Сергеенко Елена Евгеньевна. Конспект НОД для детей 5 – 6 лет «Лекарственные растения»

Конспект НОД для детей 5 – 6 лет «Лекарственные растения»

Цель: закрепить представления о лекарственных травах.

Задачи:

  • способствовать накоплению знаний детей о лекарственных растениях, их пользе для человека
  • формировать знания о сборе и сушке лекарственных растений.
  • развивать психические познавательные процессы: внимание, память, мышление; — воспитывать любовь к родному краю, желание узнавать о нем новое, бережное отношение к растительному миру.
  • Закреплять представления о способах распространения растений; Познакомить детей с нетрадиционным способом изобразительной деятельности — рисование ластиком

Материалы: презентация, карточкам модули с правилами сбора растений, игра «узнай и собери растение», репродукция картины Эдуарда Панова «Поле ромашек»; модель распространение растений, простые карандаши, ластики, листы плотной бумаги (заранее заштрихованные простым карандашом); музыкальное сопровождение «Цветы» Шумана и «Шутка» Баха.

 

Скачать конспект

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня. Давайте поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам.

Воспитатель:

А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.

Друзья мои, я что – то не вижу Матвея, где он?

Дети: Он простудился и кашляет. Очень грустно. Воспитатель: Хорошо, что в аптеках есть лекарства, и Матвей скоро поправится. А вы когда болеете, чем вас мама лечит? (Ответы детей). Ребята, говорят, что лес – это зелёная аптека. Почему так говорят? Что на деревьях растут мази и таблетки?

Дети: Нет. В лесу растут растения, с помощью которых можно лечить.

Воспитатель: Как называются такие растения? Дети: Лекарственные. Воспитатель:

Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, В каждой ветке –И микстура, и таблетки.

Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Тогда еще не было таблеток и пластырей, но люди болели: простужались и ранились, у них болела голова и живот. Еще давным – давно люди заметили, что все звери лечатся травами, больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы и микстуры из трав. (Показ)

Интересно, а мама Матвея знает, что можно лечить не только таблетками, но и лекарственными растениями? Я предлагаю вам отправиться в царство растений и самим собрать лекарственные травы для нашего Матвея.

Советую сначала вспомнить правила сбора лекарственных трав. Подходим к карточкам (на доске) модули с правилами сбора растений.

  1. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?
  2. Укладывать в широкие корзины, не мять, а то выделится сок.
  3. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
  4. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем. 5. Нельзя собирать растения в дождливую погоду.
  5. Собирать растения в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
  6. Нельзя рвать много растений.

Молодцы! Ну а теперь отправляемся на сбор лекарственных растений.

Физкультминутка.

Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)

Вместе по лесу идём, шаги на месте, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг, Тысяча цветов вокруг руки в стороны, Выросли ромашки показ ромашки: запястья вместе, пальцы врозь, На лугу у речки Белы лепесточки, пошевелить пальцами Жёлтые сердечки. Под цветком тяжёлым Гнётся стебелёк наклоны в стороны Еле-еле виден узенький листок. Прилетел комарик Звонко зазвенел дети прячут язычок за нижние зубы и произносят звук з-з-Майский жук Спокойно на ромашку сел дети прячут язык чашечкой за верхние зубы и произносят

звук ж-ж-ж И плывут по лугу показ ромашки: запястья вместе, пальцы врозь,

Дивные ромашки, пошевелить пальцами Кланяются свету, словно неваляшки.

Вот наша лесная полянка, на ней выросли «зеленые доктора». Только я не пойму, что это за растения? Помогайте, соберите из частей целое растение. (Игра «Узнай и собери растение»)

Каждому ребенку нужно правильно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его. (Звучит музыка)

Воспитатель: А теперь представим, что наши растения ожили. Что они могут рассказать нам о себе?

Маша, что расскажет твоё растение?

Маша: Я — подорожник. Я расту около дорог.

У меня жесткие листья, поэтому я не боюсь вытаптывания, от которого страдают другие растения. Я лекарственное растение,

я заживляю раны. Листья можно приложить при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах.

Если ты порезал ногу
Не рыдай и не реви
Подорожник на подмогу
Ты скорей к себе зови.

Воспитатель: В старину его так и называли «порезник, ранник».

А еще настой листьев подорожника применяют как средство от кашля. Отваром полощут рот, когда болят зубы и десны

Что может нам рассказать твоё, Аня, растение?

Аня: я — крапива. Крапиву используют, чтобы остановить кровотечение, используют для заживления ран, настой из листьев крапивы применяют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос. В крапиве содержится вещество, убивающее микробов. А ещё крапива может не только вылечить, но и накормить. Листья крапивы съедобны, из нее готовят щи и салаты, в ней много витаминов.

Воспитатель: Одна крапива заменяет семерых врачей — гласит народная мудрость.

Про нее эти строчки:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня.

Но почему говорят, что крапива обжигает? Ответы детей.

Воспитатель: Да, вы правы: стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.

Настя, что нам расскажет твой цветок?

Настя: — Цветок я желтый, озорной
Полит весеннею водой.
Время летит быстро
Стану белым и пушистым.

я — одуванчик. Я тоже лекарственный цветок. Меня используют, как средство, чтобы понизить температуру, и для улучшения аппетита, и ещё для лечения многих других болезней. Одуванчик можно употреблять в пищу. Из молодых листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье.

Воспитатель: Многие из вас весной играли с одуванчиками. Дунешь на его пушистую шапочку – он и разлетелся. Это разлетаются семена, прикрепленные к пушистым белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали — одуванчик.

Представим, что у нас в руках белые шапочки, подуем на них, сначала еле-еле, потом посильней, а потом сильно – сильно, пока все парашютики не улетят.

Дыхательная гимнастика.

Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок —
Остался стебелек.

Воспитатель: Какие ещё растения вы собрали?

Дети: мать – и – мачеха (помогает избавиться от кашля и насморка. Настой травы применяется при ангинах, бронхитах).

Воспитатель: Почему растение мать – и – мачеха так назвали?

Дети: Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой — мягкий, теплый, как мать.

Тысячелистник (полезные свойства тысячелистника позволяют применять его в лечении большинства распространенных заболеваний)

Чистотел (используется для лечения кожных заболеваний)

Календула, ноготки (используют для лечения сердца, горла, ноготки заживляют раны, успокаивают)

А у тебя Арсений, что за солнечный цветок? Расскажи.

Арсений: я — ромашка. Применяют ромашку от простуды и кашля, от болей в животе. Если выпить на ночь отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным. Отваром ромашки полощут горло, добавляют в ванны для купания. С ромашкой можно заваривать чай.)

Воспитатель: Этот замечательный цветок не только лекарственное растение, но ещё он всегда вдохновлял художников на творчество. Посмотрите на репродукцию картины. Что вам здесь нравится? Как вы думаете, на лугу ромашкам хорошо? Чем им здесь нравится? (Много солнца, света, воздуха). Когда можно встретить столько цветов? А что происходит с ними зимой? Они погибают? А почему же тогда весной они вновь появляются.

Предлагаю рассмотреть схему и объяснить, что происходит с цветами в каждое время года? Кто хочет мне помочь? Вариант рассказа. Весна. Светит ласковое солнышко. Появляются ростки ромашек. Растения

развиваются. Летом солнце светит ярко, идет дождь. И растения начинают цвести. К осени, когда солнце уже не так сильно греет, на цветах созревают семена. Семена попадают в землю, где они под слоем снега спят всю зиму. А весной все повторяется.

А если мы будем срывать цветы для букетов, что произойдет? (со временем они могут исчезнуть).

Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и я и ты, Если мы сорвём цветы – Опустеют все поляны, И не будет красоты!

Какой можно сделать вывод? (нужно бережно относиться к растениям, и если мы собираем лекарственные растения, то нельзя рвать много растений, до самого последнего цветка).

Друзья мои, мы не забыли, что пришли на поляну, чтобы выбрать лекарственное растение для Матвея? Как вы думаете, какое растение мы посоветуем заваривать маме Матвея, чтобы он скорее выздоровел? (Дети перечисляют)

А чтобы мама Матвея не забыла про ромашку, я вам предлагаю её нарисовать и отправить маме. А рисовать ромашку мы будем очень необычным способом. Посмотрите, какие материалы я вам приготовила? Как их можно применить для рисования?

После предположений детей, показ техники работы.

На карандашном фоне уголком ластика «рисуем» (потрем) лепестки ромашек. Намечаем овальные середины ромашек более темным тоном простым карандашом. Ластиком пририсуем к ромашкам стебли. Тонкими штрихами наметим на лепестках прожилки (дети выполняют свои работы, звучит «Шутка» Баха)

По окончании работы, раскладываем рисунки на столе.

Друзья мои, о чём мы сегодня говорили? Что нового и интересного узнали?

Воспитатель: Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа. Она с радостью отдает нам все свои дары, а за все просит, что бы мы берегли ее и понапрасну не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе — большое спасибо! А сами постараемся никогда не болеть.

Просмотров: 196
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Горбатова Светлана Владимировна. Презентация 'Лекарственные растения'
  • Заздравных Инна Ивановна. НОД «Царство растений: лекарственные травы»
  • Кузьмина Марина Олеговна. НОД по экологии 'Лекарственные растения'
  • Шарафиева Альбина Миргазияновна. Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Лекарственные растения Башкортостана»
  • Железцова Любовь Прокофьевна. Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема : Лекарственные растения.
  • Евко Татьяна. Лекарственные растения в экологическом образовании дошкольников
  • Тараненко Наталья Александровна, Скрягина Татьяна Данииловна. Конспект НОД «Лекарственные растения»
  • Полковникова Марина Александровна. Консультация для родителей «О чем говорят растения»
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Рассказова Лариса Юрьевна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ЗПХ+АППЛИКАЦИЯ) ПОЛЕЗНЫЕ РАСТЕНИЯ.
  • Киченко Наталья Георгиевна. Гербарий лекарственных растений Красноярского края
  • Чагаева Нина. Презентация проекта 'Растения - фитотерапевты. Кто они?'
  • Митюкова Вера Владимировна. Презентация 'Комнатные растения'
  • Наталия Евгеньевна Комиссарова. Контрольная работа по окружающему миру.Тема:'Дикорастущие и культурные растения'. 3 класс
  • Романович Марина Анатольевна. ЭССЕ: Почему я выбрала профессию – ВОСПИТАТЕЛЬ!
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Баженова Татьяна Владимировна. Конспект познавательного занятия с использованием проблемной ситуации на тему: «В царстве лекарственных растений». (старший возраст)
  • Сурова Наталья Анатольевна. Конспект Нод в первой младшей группе «Айболит и комнатные растения»
  • Светлана Николаевна Прудникова. НОД: «РАСТЕНИЕ КАК ЧЕЛОВЕК».
  • Белова Диана Ахатовна. План-конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе. Тема недели: «Комнатные растения»
  • Янчурина Юлия Рамилевна. КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ТЕМА: «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ».
  • Румянцева Ирина Александровна. Проект естественнонаучной направленности «Растения – живые существа».
  • Кузьмина Cветлана Валерьевна. Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе на тему: «Комнатные растения» (с элементами аппликации)
  • Атаманюк Светлана. Непосредственно-образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности. Занятие по лексической теме: «Комнатные растения»
  • Карелина Валерия Владимировна. Непосредственно образовательная деятельность логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Комнатные растения»
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь