Шестакова Елена Юрьевна. Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания

Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания

Шестакова Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад 99»

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица)

Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени и является одним из основных направлений в воспитательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка, формирования нравственных и эстетических чувств [5, с.3].

Экологическое образование не теряет своей ценности при введении новых федеральных государственных требований к содержанию и организации дошкольного образования. Напротив, интегрированный подход к организации дошкольного образования, отраженный в новых требованиях, только подчеркивает значимость и ценность экологического образования в дошкольном детстве в связи с его мировоззренческим и интегративным характером[6, с4].

 

Н.Г. Лаврентьева пишет, что проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всеми признано: в системе непрерывного экологического образования начальное звено – дошкольное детство. Именно в этот возрастной период идет становление важных качеств человеческой личности и в частности закладываются основы экологической культуры[6, c6].

Экологическое воспитание будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:

  1. Давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.
  2. Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.
  3. Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения.
  4. Давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.

Ранний возраст — самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад.

Успех в экологическом воспитании малышей раннего возраста, обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.

Экологическое воспитание ребенка раннего возраста, как определяет М.В. Коробова, означает содействие взрослых развитию доброго и любознательного малыша, открытого миру природы. Если мы научим малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу, через полтора — два десятилетия подрастет поколение, достойное нового века и нового тысячелетия [3, c. 5].

По мнению Л. А. Каменевой, Н. Н. Кондратьевой, Л. М. Маневцовой. Е. Ф. Терентьевой, самостоятельного опыта для полноценного развития ребенка недостаточно. Процессом ознакомления детей раннего возраста с предметами и явлениями окружающего мира нужно планомерно и целенаправленно руководить. Мышление маленьких детей наглядно-действенно, поэтому необходимо, чтобы они знакомились с предметами и явлениями в натуре [4, с. 81].

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним[1, с. 3].

Ребенок раннего возраста видит окружающий его мир «глазами и руками». Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима: ребенок всё хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. В основе его познавательной деятельности лежат сенсомоторные процессы, деятельность всех анализаторов. Все сложное дети усваивают через конкретное. Конкретное, доступное непосредственному восприятию, действию, обозначаемое словом, составляет основу для обобщения и накопления опыта. Одним из важнейших средств в формировании экологических представлений является развитие сенсорных способностей. Так как, именно природа постоянно привлекает внимание малыша, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств: зрение, осязание, обоняние, слух. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях[2, с. 45]. Малыши узнают об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т.д., и лишь на этой основе возникают и развиваются такие самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. Ведь для того чтобы вспомнить что-либо, надо было раньше это видеть или слышать.

Таким образом, основной задачей экологического воспитания в раннем возрасте является закладывание первых ориентиров в мире неживой природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечение понимания первоначальных связей в природе. В процессе формирования элементарных экологических представлений у детей раннего возраста совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам живой и неживой природы, формируется доброжелательно отношение к ним. Большое место в первичном ознакомлении детей с природой отводится развитию сенсорных эталонов и сенсорики в целом.

Литература:

  1. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – № 7 2005. С. 2-5.
  2. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – № 7 2004. С. 45-49.
  3. Малыш в мире природы: методическое пособие для воспитателей и родителей/ М.В. Коробова, Р.Ю. Посылкина; [науч. ред. Г.Г. Григорьева]. – М.: Просвещение, 2005. – 94с.
  4. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание» / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. П.Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1991. — 240с.
  5. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. 2-е, перераб., доп. / 3-е, стереотип. Каменева Н. Г., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., Изд.: Детство-пресс, 2003. -319с.
  6. Экологическое образование дошкольников: инновационная система организации: учебно-методическое пособие / Н. Г. Лаврентьева, Т. А. Арялина, О. В. Колесникова; под ред. Н. Г. Лаврентьевой; Забайкал. гос. гумм. — пед. ун-т. – Чита, 2011. – 161с
Просмотров: 355
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Шестакова Елена Юрьевна. Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
  • Решедько Татьяна Николаевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Кокорина Татьяна Ивановна. Презентация 'Экологическое воспитание детей раннего дошкольного возраста'
  • Булатова Эльвира Юрьевна. Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы.
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Петрова Оксана Васильевна. Экологическое воспитание детей раннего возраста
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Мельникова Клавдия Аркадьевна. «Воспитание экологического мышления детей дошкольного возраста методом наблюдений в природу»
  • Пученина Людмила Юрьевна Камардина Ольга Андреевна. Условия экологического образования детей старшего дошкольного возраста
  • Цах Маргарита Борисовна. Психолого-педагогический проект «Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития»
  • Васильева Ирина Игоревна. «Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Шкрунина Елена Борисовна. Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС дошкольного образования»
  • Кудашова Нина Викторовна. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой.
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Васильева Елена Николаевна. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Антипова Екатерина Григорьевна. Конспект занятия по ознакомлению с предметами и действиями с ними с использованием приемов М. Монтессори для детей раннего возраста «Берегите пальчики»
  • Богославец Наталья Александровна. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях прогимназии
  • Теселкина Екатерина Сергеевна. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»
  • Вахрушева Елена Михайловна. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Позднякова Анастасия Сергеевна. Картотека дидактических игр, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Демихова Надежда Игоревна. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
  • Сазонова Людмила Владиславовна. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь