Вортоньян Надежда Гавриловна. Интеллектуальная игра «Знатоки природы»

Вортоньян Надежда Гавриловна
Педагог дополнительного образования МБОУ дополнительного образования детей центра творческого развития и гуманитарного образования «Радуга» г.Тайшета

Тема: интеллектуальная игра «Знатоки природы».
Задачи: 1. Развивать мышление (учить анализировать, сравнивать), воображение и творческие способности обучающихся;
2. Формировать познавательный интерес к окружающему миру;
3. Развивать интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать об их жизни, повадках, приспособлении к условиям жизни;
4. Воспитывать бережное отношение к природе. (Любить – значит знать. Знать – значит  наблюдать  за животными, помогать им, читать книги);
5. Содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

 

Ход игры
1.    Сообщение цели игры.
ЗАДАНИЕ 1. Какое слово зашифровано?
Рассмотрите фигуры.  В них зашифрована тема нашей игры. Вам необходимо её расшифровать.

С    К    Т   
И    В    Е   
М    Е    И    Ц
1    10    8   
4    6    2   
3    7    9    5

5   6  2  8  9  10      -  1 7  3  4  5  6  2  8  4  10

Ц  В Е Т  И  К    -     С Е М И Ц  В Е Т И  К

1.    Какую  волшебную  силу  имел  этот  цветок?  (Исполнял желания)
2.    Какие  в этой сказке волшебные слова?
3.    Разучивание слов:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
4.    Из какой сказки этот необычный цветок? Помните?  «Цветик -семицветик», В. Катаева. Маленькая девочка Женя загадывала  желания, которые исполнял цветок, а мы с вами попробуем с помощью лепестков решить задачи по окружающей нас природе. Вопросы необычные. Ведь природа помогает  людям в жизни, делает человека добрым.
Сегодня мы с вами поговорим о природе. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода,  птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит  охранять Родину».
Сейчас мы поиграем и выясним, кто из вас лучший знаток природы. Ведь знания помогают человеку в сложной ситуации, помогают  и природе.
Мы с вами разделимся на две команды. Придумайте название команд. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.

ЗАДАНИЯ 2. Игра «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

РАСТЕНИЯ.
1-й тур.
1.    Цветами какого растения украшала причёску королева Франции? (Картофеля).
2.    Почему  у  деревьев  весной клейкие листочки?  (Смолистые вещества защищают их от заморозков).
3.    От  какого слова происходит название «капуста», что оно обозначает?  (От слова «капут» - голова).
4.    Почему  медуницу называют «цветок-букетик»?  (На веточке  цветки  розового, голубого и фиолетового цветов).
5.    Что  носили рыцари на груди как талисман? (Луковицу)
6.    Какое  растение используют в Индии для ловли обезьян? (Тыкву).
7.    За сутки это растение может вырасти на метр?  (Бамбук).
8.    Почему  листья на верхушке дерева опадают последними?  (Они моложе остальных).
9.    Откуда  родом картофель? (Из Южной Америки).
10.    В какой стране огурцы растут в лесу, обвивая деревья как лианы? (В Индии).

2-ой тур. Веришь ли ты?
1.    Веришь  ли ты, что дрова, заготовленные зимой, сухие и горят лучше дров, заготовленных летом?  (Да, дерево  зимой «спит»  и не впитывает влагу).
2.    Веришь  ли ты, что есть растения-хищники?  (Да).
3.    Веришь  ли ты, что осину называют спичечной королевой? (Да, из неё самые лучшие спички).
4.    Веришь  ли ты, что дятел пьёт берёзовый сок? (Да).

ЛЕСНАЯ АПТЕКА. Сейчас мы поговорим о лекарственных растениях.
1-й тур.
1.    Почему  полезно  есть ягоды смородины, земляники, шиповника? (Они богаты витаминами).
2.    Все знают, что листья этого растения надо прикладывать к ранам? (Подорожника).
3.    Из листьев этого растения, тёплых с одной стороны и холодных с другой, готовят отвар от кашля? (Мать и мачеха).
4.    Какое  растение поможет при бессоннице? (Валериана).
5.    Эти цветы не только «предсказывают судьбу», но и весьма полезны при мытье волос. (Ромашка).
6.    Из  лепестков этого растения получают ароматное масло, делают духи и варенье. (Розы).
7.    Если  болит сердце, то какой лекарственной травой его надо лечить? (Ландыш). При болезни сердца помогают капли ландыша. Цветы его идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А ещё цветы ландыша используют для изготовления духов, одеколона, мыла.
8.    Что делать, если у вас плохой аппетит? (Вам поможет  возбудить аппетит  корень одуванчика. Его  охотно  едят животные.)
9.    Какое  лекарственное растение помогает вылечить ангину? (Лекарственная ромашка).
10.     Какое лекарственное растение используют при авитаминозах? (Это рябина – копилка натуральных поливитаминов. Для лекарственных целей годны плоды как зрелые, так и прихваченные морозом. Используют их свежими и сушёными.)

2-й тур. Веришь ли ты? 
1.    Веришь  ли ты, что лекарственные растения надо собирать в сухую нежаркую погоду?  (Да).
2.    Веришь  ли ты, что клюкву и крыжовник называют  северным лимоном?   (Да).

ВОДА. Вода есть везде – на земле, она занимает 1/3 часть суши; и под землёй.
1-й тур.
1.    Положищь  в воду – не тонет, в огонь положишь – не горит. (Лёд).
2.    Над окном серебряная монета висит. (Сосулька).
3.    Почему  в  крышке чайника делают отверстие? (Для выхода пара).
4.    Как  называются морские волны, возникающие при землетрясениях? (Цунами).
5.    Заря-зарница, красная девица, по полю гуляла, ключи потеряла.
Месяц  увидел, солнце подняло. (Роса).
6.    В новой стене, в круглом окне, днём стекло разбито, за ночь вставлено (Прорубь).
7.    Меня часто просят, ждут, а только покажусь, сразу прятаться начнут. (Дождь).
8.    Выросло, сповыросло, из бороды повылезло,
Солнышко встало, ничего не стало. (Туман).
9.    Чист и ясен, как алмаз, дорог не бываю. Я от матери рождён, сам её рождаю. (Лёд).
10.    Кругом вода, а с питьём беда. (Море).

2-й тур. Веришь ли ты?
1.    Веришь ли ты, что водоплавающим птицам холодной осенью теплее в воде, чем на земле? (Да, так как вода теплее воздуха, который успел охладиться).
2.    Веришь  ли ты, что облака и туман не одно и тоже?  (Нет, туман и облака – это мельчайшие капельки воды).
3.

ПТИЦЫ.
1-й тур.
1.    Нос – и мешок  и кладовая.  (Пеликан).
2.    Кто  зимой вьёт гнёзда? (Клёст)
3.    У какой  птицы зимнее имя?  (Снегирь).
4.    Какая птица ходит по снегу на «лыжах»? (У куропатки к зиме на лапах вырастают густые перья, на которых она бегает по снегу, как на лыжах, не проваливаясь).
5.    Эта птица как бы напоминает писаря прежних времён, заложившего гусиное перо за ухо. Что  это за птица?  (Секретарь).
6.    Какие  птицы не умеют летать? (Страус, пингвин).
7.    Чьё  яйцо больше: утиное или куриное?  (Утиное).
8.    Какая птица откладывает свои яйца в чужих гнёздах? (Кукушка).
9.    Каких  птиц называют «санитарами леса»?  (Дятла, синицу).
10.     Какая птица  любит нырять в прорубь?  (Птица-оляпка).

2-й тур. Веришь ли ты?
1.    Веришь  ли ты, что у птиц бывает зуб? (Да,  у птенцов  есть на клюве шишечка, «яйцовый зуб», им птенец разбивает скорлупу).
2.    Веришь ли ты, что по носу птицы можно определить, чем они питаются? (Да,  у  насекомоядных – узкий, тонкий; у птиц, питающихся зернами, семенами, - толстый, твёрдый; у хищников – крючковатый).
ЗВЕРИ. Если знаешь лес, зверей, назови их поскорей.
1-й тур
1.    Почему  звери и птицы зимой жмутся к человеческому жилью?  (Легче добывать пищу).
2.    Почему говорят:  Волка ноги кормят? (В отличии от других животных, он не стережёт добычу, а догоняет).
3.    Белый по белому бежит. Где пробежит, там и напишет. (Заяц в лесу).
4.    По  чаще идет таёжный хозяин – валежник ломает, пчёл разгоняет. Что за зверь. Кто  отгадает? (Медведь).
5.    Серый зверюшка, длинные ушки. А хвостик – клубком. Спит под кустом. Там его дом. Зима наступает – шубу меняет. Кто его знает?         (Заяц).
6.    Самый  быстрый хищник на земле?  (Гепард.  Его ещё называют «Собака с кошачьей головой». Быстрее его ни одно животное на свете бежать не может. 110 км и даже 140 км иногда – со скоростью урагана! – мчится он в погоне за добычей).
7.    Горбоносый, длинноногий великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги, с ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось встретить. Знайте, это … (Лось).
8.    Как называют животное, которое по происхождению близко к кротам и так же, как крот к подземелью, очень приспособлен к водной стихии. (Выхухоль).
9.    Что за хищный зверь, у которого шкурка представляет собой большую ценность: пушистая, тёплая, лёгкая и красивая. (Соболь).
10.    Назовите животное, которое является одним из самых крупных быков мира: рост его - до двух метров, вес – до тонны. Могучее телосложение не мешает ему быть очень быстрым и ловким в движениях. Держаться эти животные группами: коровы, молодые бычки и тёлки, по шести-восьми голов. (Зубр).

2-й тур. Веришь ли ты?
1.    Веришь ли ты, что медведь за день может съесть до 200 000 ягод? (Да).
2.    Веришь ли ты, что некоторые животные чистят свою шкуру, валяясь в грязи? (Да, это слоны, носороги, бегемоты).
3.    Веришь ли ты, что верблюд может выпить за день до 136 литров воды? (Да).

ОХРАНА ПРИРОДЫ.
1-й тур.
1.    Почему  весной нельзя охотиться на пушных зверей? (Появляются детёныши).
2.    Почему  весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу?  (Шум  пугает зверей, птиц, они бросают гнёзда, детёнышей).
3.    Почему  нельзя уничтожать в лесу ядовитые грибы? (Ими лечатся животные).
4.    Почему нельзя  оставлять непотушенным костёр в лесу? (Может произойти пожар)
5.    Какой вред приносит пожар?
6.    Почему нельзя рвать охапками цветы в лесу?   (Они могут исчезнуть, среди них много лекарственных растений).
7.    Почему нельзя разорять муравейники? (В них кипит жизнь, в одном муравейнике может находиться до 3 тысяч муравьёв).
8.    Почему  надо подкармливать птиц зимой? (Они охраняют лес, сберегают урожай, радуют нас своими песнями).
9.    Почему нельзя вырубать лес? (Дает нам чистый воздух, красоту, сохраняет влагу, задерживает порывы ветра и т.д.).
10.    Почему надо охранять птиц? (Они спасают деревья от вредных насекомых, радуют нас своим пением).

2-й тур.
1.    Веришь  ли ты, что лес – источник здоровья? (Да).
2.    Веришь ли ты, что причиной лесных пожаров может стать удар молнии, небрежность человека? (Да).

ЗАДАНИЯ 3. Творческая работа.
1.    Какой формы может быть лепесток? (Овальной, треугольной, круглой).
2.    Нарисовать цветок-лепесток с одним лепестком и написать в этом лепестке самое заветное желание.
3.    Проверка  (Ученик говорит волшебные слова и читает своё заветное желание).

Итог занятия.
Сегодня мы говорили о природе. Вы показали, что любите природу, много знаете о ней.
- Почему  мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?  (Лес - это чистый воздух,  лес - это дом для зверей и птиц, лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы, лес – это лекарственные растения, лес – это красота и т.д.).
- А сейчас давайте вспомним правили поведения в лесу.    (Не ломать зелёные ветки и деревья, не разорять муравейники и птичьи гнёзда, не рвать охапками цветы, беречь лес от пожара).
- Разжигая костёр что вы должны помнить? (Окопать костёр и обязательно потушить покидая лес. А также не забывайте убирать за собой мусор6 его можно сжечь ил закопать в землю, а еще лучше увезти выбросить в контейнер).

 

Скачать полную версию конспекта

Просмотров: 467
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Зерцова Юлия Николаевна. Трудности в обучении современных детей. Почему? И что делать?
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?
  • Редактор. Оригами. Что это?
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Ковригина Светлана Николаевна. КВН ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «СТРОГО ПОМНИТЕ, ДРУЗЬЯ, ЧТО С ОГНЁМ ШУТИТЬ НЕЛЬЗЯ!» для детей подготовительных к школе групп и их родителей
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь