Кравякова Светлана Витальевна. Методические рекомендации для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ (из опыта работы НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР»)

Методические рекомендации для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ (из опыта работы НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР»)

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. План мероприятий по экологическому воспитанию дошкольников в «НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР» предусматривал различные формы работы с детьми, педагогами, родителями воспитанников и в данной работе были выделены следующие направления.

 

Скачать конспект

Первое направление – организация ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Успешное экологическое воспитание детей невозможно без создания и правильного использования развивающей экологической среды. Для этого в возрастных группах необходимо организовать экологическое пространство – центр природы: куда входит календарь природы, энциклопедии, иллюстрации, макеты животных и растений, муляжи овощей и фруктов. В группах должны быть центры науки и экспериментирования (Экологическая лаборатория), в которых размещаются материалы для экспериментов (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы и т. д.), где дети ставят простейшие опыты с водой, песком, ведут наблюдения.

Опыт работы с детьми показывает, что дошкольники легче и быстрее усваивают экологические знания, если занятия преподносятся в доступной и увлекательной форме, используется комплексный интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, художественно-творческой и игровой деятельности, физической культуры, театральной деятельности, использования мультимедийных технологий.

Экологическое образование невозможно без проведения экскурсий в природу и наблюдений на прогулочных участках, где дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые их окружают. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Ведь недаром, народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу педагоги нашего учреждения стараются выстраивать в соответствии с этой мудростью.

Второе направление – ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Педагоги нашего учреждения разрабатывают и реализуют проекты по экологическому воспитанию дошкольников, обеспечивающие современный уровень качества экологического образования в свете новых изменений в дошкольном образовании.

Проект «Первые шаги в природу» направлен на развитие познавательно-исследовательской деятельности. В данном проекте воспитанники с большим интересом принимают участие в различного рода экспериментах и опытах. «Как увидеть воздух» или «Волшебные превращения», где могут увидеть и потрогать воздух, понаблюдать за капельками воды.

Для формирования у дошкольников основ экологической культуры нашего региона, разработан эколого-краеведческий проект «Экология родного края», в котором собраны методические материалы по экологическому воспитанию детей. Проект включает в себя: циклы наблюдений, комплексные занятия, игры и игровые обучающие ситуации экологического содержания.

Проект «Преобразуем природу на счастье народу» направлен на приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией. Использование произведений народного творчества (сказок, пословиц, поговорок, загадок, народных примет и т.д.) в экологическом воспитании дошкольников помогает сделать процесс обучения привлекательным, интересным и творческим.

В рамках данного проекта, дети разновозрастных групп подготовили для всех воспитанников театрализованное представление «Колобок спешит на помощь», основная цель которого была донести до сознания детей необходимость бережного отношения к животным и растениям нашего округа.

Третье направление — РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

В работе с родителями мы стараемся использовать разнообразные формы работы.

Систематически в учреждении организуются и проводятся выставки совместного детско-родительского творчества поделок из природного материала.

С помощью анкетирования, проведения тематических бесед и консультаций мы выявляем отношение родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье. Результаты анкетирования анализируются с целью планирования дальнейшей совместной работы.

Экскурсии, природоохранные акции, проводимые в рамках нашего учреждения, позволяют повысить интерес родителей к экологическому воспитанию детей.

Четвертое направление – ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ и СМОТРЫ-КОНКУРСЫ

Родители активно оказывают помощь в природоохранных акциях. В зимний период прошлого года совместно с детьми и родителями воспитанников проводили акцию «Покормите птиц зимой». Родители совместно с детьми изготовили кормушки для зимующих птиц, которые были размещены на территории прогулочных участков детского сада для дальнейшего наблюдения за птицами и их повадками. В течение зимнего периода ребята подкармливали пернатых и вели наблюдения за птицами нашего региона. Наблюдения детей, их творческие работы (рисунки и рассказы о зимующих и перелетных птицах) были собраны в информационные творческие отчеты и послужили накоплению методического материала в возрастных группах детского сада. Весной была организована экологическая акция «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца!» благодаря которой, родители изготовили скворечники для пернатых, разместив их в выходной день вместе с детьми в парке «На Сайме».

Для родителей и детей были выпущены тематические буклеты по экологии «Помогите птицам!», «Кормушки для птиц», «Календарь добрых экодат».

Ежегодно в рамках месячника по благоустройству и озеленению территории детского сада, проводятся смотры-конкурсы, в которых педагоги совместно с родителями, занимаются устройством газонов и цветников, создают декоративные композиции на своих прогулочных участках.

В этом году мы впервые использовали метод привлечения населения к экологической теме, это участие детей в акции эко-рисунки в маршрутке «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная Земля!». Дети выполняли совместно с педагогами и родителями рисунки, в которых отражали свое видение состояния и сохранения природы. Рисунки с изображениями на экологическую тематику были размещены в салонах автобусов маршрута № 12, № 96 и были призваны привлечь внимание жителей г. Сургута к проблемам экологии.

Пятое направление – РАБОТА С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ. В процессе работы по вопросам экологического воспитания коллектив НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР» осуществляет взаимодействие с социальными партнерами:

У нас налажена тесная связь с Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования «Эколого – биологическим центром», Сургутским краеведческим музеем, центральной детской библиотекой.

С перечисленными учреждениями заключены договора и составлены планы совместной деятельности. Данная связь оправдывает себя и становится активной формой эколого-педагогической работы.

Совместно с Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования «Эколого – биологический центр» (ранее именуемое — МБОУ ДО СЮН) и детским общественным движением «Юные экологи Сургута»:

  • посещение экскурсий в мини-зоопарк:
  • становились участниками экологической ресурсосберегающей акции и социально-экологического проекта «Спаси дерево», реализуемого в рамках Международного дня без бумаги и Всероссийского проекта «Спаси дерево».
  • являлись участниками добровольческой акции «Зимняя кладовая — 2017», проводимой в рамках Всемирного дня защиты животных.

Сургутский краеведческий музей: (взаимодействие с Сургутским краеведческим музеем) позволяет воспитанникам нашего центра посещать экскурсии

  • посещение экскурсий, выставок с тематикой о природе, нашем городе, благодаря таким экскурсиям происходит приобщение детей к культурному наследию родного края.

Посещая Центральную детскую библиотеку ребята

  • знакомятся с книжными новинками
  • посещают кукольные представления экологической направленности

Шестое направление – участие педагогов и детей НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР» в ИНТЕРНЕТ КОНКУРСАХ, ОЛИМПИАДАХ (таблица)

Увеличилось количество педагогов и детей, участвующих в экологических конкурсах и олимпиадах, увеличился процент побед в экологических мероприятиях различного уровня.

СМИ/ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Педагоги детского сада НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР» регулярно транслируют свой опыт работы по экологическому воспитанию детей на страницах первого сургутского журнала для родителей «Югорское детство»:

№2 апрель-май 2017 «Покормите птиц зимой!» — Лилия Котова, воспитатель НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР»

№3 июнь-июль 2017 «Календарь добрых дат или как мы проводим Год экологии» — Ольга Почепа, заместитель директора по УВР, Светлана Кравякова, старший воспитатель НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР»

№5 октябрь-ноябрь 2017 «Экскурсия на станцию юных натуралистов» — Лилия Габдрахманова, воспитатель Центра «ГУЛЛИВЕР»

Просмотров: 558
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Хакимова Саида Рафиковна. Включение родителей в организацию работы детского сада по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Григорьева Марина Петровна. «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»
  • Григорьева Марина Петровна. Доклад на педсовет на тему: «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»
  • Павлова Юлия Владимировна. Педагогическая статья: «Опыт работы по экологическому воспитанию детского сада «Радуга»».
  • Зеленова Елена Павловна. Опыт работы по реализации проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Вторая жизнь упаковки»
  • Беленогова Светлана Алексеевна. Методы и формы работы в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников
  • Парфенова Лидия Эрвиновна Якушева Юлия Александровна. Взаимодействие с социальными партнерами (из опыта работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 41 № «Рябинушка»)
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Гондалева Анна Михайловна. Представление опыта работы «Организация дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Гасратова Зинфира Абдуллаховна. Педагогическая система работы Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».
  • Лазовская Светлана Аркадьевна. «Традиционные и нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию дошкольников»
  • Ольга Васильевна Марченко. ДОКЛАД Тема: Планирование работы по экологическому воспитанию детей в дошкольном учреждении в соответствии с ФГТ
  • Калараш Евгения Николаевна. Из опыта работы: «Использование ИКТ в работе с родителями по экологическому образованию дошкольников»
  • Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна. Тема: “Планирование работы по экологическому воспитанию детей в дошкольном учреждении”.
  • Недик Людмила Евгеньевна. Социальные и благотворительные акции как эффективная форма работы с родителями дошкольников.
  • Мироненко Марина Ивановна. Из опыта работы по экологии на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
  • Шкрунина Елена Борисовна. Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС дошкольного образования»
  • Гринь Светлана Валентиновна. Проект по экологическому воспитанию «Календарь народных примет»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Авдиенко Любовь Борисовна. «Организация работы по правовому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования»
  • Лепетухина Ольга Анатольевна. Из опыта работы: Сотрудничество с родителями воспитанников по направлению «Использование сказок в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста».
  • Юлия Меснянкина. Сценарий по экологическому воспитанию дошкольников для детей 6-7 лет. Вовка в «Сказке».
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Заричная Светлана Анатольевна. Опыт работы: Работа с родителями детей раннего возраста «В детский сад с улыбкой»
  • Пантелеева Наталья. Воспитание экологической культуры дошкольников в условиях детского сада и семьи
  • Корчина Лилия Александровна. Опыт работы по воспитанию здоровьеформирующей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к своему здоровью



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь