИКТ в ДОУ.

По направлениям использования информационно коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:

  • использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми
  • использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями
  • использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.

Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью мультимедиатехники, способствуют повышению мотивации детей к занятиям. Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно — образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

Источники:

  1. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. – М.: Сфера, 2008.
  2. Новицкая Н. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
  3. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. – М.: Новая школа, 1997.
  4. Горвиц Ю.М. [и др. ] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. — м.: Линка-пресс, 1998. — 328 с.
  5. Горвиц Ю.М. Компьютер … это очень просто/ Горвиц Ю.М. //Очаг. — 1995. — №3. — с. 80-81.
Просмотров: 317
Категория: По направлениям » Для детского сада » ИКТ для детей




Другие новости по теме:

  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Любовь Васильевна Маранцева. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ.
  • Тарасенко Инна Николаевна. «Использование технологии проектной деятельности как средство вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОО»
  • Ксения Олеговна Кукарцева. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУ
  • Солтанова Олеся Адамовна. «Использование игровых технологий в дошкольном образовательном учреждении направленных на стимуляцию интеллектуального развития детей, тренировку речевого аппарата в средней группе»
  • Татьяна Беспрозванных. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста
  • Гнидкина Ирина Анатольевна, Круглова Елена Вячеславовна. Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
  • Халиулина Румия Абдулахатовна. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР
  • Калатинская Анна Александровна. Использование информационно коммуникационных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
  • Юлия Василенко. Использование информационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
  • Ирина Шотт. «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Петрова Наталья. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ — ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Романова Галина Сергеевна. Методическое пособие Использование информационно – коммуникативных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Развивалочка»
  • Ильина Оксана Васильевна. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  • Чекунова Наталья Владимировна Баркалова Ольга Александровна Пронина Татьяна Николаевна Юрина Юлия Ивановна. «Использование новых педагогических технологий в процессе формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Проект «Что? Отку
  • Шишигина Жанна Евгеньевна. Использование информационно-коммуникационных технологий в НОД по образовательной области «Физическая культура»
  • Топильская Светлана Михайловна. Опыт работы «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников, создание мультипликационного мультфильма с детьми».
  • Овчинникова Татьяна Николаевна. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда как средство коррекции лексико-грамматических средств языка у дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня
  • Галахова Елена Александровна. Презентация. Здоровьесберегающая педагогика как одно из средств реализации новых технологий в образовании
  • Кольвейвина Анастасия Владимировна. Использование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения
  • Юлия Полякова. Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста.
  • Сумзина Татьяна Сергеевна. «Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»
  • Елистратова Н. А. Использование современных методов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ для развития у детей дошкольного возраста актерских способностей и интереса к театральному искусству.
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Кузнецова Олеся Петровна. Применение информационно-коммуникационных технологий как одно из условий формирования компетентности современного педагога ДОУ
  • Тимохина Виктория Витальевна. Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении.
  • Пастушкова Наталья Григорьевна. Авторский конспект образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по познавательному развитию (ФЭМП) для детей II младшей группы Тема: «Антошкин огород»
  • Крючкова Наталья Петровна. Применение цифровых технологий в дошкольном образовании.
  • Бычкова Евгения Петровна. Использование технологии Су-Джок терапии для речевого развития детей дошкольного возраста
  • Мохначева Светлана Сергеевна. Внедрение информационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «По дороге из желтого кирпи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь