Миронова Светлана Юрьевна. Методическое пособие по развитию речи у детей 4-5 лет 'УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО'

Методическое пособие по развитию речи у детей 4-5 лет УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНОМетодическое пособие по развитию речи у детей 4-5 лет "УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО"

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи -фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

 

Скачать конспект

У ребенка, испытывающего проблемы со зрением, речевая функция немного затормаживает свое развитие. На родителей ложится большая доля труда и ответственности за воспитание ими слепого ребенка, поэтому им следует знать общую цель и конкретные пути и средства педагогического воздействия на ход развития личности при потере зрения. Чтобы ослабить влияние слепоты на развитие ребенка, необходимо активно и своевременно воздействовать на малыша. Чем раньше произойдет это педагогическое вмешательство в жизнь маленького слепого, тем успешнее он будет развиваться и обучаться в школе.

В процессе повседневного общения с окружающими слепой ребенок овладевает речью — ее содержанием и структурой, то есть звуковым и грамматическим строем, словарным составом и выразительными средствами (силой голоса, темпом речи, интонацией). Он также овладевает и речевыми функциями обозначения и обобщения предметов, признаков и действий, на основе которых осуществляется общение, познание окружающего мира и психическое развитие личности самого ребенка.

Детский мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию. Малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно. Он обожает, когда вы читаете ему сказки, стихи, небольшие рассказы о животных, о растениях, о таких же девочках и мальчиках, как он сам.

При помощи слова слепой ребенок получает предварительное понятие о незнакомых ему предметах, которое затем уточняется при непосредственном восприятии. Объяснения взрослого в процессе обязательного обследования предметов или ориентировки в пространстве помогают выделить существенные признаки объектов и тем самым способствуют уточнению восприятия и формированию правильных предметных и пространственных представлений.

От родителей требуется продумать вопросы, которые помогали бы ребенку выделить характерные признаки, явления, и рассказать о них. Проводимые наблюдения периодически обобщаются в виде беседы, кратких записей, ведения дневника, с помощью рельефных условных обозначений. Таким путем у слепого ребенка создаются и систематизируются богатые представления о каком-либо явлении, а связанные с ним слова приобретают глубокий и точный смысл и сознательно употребляются в разных речевых ситуациях.

При помощи звукозаписи легче усваиваются приемы выразительного чтения, так как происходит понимание интонаций, логических ударений и умение передать их в своем чтении и в устной речи.

Овладение разными видами связной речи становится для слепого важным средством компенсации недостатков его чувственного познания и средством нормального психического развития. Многие родители, своевременно занявшиеся воспитанием слепых детей в контакте со специальной школой, достигли в этом отношении больших успехов.

Коммуникативно-речевое развитие детей 4-5 лет

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает всё большее значение в современной жизни. Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Разные ситуации общения требуют развитых коммуникативных и диалогических умений, формировать которые важно начиная с раннего возраста.

Сегодня уже стали привычными высказывания, что у детей необходимо развивать общеучебные навыки, среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать её, принимать чужую точку зрения и т.д. Всему этому в процессе обучения уделяется большое внимание, но факт остаётся фактом — даже выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными свойствами.

Подавляющее большинство педагогов полагают, что если обогатить словарный запас ребёнка, научить уместному употреблению синонимов, дать схему построения текста (высказывания), то в дальнейшем, при обучении в школе, он сможет участвовать в диалоге и свободно владеть всеми навыками его ведения. Однако нельзя забывать о том, что диалог — особая форма речи дошкольника, которая не возникает автоматически.

«Развитие детей с нарушениями подчиняются тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребёнка» (Л. С. Выгодский). В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушением зрения возникает некоторая обедненность чувственной стороны речи, что сказывается на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем, развитием связной речи, в усвоении выразительных средств.

А ведь именно сейчас используются такие модные формы и методы обучения, как проектный, исследовательские работы и т.д.

Технология проектирования помогает развивать творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной в организационную систему ДОУ, эта технология становится инструментом саморазвития ребёнка.

Проект — это описание будущей деятельности, направленное на осуществление значимых изменений в образовательной практике за ограниченное время с использованием ограниченного ресурса.

Определены следующие условия организации и проведения проекта:

  • наличие мотивации участников проекта;
  • перевод отношений воспитателя с детьми от сотрудничества к самостоятельности у дошкольников;
  • позиция взрослого — позиция сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к личной инициативе, к росту личности ребёнка;
  • позиция ребёнка — активное взаимодействие со взрослым, сверстниками, взаимоподдержка, ответственность;
  • произвольность (доведение начатого проекта до определённого результата);
  • знания воспитателя выстраиваются как системные, междисциплинарные, обобщенные в многообразных формах поисковой, мыслительной деятельности, продуктивного творческого процесса;
  • освоение способов ведения исследовательской работы, способов решения творческих задач, методов развития мышления и воображения;
  • представление (детям) практики освоения многообразия форм межличностных отношений и общения, создание условий для появления чувств радости от совместного сотрудничества и сотворчества.

То есть дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.

До сих пор обсуждаются способы и условия реализации диалога в образовательном процессе. Он рассматривается как метод исследования личности ребёнка; особая по построению форма организации занятия; способ реализации проблемного обучения, сотрудничества, специально организованная ситуация общения педагога и ребёнка и т.д. Однако если нет мотивации общения, спора, то нет и словесных форм спора, диалога, дети не смогут научиться продуктивно сотрудничать, строить свое взаимодействие учебным способом.

Возрастные и психофизические особенности становления речевой деятельности ребёнка во время реализации проекта позволяют направить его воспитание и обучение в русло диалогического общения, инициативного продуктивного сотрудничества. Главное, не игнорировать мотивы детского общения, использовать готовность ребёнка вступать в диалог, чувствовать инициативу детей. При этом необходимо соблюдать особую последовательность: в первую очередь обучать диалогу и умению вести диалог, затем — монологу как высшей форме речевой деятельности. Это поможет не только сохранить и развить мотивацию общения, но и повысить качество речевой деятельности детей в процессе проектирования.

Проект «Обеспечение основ безопасности жизнедеятельности дошкольников».

В ходе реализации проекта использовались беседы с детьми на темы: «Почему на дорогах опасно», «Что поможет избежать беды на улице», «Для чего нужно знать правила дорожного движения». Они учат детей рассуждать, задавать вопросы и отвечать на них. Составление творческих рассказов по темам: «Прогулка по городу», «Прогулка за город», сборка книги «Дорожная азбука», подготовка к развлечению «Школа Светофорчика», разработка сценария, разучивание пальчиковых, подвижных игр и упражнений, песен — всё это способствует развитию мышления, умению отстаивать свою точку зрения, познавательной активности, формированию привычек безопасного поведения, развитию коммуникативных навыков, обогащению словарного запаса, умению четко и ясно выражать словами понятия о правилах безопасного поведения на улице.

Система упражнений, направленных на развитие речи младших школьников

Упражнения и игры, направленные на воспитание звуковой культуры речи

Название темы Содержание игр и упражнений

Сезонные изменения в природе осенью Упражнение на дыхание «Шелестят листики». Вдохнуть через нос, на выдох дети дуют на листики. Для повышения интереса можно провести соревнование, у кого лучше шелестят листики.

Овощи: морковь, репа, лук Упражнение на дыхание «Понюхай овощи и фрукты». На вдох понюхать предмет, на выдох произнести по слогам: «Очень хорошо пахнет» или «Очень душистое яблоко».

Фрукты:

лимон, апельсин

Обувь для улицы и дома Упражнение «Вьюга».

По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: «У-у-у». По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: «У-у-у». По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно умен ьша ют силу голоса. По сигналу «Вьюга закончилась» замолкают.

Дом, квартира Упражнение «Дует ветер».

Дети водят хоровод. Движения сопровождаются рассказом учителя. «Утром дети идут в школу. Светит солнце. Дуеттихий ветерок: в-в-в (произносится тихо). Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо: ее-в). Окончились уроки. Дети идут домой. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в (произносится громко). Как дует сильный ветер?». Дети громко повторяют.

Насекомые: жук, бабочка Упражнение на дыхание «Надоедливый комар». Руки вытянуты перед грудью ладонями друг к другу. На счёт «раз» с глубоким бесшумным вдохом через нос руки быстро развести до отказа в стороны, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, соединить эти действия с произнесением звука «з-з-з».

Дикие и домашние животные (кролик, заяц) Игра «Лесенка».

На доске картинка с нарисованной лесенкой. По ходу игры учитель ставит на каждую перекладину фигурку определенного животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса (чем выше ступеньки, тем выше и тише будет звучать голос).

Одежда для улицы и для дома Упражнение «Протяните звук «с».

В течение 15-20 секунд, постепенно перейти от

очень тихого к очень громкому звучанию. То же

самое делайте, чередуя на выдохе звуки «с» и «з»:

с-с-с-с-з-з-з-с-с-с-з-з-з.

Упражнение развивает гибкость дыхания, помогает найти чувство «опоры», регулировать громкость произносимого слова.

Птицы:

воробей,

ворона Упражнение «Соловей-разбойник».

Представьте, что вам необходимо:

задуть свечи (одну за другой) на праздничном торте;

сдуть с рукава пушинку;

раздуть огонь в потухающем костре;

подуть на горячее молоко, сдувая пенку.

Подумайте, каким будет выдох при выполнении таких

упражнений, и разыграйте эти ситуации.

Семья. Обязанности детей в семье Встаньте в круг и предложите ребятам необычную считалку: после того как водящий вас рассчитает, примите правильную осанку и повторите дыхательную гимнастику на чередование: вдох, выдох. Раз... Пять!

Все умеем мы считать! Отдыхать умеем тоже — Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим.

Делаем попеременно: вдох- выдох. Следует повторить упражнение 3-4 раза.

Сезонные изменения в природе зимой Упражнение на дыхание «Снежинка».

У детей на ладошке снежинка, они делают вдох, а на

выдох — сдувают снежинку, кто дальше.

Упражнения и игры, направленные на развитие словарного запаса

Название темы Содержание игр и упражнений

Сезонные изменения в природе осенью Когда воздушный шар с игрушками пролетал над лесом, пошел осенний дождик. Ежик с Лисенком замерзли. Они забыли взять с собой куртки и не подумали об осенней погоде.

Какая погода бывает осенью, если идет дождь —... (дождливая), дует ветер —... (ветреная), на улице холодно -... (холодная), пасмурно -... (пасмурная), сыро (сырая), хмуро-... (хмурая), солнечно-... (солнечная) и т.д.

Овощи:

морковь, репа, лук Отгадай загадку.

Он никогда и никого не обижал на свете. Чего же плачут от него и взрослые, и дети? (Лук). Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос. (Морковь).

Фрукты:

лимон, апельсин Игра «Овощное — фруктовое».

Я буду перечислять блюда, а вы говорить, овощное оно или фруктовое. Если это блюдо можно приготовить из овощей и из фруктов, то вы отвечаете: «овощное и фруктовое» (например, сок, варенье или салат). Суп (овощной), компот (фруктовый), солянка (овощная), мороженое (фруктовое), соки (овощные и фруктовые), начинка для пирога, варенье, салат, голубцы, джем, повидло, запеканка.

Обувь для улицы и дома Игра «Какая обувь?».

Обувь из кожи (какая?)(кожаная), из резины — (резиновая), из вельвета, из материи, из меха, из парусины, из замши, обувь, покрытая лаком, —... (лакированная).

Какую обувь делают из резины? (Сапоги, галоши). Из войлока? (Валенки). Из кожи (Туфли, ботинки, сапоги, босоножки, сандалии, кроссовки). Из материи? (Тапки, шлепанцы, кеды).

Дом, квартира «Доскажи слово».

Я прочитаю вам стихи, а вы догадайтесь, какими словами, похожими на слово «дом», надо закончить каждую вторую строчку. Гном и дом

Жил да был веселый гном. А за печкой, за трубой Он в лесу построил... (дом). Жил у гнома (домовой).

Дикие и домашние животные (кролик, заяц) Игра «Кто как передвигается?».

Как передвигается медведь —... (ходит, лазает, плавает, бегает), заяц —... (прыгает, скачет, бегает), волк и лиса —... (бегают, крадутся), белка —... (прыгает, карабкается, бегает), бобры —... (ходят, плавают, ныряют), еж —... (ходит, бегает, катится), уж —... (ползает, плавает), лягушка —... (прыгает, плавает).

Одежда для улицы и для дома Игра «Скажи ласково»: плащ —... (плащик), халат —... (халатик).

Птицы:

воробей,

ворона Игра «Кто быстрей».

У кого из птиц самый красивый хвост (У павлина)?

Самая длинная шея? (У лебедя). Самые длинные ноги?

(У цапли, журавля)? Самый длинный клюв (У цапли)?

Самые большие глаза? (Усовы, филина).

Какие птицы выше всех летают? (Орлы). Умеют

разговаривать? (Попугаи). Лучше всех поют? (Соловьи).

Как называются птенцы у вороны (Воронята), орла,

совы, голубя, кукушки, аиста, пингвина?

Стая воробьев (какая?) —... (воробьиная), лебедей,

ворон, журавлей, уток, голубей.

Семья. Обязанности детей в семье Игра «Назови ласково».

Как можно назвать ласково каждого члена этой семьи? (Сын — сыночек, дочь — доченька, брат — братик, сестра — сестричка, мама — мамочка, папа — папочка, бабушка — бабулечка и т.д.).

Называете ли вы в своей семье друг друга ласково?

Игры и упражнения, направленные на развитие грамматической стороны речи

Название темы Содержание игр и упражнений

Сезонные изменения в природе осенью Игра «Один — много».

1. Дуб — это один, а если их много, то это... (дубы). Клен

- это один, а если их много, то это... (клены).

Аналогично: рябина (рябины), береза (березы), каштан

(каштаны), липа (липы), тополь (тополя), осина

2. Осенний день (осенние дни), желтый лист (желтые

листья), большое дерево (большие деревья), темная

туча (темные тучи), холодный дождь (холодные

дожди), сильный ветер (сильные ветры), теплая

куртка (теплые куртки), птичья стая (птичьи стаи).

Овощи:

морковь, репа, лук «Закончи предложение».

Помидор по цвету какой? (Красный)

Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать

словами «красный помидор». (Хором)

На грядке вырос большой... (красный помидор). А

вокруг него растут другие... (красные помидоры). Я

сделаю салат из этого... (красного помидора) и угощу

маму. Мама обрадуется... (красному помидору) и

будет восхищаться... (красным помидором). Мы с

вами говорили о... (красном помидоре).

Фрукты:

лимон, апельсин

Обувь для улицы и дома «Закончи предложение».

Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете словами «резиновые сапоги».

На улице шел дождь. Насте очень хотелось гулять, но мама ее не пускала, потому что у Насти прохудились... Настя попросила маму купить ей новые... И вот мама с Настей отправились за... По дороге в магазин Настя мечтала о новых, красивых... Когда они пришли в магазин, то удивились, как много в нем... Среди разных... Настя увидела те самые о которых мечтала. Возвращаясь домой уже в новых Настя смело наступала в лужи своими... Теперь можно гулять под дождем. Настя была очень рада....

Дом, квартира

Игра «Какой дом?».

  1. Дом из двух этажей (какой?) —... (двухэтажный). Из трех этажей —... (трехэтажный), из пяти этажей —... (пятиэтажный), из девяти этажей —..., из двенадцати этажей -... (двенадцатиэтажный).
  2. Дом из дерева (какой?) -... (деревянный). Из кирпича -... (кирпичный), из глины -из камня -из стекла -

изо льда — из снега -из бумаги -..., из картона -... и т.д.

Насекомые:

жук, бабочка

Упражнение «Кто быстрее».

Назови каждое насекомое как будто их много,

например: комар — комары, паук — пауки.

Дикие и домашние животные (кролик, заяц)

Игра с мячом «Назови малыша».

У кошки — котенок, у коровы -теленок, у собаки — щенок,

у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика. А

теперь продолжай: «У кошки много котят» и т.д.

Одежда для улицы и для дома

«Какая одежда?».

Одежда из кожи (какая?) —... (кожаная), из шерсти -

  • .. (шерстяная), из ситца —... (ситцевая), из шелка,

из байки, из льна, из бархата, из хлопка, из атласа, из

драпа, из плащевой ткани, из джинсовой ткани и т.д.

Шуба из кролика какая? (Кроличья). Из лисы, из

каракуля, из норки, из белки и т.д.

Птицы:

воробей, ворона

«Описание птицы».

На каждую парту учитель дает схематичные рисунки, по которым учащиеся составляют предложения о «своей» вороне.

Ученик, получивший картинку с изображением клюва,

составляет предложение: «Это клюв вороны — вороний

клюв». «Это стая воробьев — воробьиная стая».

Семья. Обязанности детей в семье

«Угадай, чьи это вещи».

Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Затем логопед называет один из предметов, а дети называют, кому принадлежит этот предмет.

Сезонные изменения в природе зимой

Составление рассказа с опорой на слова и план. Слова

на доске: пасмурное, ясное, холодный, серые, темные,

снег, метель, дождь, сугробы, лужи.

Задания и упражнения на развитие связной речи

Название темы Содержание игр и упражнений

Сезонные изменения в природе осенью Составление совместного описательного рассказа. На доску выставляют ряд карточек-символов, обозначающих признаки осени: тучи, ветер, дождь, лужи.

Овощи: морковь, репа, лук Составление сравнительного описания лимона и апельсина, моркови и репы.

Класс делят на две команды. Первая команда называет сходные качества лимона и апельсина, а вторая — различия. Повторить с овощами. За каждый правильный ответ команды получают очко. Выигрывает та команда, которая наберет большее число очков.

Фрукты:

лимон, апельсин

Обувь для улицы и дома Задание «Подбери обувь по сезону». Учитель просит детей прослушать стих, определить, о каком времени года идет речь, подобрать нужную по сезону обувь и составить предложение: «Осенью мы носим кроссовки...». При подборе обуви обращается внимание на то, что весной и осенью можно носить одну и ту же обувь. Например: «И осенью, и весной можно носить кроссовки».

Дом, квартира Придумай рассказ на тему «В каком доме ты хочешь жить».

Насекомые: жук, бабочка Составление рассказа-повествования по серии картинок: светит солнце; появились проталины; появились первые цветы, летают бабочки, ползают жуки. Сегодня вы станете художниками. Но вместо красок и кистей вы будете «рисовать» словами. Задача усложнена тем, что я вам покажу только первую и последнюю картинки. А что нарисовано в середине, вы догадайтесь сами.

Дикие и домашние животные (кролик, заяц) Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Одежда для улицы и для дома Пересказ рассказа «Маша-растеряша».

Птицы:

воробей, ворона Сравнение по описанию воробья и вороны.

Семья. Обязанности детей в семье Упражнение в описании родных по фотографиям.

Сезонные изменения в природе зимой Беседа по иллюстрации «Зимние забавы».

Игра «Дополни предложение» (Мне нравится зима,

потому что...)

«В гости к бабушке»: чтение слогов с буквой «я»

Программное содержание: учить читать слоги с буквой «я»; закреплять представление о домашних животных; упражнять в различении гласных и согласных, звонких и глухих звуков; определять ударный звук в слове; формировать интерес к чтению; развивать внимание, память, фонематический слух, познавательную активность.

Оборудование: звуковые кубики, таблицы для обучения чтению по методике H.A. Зайцева, предметные картинки, графические задания для каждого ребенка, кукла, аудиозаписи мелодий детских песен..

Ход занятия

К нам в гости пришел Малыш. Выставляется кукла.

Он приглашает в гости к своей бабушке в деревню. Чтобы отправиться, надо построить поезд. Сегодня мы будем строить вагончики из кубиков с буквой «я».

Дети выставляют слоговые кубики с буквой «я», по три в ряд.

Чтобы поезд набрал скорость, надо прочитать названия всех вагончиков. Если ударение падает на первый слог, проговариваем его протяжно, а безударные слоги говорим коротко.

Дети читают необычные трехсложные слова, меняя ударение: КА-СЯ-ТЯ, КА-СЯ-ТЯ, КА-СЯ-ТЯ, ДЯ-ЛЯ-ТЯ, ДЯ-ЛЯ-ТЯ, ДЯ-ЛЯ-ТЯ и др.

Пропевание слогов с буквой «я» под музыку по кубикам и таблице.

Вот мы приехали. Выставляется кукла Бабушка. Бабушка хочет познакомиться с вами. Дети выкладывают свои имена из кубиков. Бабушку зовут Наташа, и она приглашает нас за стол.

Игра с движениями «Как у бабушки Наташи».

Как у бабушки Наташи,

Ели вкусную мы кашу,

Кашу манную, с дымком,

С хлебом, с маслом, с молоком.

Взяли мы большую ложку, Съели все до самой крошки, Вот какая каша, У бабушки Наташи.

У бабушки есть животные, отгадайте загадки:

Этот зверь живет лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спица,

Он, мурлыча, песнь поет,

Только мышь его боится, вы узнали?

Это... (кот).

Показ предметной картинки с изображением кота, дети отгадывают, читают надпись на картинке с помощью взрослого. Кот принес нам букву «т».

Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).

Буква «т» в слове «кот» обозначает звук [т].

Где он находится: в начале, середине или в конце слова? Какой это звук: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Сколько слогов в слове «кот»? Прохлопайте. На какой звук падает ударение?

Давайте позовем кота: «Ко-о-о-от, иди к нам!» Какой звук мы говорим протяжно?

Отгадайте еще одну загадку: Голодна — мычит. Сыта — жует,

Малым деткам молока дает. (Корова).

Показ предметной картинки с изображением коровы, дети отгадывают, читают надпись на картинке с помощью взрослого.

Корова принесла нам букву «р». Буква «р» в слове «корова» обозначает звук [р]. Где он находится: в начале, середине или в конце слова? Какой это звук: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Сколько слогов в слове «корова»? Прохлопайте. На какой звук падает ударение?

Давайте позовем корову: «Коро-о-ова, иди к нам!» Какой звук мы говорим протяжно?

Отгадайте, кто еще живет у бабушки Наташи. С бородой родится -Никто не дивится. (Козел).

Показ предметной картинки с изображением козла, дети отгадывают, читают надпись на картинке с помощью взрослого.

Козел принес нам букву «л». Буква «л» в слове «козел» обозначает звук [л]. Где он находится: в начале, середине или в конце слова? Какой это звук: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Сколько слогов в слове «козел»? Прохлопайте. На какой звук падает ударение?

Давайте позовем козла: «Козё-ё-ёл, иди к нам!» Какой звук мы говорим протяжно?

Еще у бабушки живут птицы: гуси, утки, куры и петух.

Гимнастика для глаз «Петушок».

Перед нами петушок (смотрят перед собой). Он с земли зерно клюет (смотрят вниз). Слева — курица клюет (смотрят влево). Справа уточка плывет (смотрят вправо). Сверху солнце ярко светит (смотрят вверх). Согревает всех на свете (зажмурить глаза).

Бабушка Наташа приготовила вам интересное задание. Детям раздаются листы с контурным изображением кота и собаки, утки, курицы. Кота сделать полосатым (заштриховать), собаке дорисовать пятнышки, для утки речку, для курицы зерна.

Просмотров: 482
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Ахметзянова Алсу Маслявиевна. Календарное планирование воспитательно-образовательной работы Тема: Одежда и обувь. Для чего нужна одежда и обувь.
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и морковка»
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Федотова Евгения Сергеевна. Конспект ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Звуковая культура речи: звук «Ш»» для детей средней группы 4-5 лет
  • Кукольщикова Валерия Дмитриевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группе «Звук и буква C»
  • Киселева Ольга Михайловна. Конспект НОД по формированию фонетической стороны речи Тема: Звук “Д”.
  • Кукушкина Людмила Николаевна. Конспект НОД по развитию речи. Ранний возраст (2-3 года) Темы: «Домашние животные», «Овощи».
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Фрадкина Ирина Викторовна, Гетман Надежда Александровна. Проект «Речевой ручеёк» по развитию связной монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Темербекова Ирина Андреевна. Конспект непосредственно — образовательной деятельности в средней группе по развитию речи. Тема: пересказ рассказа с помощью воспитателя по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик».
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Карева Ольга Владимировна. КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «У КОГО КАКОЙ ДОМ»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход»
  • Тимофеева Алла Ильинична. Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе «Составление описательного рассказа об игрушках- «Заяц, петух, лиса, машина»
  • Крестникова Юлия Борисовна. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР. Составление рассказов-описаний диких животных по плану.
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах.
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Наталья Акинина. Дидактическая игра по развитию речи детей 5-6 лет Учимся говорить правильно (Детки с ветки)
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Васильева Сахаяна Петровна. Конспект занятия по развитию речи Тема: 'Звук и буква Э'
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Шабардина Елена Геннадьевна. Роль и влияние общения в семье на развитие ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь