Оксана Дорожкина. Познавательно–речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием моделей и схем

Познавательно–речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием моделей и схемИгрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое общение. Разговорная речь детей бедна, малословна. Быстрый темп жизни общества часто не позволяет родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей.  А современная система образования  требует  лучшей подготовки  детей к школе.  Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.
Формируя у детей восприятие, внимательность, наблюдательность мы развиваем познавательные процессы, которые являются предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии - это значит  в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы . Мнемотехника (мнемоника) - совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание.
Искусство запоминания было особенно важным в до письменные периоды человеческой истории. Жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности.
В наше время существуют современные системы, где не нужно составлять речевые конструкции для запоминания и в которых совсем необязательно использовать эмоции и сюжетные картинки (создание предпосылок для непроизвольного запоминания). Современные системы запоминания основаны на нейрофизиологических исследованиях и имеют четкую теоретическую базу, благодаря которой можно выстраивать выверенную систему запоминания. Самые известные в наше время системы - это "речевая мнемотехника" Самвела Гарибяна, основанная на речевом мышлении и использующая рассказы и речевые конструкции, и система запоминания В.А. Козаренко, основанная на визуальном мышлении, обладающая высокой эффективностью.[2]
Основным мнемотехническим приёмом является моделирование рассказа с помощью графических символов, путем трансформации слов и словосочетаний в символы.  Проведение работы по активизации и обогащению словаря, формированию лексико-грамматического строя, готовит как нельзя лучше детей к школьному обучению. В школе детям будет необходимо запоминать слова, предложения, тексты, правила, схемы, формулы. При работе со схемами, которые дети рисуют самостоятельно, развивается мелкая моторика, а как известно: развиваем мелкую моторику – воздействуем на центры в головном мозге,  связанные с речью.[4]
Считаю, что необходимо специально развивать память детей-дошкольников. Сохранение знаний  преимущественно связывается  с долговременной памятью. Важно установить смысловую связь между словами и рисунками, что говорит о происходящих мыслительных операциях, это  является условием умственного и речевого развития. Для успешного обучения в школе имеет значение сформированность наглядно-образного мышления.
Развивая память детей,  использую игры и упражнения для  развитие зрительной памяти («Чего не стало»), слуховой памяти («Запомни слова»), обонятельной памяти («Угадай по запаху»), вкусовой памяти («Угадай по вкусу»).[5]
Графические схемы применяю  на занятиях по развитию речи для обучения дошкольников схематизации вербального логически связанного материала (пословиц, текстов сказок, рассказов). Дети рисуют пиктограммы для запоминания стихотворных текстов,  составления плана описательного рассказа или для пересказа литературных   произведений. Графические схемы эффективны для обучения детей связной доказательной речи. Особое внимание уделяю кодировке текста, развитию умения чтения схем, и развитию диалектической речи: обмен информацией, мнениями, планирование индивидуальной и совместной деятельности, обсуждение схем.
Схематические модели часто используются на занятиях по познавательному и речевому развитию. [1]
Этапы работы со схемой-моделью.
1.Учить детей заменять слова, словосочетания, ключевые слова в предложениях значками, символами, запоминать часто повторяющиеся символы.
2.Учить зарисовывать, обозначать предметы и явления не только разными символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, еда) - если дети умеют читать.
3.Учить детей одновременно с воспитателем составлять схему-модель, запоминать, в какой последовательности и что они зарисовали. Использовать схему-модель как план пересказа.
4.Удерживать составленную схему-модель в памяти, пересказывать сюжет, не заглядывая в нее.
5.Самостоятельно с помощью значков-символов заполнять схему-модель и использовать ее для дальнейшего пересказа.
6.Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.
Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная информация. Этот вид моделей очень удобен для пересказа сказок.[3]
Работа по мнемотаблице состоит из 5 этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ сказки с опорой на символы.
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5.Таблица воспроизводится ребенком при показе ему.
В обучение работе с мнемотаблицами включают несколько занятий. Они содержат игровые задания и исследования и носят интегрированный характер, направленный на развитие речевой и познавательной деятельности.
Формирование  способности схематически изображать предметы совпадает по времени  с овладением грамотой.  Дети, умеющие читать, обладают способностью схематически изображать предметы, что позволяет делать мне вывод о взаимосвязи становления этих функций. Способность схематически изображать  предметы предполагает формирование топологических схем , а овладение грамотой—топологических схем букв. Сформированность способности схематически изображать предметы , свидетельствует о готовности ребенка к овладению грамотой.
По итогам работы за несколько лет можно сделать вывод, что дети легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений.
Список использованной литературы:
1. Белоусова Л.Е. «Весёлые встречи», СПб, «Детство – пресс»,2003г.
2. Гарибян С.  «Школа памяти» .– М., 2008.
3. Зиганов М.,Козаренко В.А.  «МНЕМОТЕХНИКА»(Запоминание на основе визуального мышления) -М.,2006.
4. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. /М.,    Аркти. 2002
5. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для  родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1971.

Просмотров: 430
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Симонова Татьяна Васильевна. Педагогическое мероприятие по обучению детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем для подготовительной группы
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах.
  • Каталкина Римма Львовна. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Введение фантастического образа в готовую модель схемы для сочинения сказки»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе для детей с ОНР Пересказ рассказа «Галоша»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе для детей с ОНР Пересказ рассказа «На птичьем дворе»
  • Казанцева Юлия Викторовна. Семинар-практикум для родителей «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Щендрыгина Ольга Евгеньевна. Конспект НОД по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексической теме «Одежда» — «Путешествие с Лесными зверьми и Совой»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Винокурова Дарья Вадимовна. Использование пересказа для развития связной речи
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и морковка»
  • Поварго Елена Николаевна. «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
  • Шепоткова Ольга Николаевна. Методическая разработка занятия по продуктивной деятельности для детей среднего дошкольного возраста (возраст 4-5лет) Тема «Создание книги памяти»
  • Ленгард Софья Ильдаровна. Программа занятий по развитию произвольной памяти детей дошкольного возраста
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Старавойтова Елена Анатольевна. КОНСПЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ 'Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы'
  • Шемет Елена Александровна. Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Степанишина Ирина Павловна. МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Гойдина Светлана Николаевна. «Модель адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) в соответствии с требованиями ФГОС ДО»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь