Крылова Екатерина Александровна. Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи методом криоконтраста

Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи методом криоконтраста

Автор:

Крылова Екатерина Александровна учитель-логопед ДО МБОУ СОШ №34 Новосибирск 2019 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №34»

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится все актуальнее.

 

Двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, а, кроме того, связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме. Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей этого возраста определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма.

Поэтому, для педагогов очень важно постоянно искать и находить объективно существующие точки соприкосновения различных областей знаний, на этой основе вырабатывать единый механизм формирования знаний, умений, навыков, развития способностей, активно воздействовать на воспитанников специфическими для каждой дисциплины средствами с целью создания широкой и прочной базы, на которой можно решать учебно-воспитательные задачи.

Криоконтраст– один из таких методов, позволяющих производить воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучшается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно способствует развитию речи.

Говоря о формировании графо-моторного навыка у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием метода криоконтраста, необходимо отметить, что его проведение не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.

Для его проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.

Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

Занятия с использованием метода криоконтраста проводятся через 1-2 дня в течение месяца. От раза к разу увеличивается продолжительность взаимодействия и манипуляций со льдом от 5-8 секунд на первом занятии и доводится до 1 минуты на заключительных этапах, что позволяет увеличивать чувствительность кончиков пальцев, быстроту реагирования и скорость выполнения заданий.

Занятия с использованием метода криоконтраста проводятся в несколько этапов:

1 этап – чередование теплых и холодных процедур.

Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

1 категория игр

Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд.

2 категория игр

Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

3 категория игр

Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

4 категория игр

Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.

После криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, так как данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.

После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

3 этап — развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

После проведённой коррекционной работы было организовано экспериментальное исследование, имеющее целью анализ эффективности предложенной системы мероприятий по развитию графо-моторного навыка с применением метода криоконтраста, которое показало, что использование данного инновационного и нетрадиционного метода в коррекционно-логопедических мероприятиях способствует успешному формированию графо-моторного навыка у данной категорией детей и позволяет им в последствии успешно овладевать графикой письма.

Следовательно, если в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, целенаправленно использовать метод криоконтраста в сочетании со специальными упражнениями и заданиями, то это будет способствовать развитию графо-моторного навыка у этих детей и отразится на успешности последующего овладения ими графикой письма.

Просмотров: 521
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Курманова Злата Вячеславовна. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Русина Ася Сергеевна. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука С с использованием игр на развитие моторики пальцев рук».
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Ханмурзина Гольсина Хафизовна. Развитие мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями на дошкольном логопедическом пункте с использованием нетрадиционного оборудования и пособий
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Ирина Дудорова. Развитие тонкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ДЦП и нарушениями ОДА
  • Николаева Светлана Ивановна, Шилова Анна Викторовна. Проектная работа «Организация взаимодействия с родителями по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
  • Попова П.Г., Попова О.Н., Краснокутская С.П.,. «Работа по предупреждению расстройств процессов письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста в группе для детей с ТНР»
  • Гамазина Оксана Александровна. Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Колягина Анастасия Владимировна. РИТМИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Володина Светлана Александровна. Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей старшего дошкольного возраста.
  • Кабаченко Валентина Александровна. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр
  • Балина Наталья Евгеньевна. Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Стоцкая Юлия Сергеевна. «Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода биоэнергопластики»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Забанова Ольга Анатольевна. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
  • Хусаинова Наталья Николаевна. «Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста»
  • Главный Редактор. Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста «Поможем Золушке»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь