Кулинушкина Ирина Сергеевна. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 'Лук-от всех недуг'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Лук-от всех недугЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Лук-от всех недуг"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 30 ст. ВОЗДВИЖЕНСКОЙ.

Воспитатель старшей группы: Кулинушкина И.С. МБДОУ№ 30 ст. Воздвиженская 2015г.

Лук стал сердитым от обиды:

Во мне сплошные фитонциды,

Да, иногда я раздражаю, -

Сказал он, слезы проливая,

 

Скачать проект

Когда ж людей сразит недуг

Все вспоминают, где же лук?

Я выгоняю хворь и боль,

Средь овощей и я не ноль!

Полезные свойства лука подмечены человеком давно. Луковые культуры приносят пользу всем, особенно их зелёные листья, которые содержат витамин С и каротин. Свежая зелень луковых – хорошее противоцинготное средство, она возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. Зелёный лук всех видов полезен больным острым респираторным заболеванием или гриппом, так как в его состав входят фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Лук рекомендуется при нарушениях обмена веществ.

Стихотворения про лук.. Автор: Ирис Ревю

Всем на зависть нынче лук.

Чудной формы и упруг,

Точно шарик непокорный,

Вырывается из рук.

Он на редкость круглый – вижу,

Золотистый, красный, рыжий.

Но, снимая кожуру,

Прекратишь свою игру.

Глаз защиплет не на шутку.

Зареветь решил, как будто?

  • **

Лук в саду и в огороде,

Да при всём честном народе,

Развивается, растёт.

От болезней нас спасёт.

  • **

Да, удачный вырос лук.

Всё свершилось. Но не вдруг.

Труд затрачен мною был.

За посадкой я следил.

Вырос крупный лук-порей.

И теперь ты не болей.

Репчатый — в салат добавь.

И на стол смелее ставь.

Необычный лук-батун,

И сибирский лук слизун.

Ароматный, горьковатый –

Плачешь? Кто же виноватый?

Загадки о луке.

В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед,

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь как слезы прольешь. (лук)

Наш огород в образцовом порядке

Как на параде построены грядки Словно живая ограда вокруг – Пики зеленые выставил лук. (лук)

Луковица золотая

Круглая литая.

Есть у нее один секрет-

Нас она спасет от бед,

Может вылечить недуг

Вкусный и душистый… (лук).

Эля, деточка не плачь,

Это с нашей грядки врач

Исцелить любой недуг

Может огородный… (лук).

Народные поговорки и пословицы.

Лук — от семи недуг.

Лук да баня все правят.

Кто ест лук, тот избавлен от мук.

Лук во щах — и голод прощай.

Лук слаще редьки.

Лук да баня все правят.

Сказка о Луке.

Светлана Лосева.

Жил да был угрюмый Лук -

Плакал днём и ночью.

- Отчего ты плачешь, друг?

- Одиноко очень.

Никому не нравлюсь я.

Говорят, что горький.

Каждый, кто сорвёт меня,

Сразу плачет горько.

Очень прост я, неказист -

Стрелки, да и только.

Зелен острый длинный лист,

На конце – иголка.

Все они стоят пучком.

Посмотрите: в силе я!

Но у кабачка цветок

Жёлтенький, как лилия.

И огурчики в цветах,

Даже — помидоры.

Только я один в мечтах…

Горе Луку, горе!

Так поплакал наш Лучок.

Капли слёз упали:

Появился старичок

(В сказках его знали).

Очень стар и невелик,

Борода — по пояс,

Пёстрый длинный дождевик,

Хриплый, низкий голос.

- Кто горюет? В чём беда?

Выслушал обиды

И волшебные слова

Произнёс: «Кру-кри-ды!»

И Лучок тотчас расцвёл,

Точно одуванчик,

И таким прекрасным стал

Наш зелёный мальчик!

Игры –эстафеты на тему «Лук — зеленый друг».

1. «Кто быстрее».

Разбросать по полу разноцветный лук. Вызвать трех человек. Задача собрать как можно быстрее лук по цвету в корзины.

2. «Самый меткий».

Выбираются 2-3 команды. Задача по очереди брать из обруча лук и метать в корзину.

3. «Собери урожай».

Перенести лук из корзины в обруч.

Дидактическая игра «Вершки-корешки»

Дидактическая задача. Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни — корешки и плоды — вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Ход игры. Вариант 1. После уборки урожая на своем огороде взрослый собирает детей, показывая им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни — корешки, у других плоды — вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Взрослый объясняет правила игры:

- Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется "Вершки и корешки". У нас на столе лежат вершки и корешки растений — овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая — корешки. (Дети далятся на две группы.)

Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй — по корешку. Все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал "Раз, два, три — свою пару найди!", быстро найдите себе пару: к своему вершку — корешок.

Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Взрослый дает сигнал:"Корешки, найдите свои вершки!". Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.

Тема: «Полезные свойства лука»

Программное содержание: познакомить с полезными свойствами репчатого лука, методами его использования при лечении различных заболеваний, развивать творческие способности при показывании сценки, прививать интерес к информации о луке.

Материал: маска лука, несколько медицинских халатов и шапочек, бинт, несколько тарелок, стакан, ножи, терка, по 10-15 луковиц белого, желтого и белого цвета, лимон, морковь, горошек, мед, растительное масло, соль, яблоко, три корзины, три обруча.

Предварительная работа: разучить несколько стихотворений о луке, беседы о полезных свойствах лука.

Ход занятия:

Загадка о луке.

Пришла Таня в желтом сарафане,

Стали Таню раздевать,

Давай плакать и рыдать.

Сундук сундуки прячет,

Открывающий плачет.

Желтый, а внутри он бел,

Даст пучок зеленых стрел.

Лишь порежь его, тотчас

Слезы выступят из глаз.

- Что объединяет эти загадки (ответы детей).

Воспитатель читает сказку «Три брата».

«Мальчик Илюшка был на даче. Он сидел на скамейке и болтал ногой. Вдруг к Илюшке подбежали три мальчика: один – маленький и черненький, другой – побольше, в золотистом костюмчике, а третий – самый большой, румяный и крепкий, в золотистых латах с большим зеленым луком в руках.

- Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, — по очереди поклонились они Илюшке и сказали:

- Мы все братья, пришли проверить, все ли у тебя в порядке. Ведь мы, луки, — известные защитники, как и наш брат Чеснок.

- А кого вы защищаете? – спросил мальчик.

- Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед и болезней, — гордо ответили луки.

- Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым защитником.

- Это очень просто: нужно только заботиться о тех, кто рядом с тобой, — объяснил маленький лук Чернушка, — Я, например, самый маленький, простое луковое семя, но без меня наш средний брат — лук Севок не вырастит. Посадят меня в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели, что мои перышки любому на помощь придти готовы, свой самый первый стебелек я изгибаю в виде лука.»

Воспитатель показывает ребятам семена лука.

- Посмотрите, какие они мелкие. Как вы думаете, почему семена лука называют «чернушка» (потому что семена черного цвета?

Воспитатель читает сказку дальше.

«- Без меня наш старший брат – Репчатый лук, никогда не вырастит, — сказал лук Севок. – Как только меня в землю весной сажают, я для медного брата начинаю медные латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные сочные перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза!»

Показать лук севок. Предложить детям подумать, почему он так называется (чтобы его вырастить, нужно сначала посеять семена, севок от слова «сеять»).

- А, что за медные латы выращивает Севок для своего брата (это шелуха?

- Что за зеленые перья спасают человека от нехватки витаминов?

Воспитатель читает дальше.

«- Я, все, что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям моим за их заботу добром отплатить, — сказал Репчатый лук. – В каждой чешуйке у меня тысячи летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов. Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя ни один вредный микроб.»

- Как Репчатый лук может отплатить добром своим братьям (он дает семена-чернушки).

«- А как ты своим братьям добро возвращаешь? – поинтересовался Илюшка.

- Для того, чтобы наш род не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья – семена-чернушки.

Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето короткое, я не успеваю зацвести. Бывает 2-3 лета проходит, прежде чем я смогу семена вырастить.

- Какие вы все дружные, — с уважением произнес Илюшка.

- Нас трое братьев в роде лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот братцев-луков, и все они дружат, засмеялся лук Репчатый» 2.– Вы уже знаете, для того, чтобы вырастить лук, сначала сеют семена-чернушки, из которых получается лук-севок, и уже из лука-севка вырастает репчатый лук, который мы употребляем в пищу. У меня есть севок белого, желтого и красного цвета и головки репчатого лука таких же цветов. Как вы думаете, из севка какого цвета вырастит какой лук? (выходят трое детей и распределяют луковицы по цвету).

- Может ли из севка белого цвета вырасти красная или желтая луковица?

- Красные и белые сорта лука более сладкие. Их используют для приготовления салатов, и так и называют – салатные. Однако, когда ученые решили посчитать сколько сахара содержится в разных сортах лука, то оказалось, что наш обычный репчатый лук содержит наибольшее количество сахара.

Инсценировка «Наш лучок».

– Знаете ли вы стихи о луке?

1-й. Лук растет на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одежек он одет.

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слезы проливать?

2-й. Жертва я ужасных мук, -

Ненавижу резать лук!

Щиплет он мне нос, глаза,

Все лицо уже в слезах!

3-й. Ох, уж этот злющий лук!

С ним узнаешь столько мук!

Жжет глаза и жжет язык,

Заставит плакать в один миг.

4-й. Лук стал сердитым от обиды:

- Во мне сплошные фитонциды.

Да, иногда, я раздражаю, -

Сказал он слезы вытирая. -

Когда людей сразит недуг,

Все вспоминают: — Где же лук?

Я вгоняю хворь и боль,

Средь овощей и я не ноль.

5-й. У меня есть друг,

Он от семи недуг!

Это вкусный и полезный

Желто-золотистый лук!

Массаж шеи «Лук» (по китайской методики)

Зеленеет лук в воде,

Пузырьки на бороде,

(Левой рукой обхватывают шею с правой стороны и потирают ее, проводя ладонью к основанию горла)

Пузыречки, пузырьки-

Шалуны, озорники!

(Повторяют правой рукой)

Каждый этот пузыречек

Очень бороду щекочет.

Если так щекотать,

Всяк захочет хохотать!

(Указательным и большим пальцами оттягивают кожу и отпускают ее, 16 раз)

Лук трясет бородой,

Навостряет стрелки:

Скоро буду молодой

Лежать на тарелке.

(Большим пальцем левой руки обхватывают шею слева, а остальными пальцами – справа, массируют шею вверх и вниз)

Массаж глаз «Раздеваем лук»

Сняли тоненький сюртук,

Сняли рыжую рубашку,

(потирают средние пальцы рук друг о друга, чтобы их разогреть)

Сняли желтую рубашку,

А стянув еще рубашку,

Все заплакали вокруг.

(Неплотно прикрывают глаза и мягко проводят пальцами от внутреннего края глаз к внешнему.)

Вот как мы вчера на кухне

Раздевали сладкий лук.

Дети рисуют лук.

Рекомендации родителям

Маринованный лук быстрого приготовления

Лук – 0,5 кг, Вода — 250 мл, Уксус 9% — 70 мл, Сахар — 3 столовые ложки, Соль — 0,5 столовые ложки1. Лук нарезаем полукольцами и складываем в банку. 2. Воду, соль и сахар смешиваем и доводим до кипения, выливаем туда уксус. Как только маринад закипит, заливаем им лук. 3. Банку закрываем крышкой. Лук должен остыть (примерно час-полтора), после этого его сразу можно кушать.

Суп луковый

Салат листовой — 150 граммов, Лук репчатый — 100 граммов, Чеснок — 10 граммов, Розмарин — 1 грамм, Сметана 12% жирности — 400 граммов, Масло растительное — 10 мл, Вода — 1 л, Соль — по вкусу, Специи — по вкусу1. Лук с чесноком мелко нарежем, салатные листья порвем. Основные компоненты выложим в кастрюлю, посыпаем их солью, специями и заливаем водой. 2. Накрываем крышкой и варим суп полчаса. 3. Когда наш супчик приготовится, поместим его в чашу блендера и измельчим до однородной смеси. Крем-суп лучше подавать вместе с грецкими орехами и сухариками, из французского багета.

Луковый суп со сливками

Лук репчатый — 200 граммов, Масло сливочное — 1 столовая ложка, Булка городская — 0,5 штуки, Овощной бульон — 1 л, Сливки 10% — 100 граммов, Соль — 3 грамма, Перец черный молотый — 2 грамма, Укроп — 2 грамма1. Очищенный лук нарезать, поджарить в разогретом масле, добавить бульон; варить 10 минут. 2. Высушенную булку измельчить и добавить в бульон. 3. Затем взбить блендером или протереть через сито, заправить суп по вкусу и перед самой подачей добавить сливки.

Консервированный лук

Лук репчатый — 200 граммов, Тимьян — 1 чайная ложка, Уксус белый винный — 3/4 столовые ложки, Сахар — 6 столовых ложек, Масло оливковое — 3 столовые ложки, Гвоздика — 4 штуки, Лавровый лист — 1 штука, Чеснок — 1 зубчик, Перец чили — 1 штука, Соль — по вкусу1. Вначале подготовим банку и крышку, простерилизуем их. 2. В банку сложим целый лук, очищенный от шелухи, и добавим тимьян. 3. В небольшой кастрюльке смешаем уксус, масло, сахар и соль. Добавим также специи, целый перец и чеснок. 4. Кастрюльку поставим на огонь, и пускай маринад закипит. 5. Этой смесью заливаем лук в банке. Маринад должен доходить до края стеклянного горлышка банки. 6. Закрываем крышкой и оставляем консервированный лук остывать. Спустя три дня рекомендуем убирать его в прохладное место.

Витаминный салат

Для его изготовления нам понадобится зеленый горошек, варенные яйца, нашинкованный лук, зелень. Все смешиваем, солим, добавляем масло.

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!

Лечебные свойства лука

О лечебных свойствах лука знали в Древнем Риме. Там вообще специально обученные люди выращивали лук для армии. Уже тогда знали что лечебные свойства лука бесценны.

Лечебные свойства лука используются в первую очередь для профилактики. Лук полезен всем. Если не хотите болеть простудой, делайте луковую профилактику. Все мы конечно знаем, что всегда болезнь легче предупреждать, чем ее излечивать. В репчатом луке много важных минеральных элементов.

Такие минеральные элементы как кальций, фосфор, железо, йод, калий, натрий и магний. Также эфирные масла, витамин С и витамин В. Лук уменьшает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Можно составить целый список перечисляя лечебные свойства лука.

Лечение луком при простуде оказывает эффективное действие. Например при простуде можно приготовить чай из лука. Это средство безвредное абсолютно. Для этого нужно взять небольшую головку луковицы, измельчить ее, затем залить кипятком и поварить пять-семь минут. Как лечить простуду другими способами:

«Свежий воздух»

После того как луковый чай остынет до комнатной температуры, его нужно процедить и добавить меда чайную ложечку. Такой чай народные целители советуют пить перед сном, так как он оказывает сильное потогонное действие. Потому как в луке находится природный антибиотик, соответственно уничтожается инфекция. Этот чай помогает при высокой температуры.

Благодаря лечебным свойствам лука, можно готовить полоскание для больного горла. Например можно приготовить на молоке луковый отвар и полоскать горло теплым молочно луковым отваром. Лечение ангины может быть и таким

«Как вылечить быстро ангину

Для этого нужно всего лишь отварить в молоке на медленном огне головку репчатого лука средней величины. Полоскание для горла готово, можно полоскать горло до шести раз в день. Полезно так же пить такой отвар при кашле.

Лечение луком может быть и таким: благодаря лечебным свойствам лука можно приготовить мазь на основе этого замечательного продукта от сухого кашля. Возьмите большую головку лука, натрите ее на терке и смешайте с гусиным салом. Натирайте этой мазью перед сном грудь и переднюю часть шеи.

Таким способом можно лечить кашель, коклюш, бронхит: приготовьте жидкое лекарство и принимайте по одной столовой ложке четыре-шесть раз в день. Для этого возьмите пятьсот грамм измельченного лука, четыреста грамм сахара, пятьдесят грамм меда и один литр воды.

Все нужно смешать и поставить на три часа на медленный огонь. Затем остудить, процедить и перелить в бутылку. Потом бутылку с жидкостью нужно закупорить и поставить в прохладное, темное место.

Лечение луком очень эффективно при бронхите. Очень хорошо помогает синий или красный репчатый лук. Фитонцидов в этом луке в несколько раз выше. Смешайте с сахаром или медом и принимайте по столовой ложке три раза в день.

Если у вас воспалительный процесс в одном ухе, или обоих ушах, вам нужно испечь в золе маленькую луковицу. После того как вы испекли луковицу, ее нужно завернуть с маленьким кусочком свежего несоленого масла в тонкую салфетку. Затем вложить в больное ухо на одну минуту, пакетик должен быть горячим.

При отите также очень хорошо помогает луковый сок. Смочите ватный тампон теплым луковым соком и введите в ухо. Так же будет очень полезно, если вы будете дополнительно закапывать по две-три капли теплого лукового сока в оба уха на протяжении всего дня.

Будьте здоровы!

Просмотров: 696
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Киргизова Ирина Владимировна. ПРОЕКТ «ЛУК ОТ СЕМИ НЕДУГ»
  • Филимонова Л.И Чушанкова Е.Н.. Проект в младшей группе «Лук – наш зелёный друг!»
  • Бурганова Олеся Игоревна. Проект 'Лук наш друг'
  • Гурова Анна Николаевна. Проект в младшей группе «Зелёный лук – наш друг»
  • Руднева Ольга Мигдятовна. Проект в младшей группе на тему: «Лук – наш зелёный друг!»
  • Шерстунова Марина Геннадьевна. Конспект непрерывной образовательной практической деятельности «Лук оградит от семи недуг» (средний возраст)
  • Коротченко Ирина Владимировна, Пастухова Анна Сергеевна. Статья из опыта работы «Есть у нас огород, там зелёный лук растёт…»
  • Медянова Светлана Рафаиловна. Методическая разработка: Проект «Лук – полезный продукт» для средней группы
  • Любовь Каконашвили. Конспект НОД во второй младшей группе на тему: «Здравствуй, лук-зелёный друг!»
  • Гуль-нара. Конспект НОД в первой младшей группе «Мы сажали лук»
  • Казакова Галина Николаевна. Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей второй младшей группы 'Посадка репчатого лука'
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Рыббе Инна Анатольевна. Конспект праздника к «Неделе овощей» ПРАЗДНИК ЛУКА И ЧЕСНОКА
  • Закирова Гульнара Мизфатовна. «Лучок — мой дружок!» (опыт выращивания лука в разных условиях)
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Смирнова Александра Никитична. Конспект НОД 'Много есть садов на свете, но такой, как наш, один'
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Ковалёва Любовь Михайловна. Все профессии важны, все профессии нужны - Конспект игрового занятия по лексической теме «Профессии» - для детей подготовительной группы с ОНР
  • Фролова Ольга Юрьевна. Конспект занятия в старшей группе «Посадка лука»
  • Светлана Четина. Конспект занятия по развитию речи с детьми во второй младшей группе на тему: «Посадка лука»
  • Никишкина Татьяна Васильевна. Конспект занятия по окружающему миру «Посадка лука»
  • Бухалова Галина Николаевна. Конспект занятий «Посадка лука», во второй младшей группе.
  • Якупова Рахиля Рахметовна. Конспект занятия в группе раннего возраста. Тема: «Посадка лука».
  • Сисина Римма Маратовна. Конспект НОД по экологии в средней группе «Посадка лука»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь