Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.

Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возрастаИспользование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста

Составитель: воспитатель МАДОУ №51 г.Сыктывкара «Золотая рыбка» Торлопова Татьяна Андреевна.

Овладение родным языком является важным приобретением ребенка в дошкольном детстве. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в речевом развитии. Дома ребенок проводит совсем немного времени в обществе взрослых, редко слушает рассказы и сказки, которые читают родители. Поэтому к моменту поступления в школу у детей возникает множество проблем (скудный словарный запас, использование в речи неправильных грамматических форм, несформированность связной речи и т.д.) В связи с этим, у ДОУ одной из важнейших задач становится речевое развитие дошкольников.

 

В своей работе одним из средств развития речи я выбрала сказку.

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Мир сказки удивителен и уникален. В этом мире уживается добро и зло. Сказка учит детей нравственным нормам поведения. Дети черпают из сказок множество познаний. Но, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном, это чтение.

Поэтому я хочу рассказать о методах и приемах работы со сказками.

Наглядный метод.

Приемы:

  • Рассматривание иллюстраций, игрушек;
  • Элементарные инсценировки;
  • Просмотр видео;
  • Оформление выставок;

Словесный метод.

  • чтение произведений
  • вопросы по содержанию
  • пересказ
  • заучивание
  • прослушивание аудиозаписей

Игровой метод.

  • Элементы инсценировки;
  • Игры-драматизации;
  • Дидактические игры;
  • Театральные игры;
  • Использование различных видов театра.

О некоторых приемах подробнее.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек». В нем – предметы из сказок. Задания: назови, из какой сказки предмет, расскажи отрывок и т.д.

Дидактическая игра «Угадай, из какой сказки выражение».

Сюжетные картинки. Задания:

а) найди ошибку;

б) разложи по порядку;

в) что пропустили.

Драматизация.

Для малышей сложно рассказать сказку целиком. Основа актерского мастерства – театральные этюды. Можно использовать такие задания: «Кто так двигается», «Как плакал зайчик».

Беседы по содержанию.

1. Приемы, которые помогают понять содержание произведения:

  • Вопросы.

Они должны быть разнородными. Одни вопросы помогают детям дать характеристику героям сказки. Например, зайчик какой? (слабый, доверчивый, наивный, добрый). Другие вопросы помогают понять идею произведения (Почему герой поступил так, правильно ли это). Так же необходимо задавать вопросы, помогающие детям понять особенности жанра (Почему это произведение называется сказкой? Что в ней является вымыслом? Какие волшебные предметы встречаются в сказке?)

  • Рассматривание иллюстраций. Воспитатель предлагает иллюстрацию с изображением обычного колобка и задает воспрос: «Таким был колобок в сказке? Почему нет? Каким должен быть сказочный колобок?». Можно предложить две иллюстрации для сравнения. Например, обычная печка и волшебная.
  • Словесные зарисовки. Например, какая ведьма в сказке, какие у нее глаза, выражение лица и тд.

2. Приемы, которые способствуют пониманию языка сказки.

  • Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает достоинства произведения, замечает средства выразительности.
  • По просьбе воспитателя дети вспоминают самый смешной эпизод, самый грустный, самый страшный и т.д., пересказывают описания или поступки героев.
  • Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее.

Работа над сказкой дает большие возможности для развития речи. Богатый образный язык сказки помогает ребенку расширить свой словарный запас, формировать грамматический строй речи. Кроме того, дошкольники приобщаются к богатейшему культурному наследию русского народа. Следовательно, сказка – эффективное средство для развития речи, а чтобы это средство дало результат, надо применять их в работе в полной мере, используя различные приемы.

Просмотров: 735
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Татьяна Бродич. Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации для детей с ОНР старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: пересказ сказки «Лиса и тетерев»
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Попова Татьяна Геннадьевна. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста
  • Рычкова Светлана Юрьевна. Занятие по развитию речи для детей второй младшей группы с 3 до 4 лет Драматизация сказки «Колобок»
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Голубева Нина. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
  • Пашкова Елена Валериевна. Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста консультация для родителей
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Викторова Екатерина Евгеньевна. Семинар — практикум «Использование приемов и методов для развития речи дошкольников на занятиях по ФЭМП»
  • Ненашева Елена Алексеевна. Методическая разработка образовательной ситуации по развитию речи с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок» для детей среднего дошкольного возраста
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
  • Петрова Олеся Александровна. Конспект открытого занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»
  • Мартынова Тамара Владимировна. Творческий проект «Создание мультипликационного фильма «Колобок» как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
  • Винокурова Татьяна Николаевна. НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ
  • Ямова Наталья Викторовна. «Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Каткова Анжела Николаевна. Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
  • Радионова Людмила Ивановна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Жильцова Евгения Владимировна. Использование авторского пособия «Волшебный круг» для развития речи детей старшего дошкольного возраста
  • Савельева Марина Станиславна. Использование мнемотехники для развития связной речи детей с ОНР



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь