Смирнова Ульяна Михайловна. Опыт работы на тему: «Познавательно – речевое развитие детей раннего возраста»

Опыт работы на тему: «Познавательно – речевое развитие детей раннего возраста»

Смирнова Ульяна Михайловна воспитатель группы раннего возраста МБДОУ Детский сад №4 п. Максатиха Тверская обл.

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, игры, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушливый цветок» В. Сухомлинский.

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено оно, на умственное развитие ребёнка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешного обучения ребёнка в дальнейшем.

Все мы знаем, что в современном мире родители мало внимания уделяют своим детям. Им проще, включить телевизор или компьютер, чем поиграть, почитать, или даже просто пообщаться со своим ребёнком. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности ложится на плечи воспитателя.

Наша группа работает по программе «Из детства- в отрочество» Ранний возраст под редакцией Т.Н. Дороновой. Эта программа помогает нам правильно организовать занятия и самостоятельную деятельность детей, периоды бодрствования и отдыха.

Известно, что ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно её интеллектуального развития. Именно в этом возрасте закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности.

Основными достижениями раннего возраста являются:

  • овладение телом;
  • овладение речью;
  • развитие предметной деятельности.

В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребёнка является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие. Благодаря действиям с предметами у ребёнка происходит накопление чувственного опыта, который ребёнок ещё не может выразить словами, но он практически осваивает окружающий мир.

В раннем детстве на первый план выдвигаются следующие образовательные задачи:

  • Создавать условия для сенсорного, наглядно-действенного познания окружающего мира;
  • Содействовать развитию интереса к предметам, окружающим детям;
  • Способствовать появлению элементарных представлений о природных объектах, которые ребёнок может видеть дома и на картинках.
  • Учить различать не только предметы, но и их свойства.

В этот период жизни с 2 до 3 лет особое внимание уделяется развитию активного словаря. Как это делать? И на что обращать внимание? Прежде всего, мы стараемся развивать способность понимать речь окружающих, учим расширять ориентировку в окружающем, воспитываем внимание и интерес к явлениям природы, к разнообразным предметам, учим находить их изображение на картинках и обозначать их словами. Всё это способствует формированию первичных представлений об окружающем мире, установлению простейших связей между предметами и явлениями.

Так же, я считаю, что необходимо развивать разговорную речь детей, используя любые поводы для разговора с ними: во время прогулки, говорить с детьми во время одевания и раздевания, во время кормления и умывания, во время игры, побуждать детей к высказыванию своих мыслей, своего мнения, учить отвечать на вопросы, обращаться с вопросами к взрослому.

Познавательное развитие ребенка раннего и младшего дошкольного возраста невозможно без рационально организованной, насыщенной разнообразными сенсорными раздражителями, игровыми материалами развивающей предметной среды. Только в яркой, интересной и доступной среде возможно познавательно – речевое развитие детей.

С целью создания эффективной, развивающей предметной среды у нас в группе созданы: уголок познавательного развития, в котором имеется художественная литература, разнообразные дидактические, настольно печатные игры, пазлы, игры на развитие мелкой моторики рук, настольный театр по русским народным сказкам.

Для развития ролевой речи дети имеют возможность играть в «Шоферов», «Больницу», «Дочки – матери».

Так же хочется выделить разные виды игр, передающие детям определенные знания и умения: дидактические, сюжетно – дидактические, игры- драматизации, музыкально – коммуникативные, игры – забавы. Например, в сюжетно-дидактической игре «Научим куклу одеваться» побуждаем детей к произношению названий предметов одежды, их частей и действий. Похожие игры «Напоим куклу чаем», «Мишка заболел», «Кукла в гости к нам пришла».

Уровень развития детей раннего возраста находится в прямой зависимости от развития движений пальцев рук. Для развития мелкой моторики рук используем пальчиковые игры, мозаики, шнуровки, разнообразные конструкторы.

Ведущим познавательным процессом малышей является восприятие. Это слух, зрение, осязание, обоняние, вкус и сенсорные действия. И, конечно же, без дидактических игр, рассматривания картинок, чтения книг, слушания песен здесь не обойтись. Всё это помогает детям запомнить предметы, явления и одновременно их словесные обозначения.

В заключение хочется сказать, что благодаря кропотливой работе по познавательно – речевому развитию, ребятки, переходя в дошкольные группы, успешно продолжают расти, воспитываться и развиваться.

Используемая литература:

  • Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, Л.Н. Голубева программа «Из детства – в отрочество» — М: Детям 21 века, 2006 г.
  • Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина «Раннее детство: познавательное развитие» М: Мозайка-Синтез Творческий Центр Сфера, 2003 г.
Просмотров: 324
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Грушецкая Людмила Александровна. Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Цах Маргарита Борисовна. Психолого-педагогический проект «Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития»
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Клейн Елена Евгеньевна. Презентация на тему: 'Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста'
  • Фадеева Ольга Юрьевна. Влияние мелкой моторики на развитие ребёнка раннего возраста
  • Сенокосова Наталья Николаевна. Развитие познавательно-речевой активности детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
  • Ивонина Елена Викторовна. Сенсорное развитие детей раннего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность
  • Марина Благинина. Авторские дидактические игры с детьми раннего возраста во время адаптаций
  • Топилина Ольга Ивановна. «Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактической игры»
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Тютерева Наталия Валерьевна. «Рабочая программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности для детей 6-7 лет», образовательная область «Познавательное развитие».
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Грушецкая Людмила Александровна. Влияние предметно-развивающей среды на развитие речи детей раннего возраста
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Пачина Алёна Михайловна. Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики с предметами домашнего обихода»
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Развитие мелкой моторики как средство гармоничного развития ребёнка.
  • Петрова Оксана Васильевна. Влияние предметно-развивающей среды на социально-личностное развитие детей раннего возраста
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь