Савина Наталья Анатольевна. Формирование экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста

Формирование экологических представлений у детей раннего дошкольного возрастаСавина Наталья Анатольевна, воспитатель

Г.Урай , ХМАО-Югра, Тюменская область

 

Формирование экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

Из Рекомендаций Парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности».

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» с учетом Декларации Конвенции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно.     Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности. Наша цель – научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами родных мест. 

Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.

Экологическое воспитание является новым направлением в деятельности дошкольных учреждений. Его введение стало возможным благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – П.Г. Саморуковой , С.А. Веретенниковой, Н.Н. Поддьякова, В.Г. Фокиной, Е.И. Казаковой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой , Н.А. Рыжовой и другими. В результате исследований было признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте.

Экологическое воспитание – это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного  освоения природных богатств.

Учитывая физиологические и психологические особенности детей раннего возраста, работу по формированию экологических представлений следует начинать с первых  лет жизни. Педагог должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же  понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниями что-то новое.

Содержание работы по формированию экологических знаний  охватывает три основных направления образования, тесно связанных между собой:

  • · Развитие элементарных естественно -научных представлений;
  • · Развитие экологической культуры детей;
  • · Развитие представлений о человеке;

Для того чтобы дети получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой отдельные занятия рекомендуется проводить на природе. Формы и методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными:  беседы, наблюдения за живым объектом, опытническая деятельность, игры. Интеграция разных разделов Программы (ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность и др.) позволит формировать у детей первоначальные представления об окружающей действительности.

Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения.

Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и педагог не должен упускать такую возможность. Необходимо стимулировать детскую любознательность; формировать умение замечать изменения в природе.

Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, действенной готовности детей  участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель. Поэтому приобщать детей к богатому и разнообразному миру природы необходимо прежде всего через их чувства, затрагивая сердце и душу ребенка.

Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отобразить в рисунках, аппликациях, творческих рассказах, стихах, загадках.

В работе с детьми по их экологическому воспитанию используется   интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской  деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра  телепередач, экскурсий, а  также организации самостоятельной деятельности детей, т. е.  экологизацию  различных  видов деятельности  ребенка.

Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Предлагаю вниманию коллег примерный перспективный план работы по формированию экологических представлений для детей раннего возраста. Педагоги могут  дополнять или менять темы и виды деятельности в зависимости от погоды, своего опыта работы и индивидуальных особенностей детей.

 

Примерное перспективное планирование работы по формированию экологических представлений

(ранний возраст) 

1 квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Раздел

Задачи

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Формировать представления детей об осенних изменениях в природе: похолодало, идет дождь, дует холодный ветер.

 

Дать элементарные представления о свойствах песка. Сухой песок рассыпается, если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка

 

Ознакомление с художественной литературой.

« Дождик,дождик. Лужи»  Борисенко М.Г. с.19.

Прогулка.« Облака плывут по небу». Наблюдение за облачным небом.

Дождик-дождик, кап да кап». Наблюдение за дождиком.

Подвижная игра.

« Солнышко и дождик»

Формочки для песка,емкость с водой, песок, дощечки, кукла Катя.

Тучка с каплями воды и солнышко, вырезанные из цветной бумаги.

Вертушки, флажки по кол-ву детей.

Зонт.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

 

Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе: на деревьях пожелтели и опадают листья.

 

Ознакомление с окружающим.

« Падают листочки» Карпухина Н.А. с.13

Прогулка.

«Листопад». Наблюдение за осенними листочками.

Сбор осенних листьев.

Подвижная игра.

« Листопад»

 

Осенние листья: зеленые, желтые, красные – большие и маленькие.

 

 

Осенние листья.

ЖИВОТНЫЙ МИР

Побуждать детей узнавать домашних животных, называть, выделять отдельные  части: хвостик, ушки, глазки, гребешок.

 

 

 

 

Реагировать на появление животных положительными эмоциями.

Ознакомление с окружающим.

« Как ходит и поет петушок, бегает и лает собачка» С.Л. Новоселова с 68

Индивидуальная работа.

« Серенькая кошечка» Карпухина Н.А.с. 20

Прогулка. Наблюдение за кошкой, собакой.

Подвижная игра. « Кот и мыши». « Лохматый пес».

Игрушка- петушок и собачка.

 

 

Игрушки- кошка, собака, петушок, картинки с изображением этих животных, ширма.

 

Игрушка- кот, собака.

ЧЕЛОВЕК

Учить малыша узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.

 

Индивидуальная работа. Игра с зеркалом. « Кто это?»

 

Часть занятия

« Где глазки, носик?»

 

 

 

Зеркало.

Литература:

1.Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить ( Развитие речи). _ СПб.: «Паритет», 2005..

2. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. - Воронеж, 2006. с.  

3. Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду. М.: « ТЦ Сфера» 2008г. 123 с.

4.Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2006г.93 с.

5.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников/ Под  ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. СПб.: Акцидент, 1998г., 319 с.

6.Николаева С.Н . Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика-синтез,  2004г. 91 с.

7.Новоселова С.Л.Дидактические игры для детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1977, с.68

8.Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд.- М.: Мозаика- Синтез, 2006г

9.Соломенникова О. А.  Занятия по формированию элементарных экологических представлений в I младшей группе детского сада. М.: Мозаика-синтез, 2007г. 37 с. 

 

Просмотров: 451
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Лупинос Людмила Владимировна. Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Решедько Татьяна Николаевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Шестакова Елена Юрьевна. Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
  • Шестакова Елена Юрьевна. Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
  • Евгения Гусельникова. Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных экологических представлений, знатоки природы «Поле чудес»
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Сценарий экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Стань природе другом»
  • Кокорина Татьяна Ивановна. Презентация 'Экологическое воспитание детей раннего дошкольного возраста'
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Селюкова Наталья Александровна. Основные направления экологического воспитания детей дошкольного возраста.
  • Любовь Горохова. Консультация для воспитателей тема: «Формирование экологических понятий у детей дошкольного возраста»
  • Петрова Оксана Васильевна. Экологическое воспитание детей раннего возраста
  • Васильева Ирина Игоревна. «Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Моргунова Валентина Владимировна. Наблюдение как средство формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе
  • Иванова Юлия Александровна. Методическая разработка образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Зимний переполох в стране Геометрика»
  • Позднякова Анастасия Сергеевна. Картотека дидактических игр, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Панина Анна Александровна. Презентация 'Дидактическая игра, как средство экологического воспитания детей 4 — 5 лет'
  • Тараканова Аксана Александровна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста «Поможем решить проблему Мишки и Белочки»
  • Байдина Наталья Петровна. Современные вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь