Носкова Екатерина Геннадьевна. Особенности развития словесного творчества детей в старшем дошкольном возрасте

Особенности развития словесного творчества детей в старшем дошкольном возрасте

Старший дошкольный возраст – период активного речевого развития. Совершенствуется, в том числе, и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (повествование, описание, отчасти рассуждение) как с опорой на наглядный материал, так и без таковой. Усложняется синтаксическая структура детских сочинений-рассказов, повышается доля сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Однако у многих детей эти умения еще неустойчивы. Они испытывают затруднения при отборе фактов для своих рассказов, при определении логической последовательности в их расположении, в построении структуры и языковом оформлении высказываний. Коммуникативный подход к вопросам речевого развития детей требует и новых методов обучения [3,c. 74].

 

Нам особенно интересны работы Т.А. Ладыженской тем, что она, изучая умение детей создавать текст, обращает внимание и на особенности развития связной речи дошкольников. Проанализировав категориальные признаки текста с позиций современной лингвистики, автор подчеркивает необходимость изучения связной речи не только с точки зрения использования разнообразных языковых средств, но и с позиций сформированного механизма построения текста и использования сложных синтаксических целых в устных высказываниях детей

Важным направлением в развитии связной речи старшего дошкольника является появление ее новых форм — контекстной и объяснительной. Исследование А.М. Леушиной отразило специфику разных форм речи у дошкольника. Ситуативная речь, появившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Она понятна при учете ситуации, с опорой на невербальные средства. Эта речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом.

На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. В то же время ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью.

Важно подчеркнуть, что степень связности речи прямо определяется обучением ребенка. Притом решающее значение имеет словарный образец взрослого [5].

В среднем, и особенно в старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи, в которой дошкольники могут проявить словесное творчество – рассказом и пересказом.

Рассказ сравнительно с пересказом более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие словесного творчества детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания [1, с. 28].

Старшие дошкольники проявляют значительную творческую активность в литературно-речевой деятельности. Это проявляется в выполнении ими пересказов текстов художественных произведений доступного пониманию уровня, в выразительном чтении знакомых стихов, в составлении собственных сочинений – рассказов, сказок. В творческом рассказывании в первую очередь находят отражение впечатления действительности и образов искусства, воспринятых ребёнком.

Важно воспитывать у дошкольника интерес и любовь к художественному слову, к произведениям народного творчества, вызвать желание сочинить самому, рассказать другим сочиненную сказку. Под влиянием произведений устного творчества происходит интенсивное обогащение словаря ребёнка, дети начинают осознанно пользоваться в собственной речи поэтическими метафорами и эпитетами, образными сравнениями и определениями [4].

Психологи считают, что задатки творческих способностей присущи практически любому человеку, любому нормальному ребёнку. Нужно лишь уметь раскрыть их и развить. Раскрыть же их можно только в деятельности. Значит, и литературно – творческие способности можно выявить, раскрыть и развить в литературно – творческой деятельности [2].

Условиями для успешного формирования литературного творчества являются:

  • Проведение грамотно организованной систематической работы по развитию речи дошкольников, направленной на расширение словарного запаса, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи;
  • Обеспечение активного восприятия художественного слова;
  • Развитие связной речи в пересказе, в составлении собственного рассказа, сказки;
  • Совершенствование умений выразительного чтения;
  • Воспитание поэтического слуха [6].

Таким образом, развитие и проявление литературно-творческих способностей в связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Список литературы

  1. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  2. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. – М.: Мозика-синтез, 2013.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для ВУЗов. — 7-е изд., стереотип. — М.: изд. центр «Академия», 2002. — 456 с.
  4. Полуянов Д. Воображение и способности. – М.: Знание, 1985.
  5. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. // Дошкольное воспитание, 2012, №5, С. 21–27.
  6. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001.

Дети рассказывают друг другу, как изготовлялась матрешка (закрепление пройденного материала)

Просмотров: 570
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Казимирова Наталья Владимировна. Обогащение речи дошкольника и формирование способности к театрализованной деятельности через средства устного народного творчества.
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Реброва Ирина Васильевна. Развитие связной речи в старшем дошкольном возрасте с помощью словесных игр
  • Левашова Светлана Евгеньевна. Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Хрищатая Галина Петровна. Проект «Развитие творческих способностей в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речи»
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Ухалкина Вера Евгеньевна. Методическая разработка «Развитие связной речи дошкольников при использовании русской народной сказки»
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Сачкова Надежда Сергеевна. Сказка как средство развития связной речи у дошкольников
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Крестникова Юлия Борисовна. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР. Составление рассказов-описаний диких животных по плану.
  • Моргунова Ирина Валерьевна. Проект 'Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Тарасова Ирина Александровна. «Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников»
  • Наталия Владимировна Стивкина. Аннотация к проекту «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Неверова Валентина Павловна. Влияние народного творчества на развитие речи дошкольника
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь