Ермошкина Елена Михайловна. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА

Автор: Елена Михайловна Ермошкина, Генеральный директор ООО СП «СОДРУЖЕСТВО»

Аннотация. В статье рассматривается лингводидактическое сопровождение единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего и основного общего образования. Также в статье представлены модели реализации лингводидактического сопровождения.

Ключевые слова: лингводидактическое сопровождение, единый речевой режим, метапредметное обучение, межпредметное обучение, коммуникативные компетенции.

Термины и сокращения:

  • ЛС – лингводидактическое сопровождение;
  • ЕРР – единый речевой режим;
  • МО – метапредметное (межпредметное) обучение;
  • КК – коммуникативные компетенции.

Введение

 

Скачать конспект

Новые вызовы времени, социально-экономические и культурные изменения в обществе, а также перспектива интеграции российской образовательной системы в единое европейское образовательное пространство послужили импульсом для целого ряда процессов, которые в настоящее время наблюдаются в системе образования: в частности, речь идёт о гуманитаризации, гуманизации, модернизации и информатизации всех этапов обучения. Сегодня перед российской школой стоит новая глобальная задача: эффективно обеспечить обучающихся таким комплексом знаний и навыков, который будет способствовать личностному росту и сформирует потенциал для продуктивной адаптации и развития в социуме. В рамках этой задачи на первый план выходит роль русского языка и необходимость формирования в образовательных организациях единых подходов к разработке и оцениванию основных видов речевой деятельности или единого речевого режима (ЕРР). Под единым речевым режимом следует понимать комплекс мер, направленных на формирование универсальных умений, обеспечивающих развитие речевых, языковых и социо-культурных компетенций в широком смысле всех участников образовательного процесса. В рамках данного комплекса мер лингводидактическое сопровождение учебных процессов и дисциплин является одним из ключевых инструментов формирования ЕРР, поскольку именно лингводидактическое сопровождение представляет собой универсальную систему, способную в равной степени эффективно функционировать как в формате предметного, так и в формате метапредметного (межпредметного) обучения (МО).

Лингводидактическое сопровождение

На наш взгляд, наиболее точно стратегические цели российской системы общего образования выражены в работе под редакцией А. Г. Асмолова и Г. В. Бурменской «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.»: от системы передачи знаний перейти к формированию совокупности универсальных способов действий, «порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира». Практические шаги по реализации данной цели привели к появлению такого понятия, как «ключевая компетенция», то есть личностно и социально ориентированный результат обучения, а также «коммуникативная компетенция» (КК).

По мнению Н. С Рубиной, коммуникативная компетенция объединяет ряд компетенций: языковую, речевую, компенсаторную, учебно-познавательную и социокультурную, включающую социолингвистическую, предметно-тематическую, общекультурную и страноведческую компетенции, которые являются пронизывающими для всей коммуникативной компетентности будущего учителя иностранных языков. Кроме того, в составе коммуникативной компетентности выделяются лингвистическая, речевая, социокультурная наблюдательность, способность к обобщениям, речевая контактность, речевая наблюдательность и находчивость, речевую образность, социокультурная восприимчивость, социокультурная непредвзятость, склонность к полилингвальному и поликультурному образованию. Иными словами, целью школьного образования и воспитания в современной концепции образования является система ключевых задач (компетенций), направленных на общекультурное и когнитивное развитие учащегося и ориентированных на результаты обучения.

С этой точки зрения курс русского языка в школе рассматривается не просто как процесс овладения определёнными знаниями о языке, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника в результате его активной деятельности. И в этом случае лингводидактическим сопровождением к формированию ЕРР должно стать метапредметное обучение русскому языку. Таким обучением следует называть обучение, при котором дидактическим полем для освоения явлений и фактов русского языка, а также универсальных учебных действий с ними во всех областях образовательного процесса. Прежде всего речь идет о когнитивных универсальных учебных действиях, т. е. о поиске информации, рефлексе, анализе, синтезе, работе с научными понятиями, установление причинно-следственных связей и т. д. Еще раз необходимо подчеркнуть, что лингводидактическое сопровождение (ЛС) является конкретизацией метапредметного обучения (МО) в отношении той или иной школьной дисциплины и, в частности, курса русского языка.

Лингводидактическое сопровождение школьных дисциплин также можно рассматривать как частный вид педагогического сопровождения. Понятие «педагогическое сопровождение» некоторое время назад было введено в педагогической психологии и определяется как «педагогически целесообразная система мер воздействия на процессы образовательной сферы, обеспечивающая снижение отклонений от оптимальной траектории их развёртывания». То есть для того чтобы обеспечивать педагогическое сопровождение надо понимать, какая траектория должна быть оптимальной. Именно поэтому особенно важно осознавать, что лингводидактическое сопровождение предусматривает повышение уровня лингвистической компетенции учителей разных предметов, поскольку они должны понимать, как оптимально обучать их предмету с учётом особенностей русского языка.

Модели реализации лингводидактического сопровождения

В рамках формирования ЕРР учителям различных предметов можно предложить модель реализации лингводидактического сопровождения общеобразовательных дисциплин, состоящую из трех блоков.

1. Мотивационный блок

Данный блок модели реализации ЛС, в первую очередь, ориентирован на то, чтобы наглядно продемонстрировать учителям, какие проблемы им поможет решать системная работа с языком. Кроме того, и это необходимо подчеркнуть, работа с языком открывает новые возможности в самом преподавании предмета, а это – эффективный способ повысить мотивацию изучения предмета. Также к мотивационному блоку относится формирование ценностной установки на выделение языковых аспектов в процессе познания любой предметной области. Эта ценностная установка как раз и формируется по мере того, как учителя начинают осознавать, какие проблемы им помогает решать языковая работа.

2. Организационный блок

Данный блок связан с ознакомлением с понятийной базой предметного обучения русскому языку и механизмами реализации этого обучения. К организационному блоку также относится выбор того варианта адаптации метапредметного обучения русскому языку, который подходит к условиям данной школы.

3. Содержательно-деятельностный блок

Данный блок связан с освоением или актуализацией лингвистического минимума терминов и понятий всеми учителями. Лингвистический минимум при разработке и введении лингвистического сопровождения предмета надо освоить учителям разных предметов.

Заключение

Итак, можно сказать, что метапредметное обучение русскому языку может происходить и на других уроках, и тогда это – лингводидактическое сопровождение уроков различных дисциплин. Метапредметное обучение также может происходить и на факультативных занятиях, и во внеклассной работе.

В свою очередь, эффективное формирование единого речевого режима, успешность реализации метапредметного обучения русскому языку в целом и лингводидактическое сопровождение отдельных дисциплин зависят от целого ряда факторов:

от активности учителей русского языка, которые инициирует эту работу и являются координаторами и консультантами этой работы;

от сотрудничества русистов с учителями других языковых предметов;

от участия учителей неязыковых предметов.

Соответственно, основными задачами лингводидактического сопровождения единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности в образовательных организациях должны стать:

  1. Разработка лингво-педагогической методологии и инструментария (в частности, мини-словарей терминов и понятий) для формирования и оценивания основных видов речевой деятельности.
  2. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников по вопросам речевой и контрольно-оценочной деятельности всех субъектов образовательной деятельности.
  3. Создание современного организационно-методического обеспечения системы единых требований к формированию и оценке основных видов речевой деятельности в соответствии с ФГОС.
  4. Информационное, аналитическое и экспертное обеспечение системы единых требований к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности на всех уровнях: региональном, муниципальном и школьном.
  5. Разработка единой информационно-технологической платформы, стандартизация форматов собираемой информации и разработка технологии её использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений на региональном, муниципальном, школьном уровнях; совершенствование анализа полученной информации с целью выявления факторов, влияющих на достижение желаемого результата.

По материалам проекта «Организация мероприятий по повышению квалификации работников образования по вопросам совершенствования единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся ступени начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС», выполняемого по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации.

Просмотров: 452
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Валентина Иванова. Психологическое сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольной образовательной организации
  • Козлова Евгения Викторовна. Подготовка детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования
  • Крапивко Елена Александровна. Технологии активных методов обучения в контексте преемственности стандарта дошкольного и начального общего образования
  • Кузнецова Ирина Васильевна. Совершенствование фонетико-фонематической системы русского языка в игровой деятельности
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Никульникова Оксана Викторовна. Методическое сопровождение к игровым пособиям, используемым в процессе обучения детей подготовительной к школе группы сочинению сказок
  • Юсупова Альбина Диляверовна. Выявление психофизических показателей, влияющих на качество формирования речевой функции учителей-логопедов в образовательной деятельности
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Кадочигова Алёна. Проблемы полилингвизма как образовательного феномена. Лингводидактические и педагогические основы обучения детей родному и неродному языку.
  • Данилова Ольга Анатольевна. Модель профессионального сообщества работников дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО как инструмента для реализации инновационных форм методической деятельности
  • Новоселова Екатерина Викторовна. Физическое воспитание в ДОУ как одна из основных задач дошкольного образования
  • Толмашова Наталья Александровна. Мониторинг как инструмент регулирования процесса работы с детьми с ОВЗ в системе образования общего назначения
  • Абу Айда Ирина Геннадьевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
  • Смирнова Ольга Михайловна. Психолого-педагогическое сопровождение семей-мигрантов в процессе адаптации ребёнка к условиям ДОУ
  • Драчева Валентина Сергеевна. Организация детских видов деятельности в соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования
  • Султанова Лилия Вадимовна. «Формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у старших дошкольников»
  • Наталья Аронова. Программа, психолого-педагогическое сопровождение, детей во время адаптации к доу
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Козлова Татьяна Алексеевна. Педагогическое сопровождение образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников
  • Нестерова Ольга Юрьевна. Выпускная Аттестационная работа На тему: Психолого-педагогическое сопровождение детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации.
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Дьяконова Елена Сергеевна. Система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте
  • Горбачева Марина Витальевна. Интерактивные технологии обучения в ДОУ, как метод реализации новых ФГОС
  • Симоненко Екатерина Сергеевна. «Применение дистанционных образовательных технологий при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Эффективное сетевое взаимодействие с родителями».
  • Курикалова Оксана Михайловна. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
  • Арутюнян А. В.. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках ДОУ
  • Елена Ивановна Донскова. Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
  • Лапшова Людмила Владимировна. «Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь