Краснокутская Светлана Петровна, Патокина Татьяна Николаевна, Мартынова Людмила Викторовна. Развитие речи старших дошкольников через воображение

Развитие речи старших дошкольников через воображение

Авторы:

  • Краснокутская Светлана Петровна
  • Патокина Татьяна Николаевна
  • Мартынова Людмила Викторовна

Воспитатели МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19 поселка Разумное Белгородского района Белгородской области»

В 30-е годы 20 века крупнейший отечественный психолог Л.Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Ему удалось доказать, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни.

Л.Выготский писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащих в прежнем опыте человека». В работе с детьми мы обращаем внимание на то, что ставя перед ними задачу что-нибудь сочинить, придумать, пересказать, ребята теряются, испытывают определенные трудности или выполняют задание традиционно и неинтересно. Лишь немногие дошкольники смогут выполнить это задание творчески. И именно, поэтому воображение необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, «сензитивный» возраст для развития воображения, как отмечал Л.Выготский, — это дошкольное детство. Самое трудное для шестилеток — это составить план текста, чтобы последовательно передать содержание текста. Например, мы взрослые, держим такой план в уме, иногда записываем, делаем наброски. Так и дети на предварительных занятиях учатся направлять свое воображение в соответствии с поставленной задачей. Взрослый дает замысел, ребенок должен его развернуть, следуя за своими образами, представлениями. Обучение предварительному планированию можно осуществить на основе пересказа детьми разных текстов, что поможет проявлению произвольности функции воображения. В дошкольном возрасте воображение ребенка начинается с опоры на игрушку, затем сочинение сказок, историй и выполнение рисунка. Воображение ребенка развивается в связи с усвоением речи. В детском саду действуют такие виды деятельности, как художественно – речевая, музыкальная, конструктивная, изобразительная, способствующие развитию воображения. Сначала дети учились с помощью моделей пересказывать сказки, затем перед детьми ставилась творческая задача, придумать, сочинить, но самостоятельно. Для повышения уровня произвольности воображения целесообразно организовать специальное общение детей по построению и использованию моделей как для последовательного и осмысленного пересказа художественного произведения, так и для сочинения собственных историй. Модели для пересказа сказки «Теремок», составляемые детьми. (Дети самостоятельно выбирают размер, цвет, форму заместителей в соответствии с сюжетной линией.)

В старшем возрасте дети составляют такую модель самостоятельно. Они должны представить себе некоторый схематический замысел сказки, зафиксировать этот замысел в виде модели, а затем рассказать свою сказку, пользуясь своей моделью и разворачивая её в полную историю. То есть дети зарисовывают модель или же выкладывают ее из геометрических фигур. Модель как раз и дает такую возможность – 3-4 квадратика, в которых изображены несколько цветных кружочков или палочек разной длины, или схематические изображения и модель готова. Наглядное моделирование выступает как одна из общих интеллектуальных способностей, которая обнаруживается при решении разных задач. В старшей группе мы используем готовые модели при пересказе сказок. Тоестьнеобходимо по заданной взрослыми модели – плану придумать и рассказать собственную историю; модель должна организовывать и направлять детскую фантазию, помогая создавать сюжетно организованные произведения. А вот в подготовительной группе используем готовые предметные модели при создании собственного произведения, самостоятельное построение детьми модели собственного сочинения. Здесь дети самостоятельно выражают свой замысел в виде модели; составляют наглядный план своего сочинения, а затем, пользуясь этим планом, сочиняют свое произведение. Затем дошкольники могут перейти к двигательному моделированию, придумывая и разыгрывая все действия с заместителями самостоятельно. Далее дети могут научиться самостоятельно, выражать свой замысел в виде модели, т. е. составлять сначала наглядный план своего сочинения, а затем, пользуясь таким планом, сочинять полное произведение. Освоив эту деятельность, они смогут составлять подобный план в уме. В свободное от занятий время, в придумывании разных историй, нам помогают обрезки из цветной бумаги. Вместе с детьми мы рассматриваем обрезки, каждая из деталей напоминает какой – то образ: «Это – сказочная изба», «Это – летучая мышь», «Это – змей». Дети по желанию выбирают обрезки и пробуют увидеть в нем образ, составить композицию и сочинить рассказ или историю по своей картинке. Так же дети любят выполнять иллюстрированную аппликацию из бросового материала: шелухой от семечек, проволокой, сухим гербарием, конфетными фантиками и т.п. А так же с помощью оригами и аппликации из бросового материала. И по своим работам придумывают разные забавные истории. Придумываем сказки или истории в технике аппликации из готовых форм (вырезаем из старых журналов, книг, газет любые предметы, образы и т. п.) и привлекаем к своей работе родителей. Отсюда следует, что сочинение сказок здесь – любимое занятие детей и взрослых. Каждый придумывает собственное произведение и оформляет его особенным образом.

Проводя с дошкольниками работу по развитию воображения, следует учитывать их возрастные особенности. Например, необходимые упражнения следует осуществлять в игровом плане, продолжая их до тех пор, пока детям интересно, и прекращая сразу же, как только эти упражнения будут им надоедать. Необходимо добиваться вырабатывать у ребят готовность к целенаправленному фантазированию. В дошкольный период основная цель работы воспитателя по развитию воображения детей должна состоять главным образом в упражнении их способности к трансформированию тех впечатлений, которые они обретают из окружающей действительности. То, в какой степени дети овладевают этим умением, определит преобразующее свойство их фантазирования. Пусть больше ребенок фантазирует! Без него воображения нет. Обязательно нужно больше читать познавательной литературы, играть с детьми в познавательные игры, в которых им нужно будет найти формирование способности к придумыванию сказок и историй, что играет существенную роль в развитии и совершенствовании связной, выразительной речи, ее словаря, а также способствует активизации детского воображения и мышления в целом.

Список литературы.

  • Чижова И. И. Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения сказок [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 65-68. зв
  • О.М. Дьяченко «Развитие воображения дошкольников» Методическое пособие для воспитателей и родителей М.: Мозайка – Синтез, 2008 -128 с.
Просмотров: 535
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Каталкина Римма Львовна. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Введение фантастического образа в готовую модель схемы для сочинения сказки»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Исакова Юлия Александровна. Мастер – класс для родителей «Развитие воображения у дошкольников»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Ольга Косинова. Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
  • Круглова Наталья Александровна. Проект «Развитие воображения у старших дошкольников через создание мультфильмов»
  • Сигаева Нэля Викторовна. Развитие творческого воображения и эмоционального благополучия детей (из опыта работы)
  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Мустафина Сирина Наилевна. Чтение как способ развития воображения
  • Трушлякова Елена Александровна. Развитие воображения и пространственного мышления при использовании логичесикх блоков Золтана Дьенеша (начальная ступень)
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Каталкина Римма Львовна. Методическая разработка 'Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста'
  • Филиппова Эльмира Равилевна. Консультация для родителей - 'Роль воображения в развитии современной личности ребёнка'
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Рена Магомедзагировна Бабаева. «Комплекс занятий по театрально-игровой деятельности направленных на развитие воображения у детей»
  • Барабаш Марина Александровна. Мастер – класс на тему: «Гидрогель, как средство развития творческого воображения дошкольника»
  • Валиева Рузалия. Мастер-класс по развитию творческого воображения. Занятие аппликации ко Дню матери «Цветы с вазой»
  • Гвоздева Лариса Вячеславовна. Статья «Развитие воображения у дошкольников в игре»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Титова Елена Тагировна. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
  • Фатимет Такахо. Конспект занятия по развитию речи и творческого воображения детей. Подготовительная группа. «На поиски друга»
  • Главный Редактор. Развитие воображения у детей
  • Бунчеева Любовь Валентиновна. Развитие внимания и воображения, дошкольников по средствам развивающих игр.
  • Зинова Наталья Анатольевна. МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ 'РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ФОЛЬКЛОР'
  • Елена Викторовна Мастяева. Организация коррекционно-развивающей работы по развитию воображения и творческой активности у детей с ОВЗ в рамках ФГОС ДО
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Р.А. Биккулова. Консультация для родителей «Дети, которых не понимают взрослые»
  • Овчинникова Анна Сергеевна. Мастер-класс по теме: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь