Воробьева Вера Николаевна, Савинич Людмила Александровна. Творческий отчет по ознакомлению детей с традициями народов Севера

Творческий отчет по ознакомлению детей с традициями народов СевераВоспитатель 1 квалификационной категории
Воробьева Вера Николаевна,
Воспитатель 1 квалификационной категории
Савинич Людмила Александровна
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №72 г. Апатиты Мурманская область

Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально – положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть красоту и понимать ее, желание больше узнать об особенностях края, природы, истории, формировать стремление принести посильную помощь родной природе, своему краю. Особую роль в развитии глубокого, осознанного чувства у детей играют знания. В решении этих задач мы решили дать детям географические и природоведческие представления о Крайнем Севере, истории края, культуре, традициях народов, населяющих его. Мы живем на Кольском полуострове, за Полярным кругом.

Богата и разнообразна природа нашего края. Здесь живут многие народности, но ближайшие наши соседи и коренные жители – саами. Большим искусством северных мастеров – умельцев является изготовление из шкур и меха животных красивой одежды и предметов быта. Природный вкус, изящество, простота, высокое мастерство северных мастериц вызывает восхищение их изделиями. Познакомить детей с бытом и традициями северян оказалось нелегко. Дело в том, что в детском саду очень мало иллюстрированного материала, отражающего жизнь народов Севера, нет произведений народного творчества. Свою работу мы начали с накопления таких материалов. Их мы нашли в библиотеке. Оформили папку – раскладушку, дали родителям рекомендации, как знакомить детей с бытом, жизнью северян. Для систематической работы с детьми по этой теме составили перспективный план. На первом занятии дети получили представления о коренных жителях Севера, их прошлом и настоящем. Саами очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят с оленями с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше. Уходят далеко. Раньше саами жили в чумах, у них не было светлых и теплых домов, школ, садов, электрического света, радио. Дети вынуждены были с ранних лет работать. Сейчас они живут в домах, в которых ярко горит электрический свет, есть телевизоры, дети ходят в детский сад, школы. Этот рассказ дети слушали с большим интересом, все для них было ново и необычно. На другом занятии закрепили раннее полученные знания, познакомили их с жизнью оленеводов в стойбище. На занятии был использован макет чум с нартами. Он создал впечатление, будто далеко в заснеженной тундре находится стойбище, где идет по- своему интересная, примечательная жизнь. Дети как бы переселились в ту обстановку, о которой мы и хотели дать им определенные представления. Они слушали рассказ как завороженные. Им хотелось заглянуть в чум, пощупать его. Спрашивали: «Не холодно ли зимой в чуме?», «Где спят олени?», «Почему в чуме нет пола?», «Как спят люди?». Лиза К. спросила»Почему же оленеводы живут в чумах, ведь только раньше жили в них?». Лизе объяснили, что стойбище – не постоянное, а временное место для жилья оленеводов, поэтому прочных домов они не строят. Чум можно в любое время разобрать и увезти на нартах. Это удобно для кочевников – оленеводов.
На последующих занятиях познакомили детей с домашним животным этого края – северным оленем. Рассказали о его повадках, способах добычи пищи. Дети узнали, что это животное кормит и одевает саамов, считается у них воплощением чистоты, добра, представляет собой основной вид транспорта. Была рассмотрена на занятии картина «Олениха с пыжиком». Загадали загадку: «Кто на голове лес носит?». Цель этого занятия заключалась в том, чтобы познакомить ребят с оленем, с пользой, которую он приносит. Важно было дать детям возможность увидеть красоту этого животного, научить употреблять в своих ответах образные выражения. Олень бежит легко, красиво, гордо подняв голову, ноги у него тонкие, но сильные, рога ветвистые, словно настоящий лес. Провели занятия на темы: «Составление творческих рассказов детьми о нашем крае», итоговую беседу о людях, живущих на Севере, о природе, животном и растительном мире. Все занятия были тщательно подготовлены и поэтому дали хорошие результаты. Мы считали, что новые термины, вводимые в словарь детей, такие как стойбище,  оленеводы, нарты и др., будут трудны для усвоения, но занятия показали, что наши опасения напрасны. Эти слова легко усваивались и охотно использовались в их речи.
Интересно провести итоговую беседу во многом помогло посещение краеведческого музея, в котором мы и дети получили много полезных сведений о жителях Севера, об их прошлом, познакомились с описанием и названиями северной национальной одежды.
Созвучно с темами занятий по познавательному развитию перекликалось творчество детей в изодеятельности, где они как нигде выкладывали свою душу, умение, отношение к теме. Дети рисовали не только на занятиях, но и в повседневной жизни детского сада независимо от занятий, приносили свои рисунки, которые нарисовали дома. По изодеятельности мы составили такой план, где дети отобразили и жизнь саамов, и северного оленя, сказки народов Севера, а также декоративный северный узор. Дети попытались самостоятельно изобразить оленя, но им не удалось это сделать. А когда показали прием рисования оленя (туловище – небольшой овал, шея – треугольник, голова – овал, тонкие ноги), олень получился. Приемы рисования оказались доступны. Важным этапом в нашей работе было знакомство детей с прикладным искусством северян, обучение их умению составлять узоры на северные мотивы. Изобразительное искусство народов саами имеет преимущественно орнаментально – прикладной характер. Очень разнообразен орнамент вышивок и аппликаций, украшающих женскую одежду. Он в основном геометрический, создается ломанными линиями, которые вырезаются ножом. В основе его лежат мотивы, связанные с животным и растительным миром. Для рисования и аппликации отбирали орнаменты простые, доступные детям для воспроизведения. Каждому орнаменту мы с детьми давали названия. Вот некоторые: «чумики», «снежинки», «солнце», «тундра весной», «заячьи ушки», «ветки березы». Уточнили с детьми цветовую гамму, композиционное построение. Во время занятий мы нашли новый способ резания бумаги и условно назвали ее «скобка» (сгибать полоску по длине и резать по наклонной линии). В результате повысилось качество выполнения работ.
Наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Старшая группа.

 

«Осень».
Работу с детьми старшего возраста по ознакомлению с северным краем мы 
начали с непосредственного восприятия природы при помощи наблюдений,
целевых прогулок, экскурсий. Начали отмечать изменения в природе в  
календаре, а также    стали делать зарисовки в альбомах. Вели три альбома:
1.«Растительный мир нашего края».
2.«Погода на улице».
3.«Стихи и рисунки, пословицы и поговорки».
Особое место занимали экскурсии в окрестностях детского сада, где
нетронуты участки леса. Перед экскурсией сообщали детям цель (куда пойдут, что увидят). Например, на одной из экскурсий рассматривали ягоды черники и брусники, их созревание – это является очень благодатным материалом для наблюдений. Сравнивали кустики по размеру, форме, цвету листьев, окраске ягод. В конце экскурсии рассказали детям, что эти растения удивительные, красивые, ягоды их очень вкусные. А еще эти растения лекарственные. Ягоды черники улучшают зрение, отвар из листьев – полезен при болезни желудка. Ценность брусники: выпьет больной настой из листьев брусники и будет меньше кашлять, отвар ягод помогает при высокой температуре. Эти ягоды – пища для человека и животного. В альбоме «растительный мир нашего края» зарисовали кустики черники и брусники.
Находили много разных грибов, также в альбоме отметили, что сегодня нашли подберезовик, подосиновик, волнушки. Написали, кто их нашел. Отметили, что в лесу растет мох, зарисовать не смогли, приклеили картинку. Очень важно, чтобы ребенок воспринял эмоционально пейзаж северного края. Когда наблюдали за небом, обязательно отмечали его оттенки (сероватые, светло – голубые тучи). А как оживал лес из-за осенних красок нашей нежной северной природы. Обращали внимание на окраску листьев березы, осины, рябины и др. проводили дидактические игры: «Найди дерево по описанию», «От какой ветки детки?» в ходе наблюдений задавали вопросы: как изменились деревья, цветы, трава, кустарники? Что нового заметили? Что происходит с птицами? Как они поют? Какие у них голоса – звонкие как весной или нет? Какие птицы улетают? Сделали вывод: стало холодно, дни короче и т. д. в конце каждого месяца проводили беседу, в ходе которой уточняли представления детей об изменениях в неживой природе. Проводили рассматривание альбома, составляли последовательный рассказ пр рисункам об изменениях в природе. Очень важной задачей считали – воспитание бережного отношения к природе, отрицательное отношение к бессмысленному уничтожению живой природы.

«Зима».
Зимой продолжали вести альбомы, где отражали наблюдения, закрепляли знания об изменениях в природе.
Дети отмечали, что наступила полярная ночь. Обратили внимание, что птицы ютятся около людей. Ребята научились узнавать воробьев, синиц, ворон, сорок, снегирей. Постоянно птиц подкармливали. Для птиц страшнее голод, чем холод. Усвоили дети. Наблюдали за свойствами снега. Отметили, что свойства снега зависят от погоды. Зимнюю экскурсию провели после снегопада, для того, чтобы дети увидели, как изменились деревья и кустарники. Давали детям задания во время наблюдений, например, подобрать стихи, отражающие погоду
а) после снегопада («Белая береза», «Зимний лес», что шапкой…» С. Есенин);
б) после мороза («В декабре, в декабре все деревья в серебре» С. Я. Маршак).
Наблюдали как падает снег (хлопьями, мокрый, крупой). Обращали внимание на превращение мокрого снега в лед. Активизировали детей в высказывании своего мнения, мыслей во время наблюдений. Уточнили, что в нашем заполярном крае зима не холодная, т. к. недалеко Баренцево море, с теплым течениями. Зимой хозяйкой является полярная ночь, самые короткие дни в декабре, заметно день прибывает в середине января.

«Весна».
Отметили с детьми, что весна к нам приходит осторожно, как бы случайно, слегка раздвигает тучи, высветливает день, наполняет воздух солнечной желтизной, не стойким теплом. Очень красивы освещенные солнцем горы, только на севере бывают такие краски: то розовые, то сиреневые, то светло – голубые с желтизной. Все это говорит о приходе весны. На экскурсии в лес вспомнили вид леса зимой, отметили, какие произошли изменения: снег осел, корка снега темнеет, замет но прибавился день. В начале весны отметили, что были сильные морозы, снегопады, метели, туманы. Рассказали детям, что весна приходит на Кольскую землю с Севера. Весна начинает о себе говорить сначала на Баренцевом море.
Представляли детям возможность заметить и рассказать о весенних  изменениях около дома, на дворе, на участке, в парке. Обращали внимание на звонкое пение птиц. Рассказали, что возвращаются в родные края пеночка, свиристель, трясогузка, дрозд, гуси, утки.
А над озерами, лесами
Призывно стаи голгорят
И скажет вдруг старик саами:
«А гуси – то сюда летят!»
Летят в косых лучах рассвета
От южных золотых полей
Им и коротенькое лето
В родном краю всего милей.
(О. Воронова)
Сделали зарисовки леса, участка в разные периоды весны (набухание почек, первые листочки, первые цветы на проталинке).

Наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Подготовительная группа.

«Осень».
Работу по воспитанию любви и формированию и совершенствованию знаний продолжали проводить с детьми в подготовительной к школе группе. Здесь детям предоставляли больше самостоятельности. Во время целевых прогулок, наблюдений дети определяли и находили знакомые растения, травы, кустарники, находили лекарственные растения. В альбоме дети отмечали, как постепенно менялась окраска листьев, у каких первых деревьев поменялась (например, у березы сверху листья зеленые. Остальные желтые, затем все желтые, потом все опадают). После листопада запечатлили рябину, березу, иву. Отметили, с детьми, что у нас на севере наблюдается значительная облачность и влажность, часто идут дожди. Снег лег в октябре.

«Зима».
С детьми седьмого года жизни уточнили и совершенствовали все знания, которые получили в старшей группе. Закрепили знания о свойствах снега (укрывает землю и растения от мороза, снежный покров является источником влаги для растений весной). Снег бывает рыхлым, мягким, липким, твердым, наст. Подбирали стихи к определению явлений зимы. Заметили, что устойчивый снежный покров образовался в основном в конце октября. Отметили, что зимой часто были туманы. Зимой провели экскурсию по зимнему лесу на лыжах. Развивали восприятие, воображение детей, давали детям пофантазировать (на что похожи колючие снега, иней). Подбирали пословицы, поговорки, стихи («Туман», «Вьюга», «Воробей» и др.) . Все это способствовало углублению интереса к явлениям природы, развивало познавательность, любознательность и  умение размышлять.

«Весна».
Обратили с детьми внимание, что с каждым днем становится светлее, дали понятие, что приближается полярный день, солнце поднимается выше, светит дольше. Наблюдали, где быстрее тает снег – в тени или на солнце. Дети сами делали выводы. Какой снег тает быстрее (грязный или чистый)? Большое внимание уделили наблюдениям за растениями. Провели целевую прогулку по академическому скверу. После прогулки дети рассказывали что интересного они увидели. Наблюдали за цветением первого весеннего цветка – мать-и-мачехи (появились первые пушистые стебли с низко наклоненными головками, рядом есть кустики с распустившимися цветами, стебли вытянулись к солнцу). Отметили, что мать-и-мачеха цветет без листьев, затем дети отметили,  что листья появились, но начали отцветать цветы. Зарисовали весь процесс в альбоме. На экскурсиях, целевых прогулках во время наблюдений не забывали о сенсорном развитии: предлагали понюхать траву, цветы, почки, услышать, как отличаются голоса птиц зимой и весной, выучили стихотворение «весенние воды» Ф. Тютчева и О. Вороновой «Весна».
Весенний ветер, - как дыханье
Родной матери – земли
Гусей, летящих гоготанье
Над тундрой слышится вдали.
Над травами и мхами
Бушует талая вода.
Весна щедра отпускниками
Штурмующими поезда.
Наряду с этой работой знакомили детей с устным народным творчеством Севера. Совместно с родителями мы собрали небольшую библиотеку стихов, сказок. В многочисленных народных произведениях воспроизводится быт людей, их борьба с суровой северной природой, отражено имущественное неравенство в прошлые времена. Былинные герои наделялись чертами характера, свойственному саамов. Учили детей видеть своеобразие оформления сборников саамских сказок. Дети заметили, что в саамских сказках часто встречается олень Мяндаш – святой олень. Самобытно также и поэтическое устное народное творчество. Познакомили с творчеством первой саамской поэтессой Октябриной Вороновой. Пытались довести до сознания детей красоту стихов о родном северном крае, а также учили детей логически мыслить (почему она так знает природу тундры?). Учили детей слышать человеческую теплоту в ее стихах, воспитывали уважение к саамской культуре, воспитывали чувство радости за свой край, добро к людям.


По мере роста знаний о жизни саамов зимой на участке постепенно происходило превращение снежной поляны в «стойбище оленеводов». К строительству чума привлекались все дети. Обсудили, кто будет подвозить снег для постройки чума, а кто будет строить. В ролях «собак» дети подвозили снег на санках – нартах к месту, где строится чум, другие дети строили.
После чтения рассказа А. Ляпидевского «Про мальчика Ильянингена» - дети распределили роли в игре согласно сюжету рассказа: Саша К. захотел быть Ильянингеном, Милана П. и Никита Б. – родителями, некоторые дети вызвались изобразить собак, согревших мальчика в пургу. Игра длилась долго.    
Рассказ «Окся – труженица» тоже послужил основанием для зимних игр, которые формировали у детей глубокий интерес к нелегкому труду жителей Севера, к оленеводам – пастухам, ветеринарам, лечащих оленей, к летчикам, в тяжелых условиях спасающих охотников, попавших в беду. Образ Окси стал близким и вызвал у детей желание брать на себя роль Окси. Игра Окси с белым оленем стала групповой подвижной игрой. Часть детей «олени» - убегают, а другие догоняют. Дети сами вырабатывали правила игры.
После чтения отрывка про Северина группа мальчиков придумала игру «Спасение оленей от волков». Мальчики стали спасателями. Предложили подумать, как угостить оленеводов, которые спасли оленей от волков. Решили добраться до чума, где жила Окся, она и угостит их. Дети изъявили желание брать на себя роль врачей, зоотехников. Ребята принесли из дома «лекарства» (пустые баночки, коробочки), устроили аптеку, над чумом повесили вывеску «Здесь лечат оленей и оленят».
По желанию дети становились летчиками, снижающимися над стадом, чтобы увидеть мох и лишайники для оленей. Дети нарисовали листовки, чтобы сбросить их над стадом. Спасение оленей стало активной эмоциональной деятельностью детей. У детей усилилась потребность лучше работать, чтобы расчистить поле, где есть мхи, лишайники. Спасение оленей дети решили отпраздновать. В этот радостный день Окся и ее мама, подружки приготовили встречу оленеводам, напоили и накормили их.
Работа, о которой шла речь, оказала благоприятное влияние на развитие любознательности детей. Север всегда притягивал к себе людей своей суровой красотой. И от нас зависит, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать и развивать традиции живущих на этой земле народностей.

Просмотров: 468
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Зимнухова Татьяна Валентиновна. Игра – занятие в старшей группе «Что? Где? Когда?» «Весна – красна».
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Половинцева Елена Юрьевна. КОНСПЕКТ итогового интегрированного занятия по теме: «Зима» игра: «Что, где, когда»
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Пискарева Елена Аркадьевна.. КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Хамидова Фарида Феритсовна. Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Комиссина Оксана Владимировна. Конспект НОД (подготовительная группа) Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Полякова Марина Владимировна. Конспект игры-занятия по экологии в старшей группе «Что? Где? Когда?»
  • Ольга Суркина. Конспект НОД Воспитателя с детьми Средней возрастной группы Тема: «Зима. Что бывает зимой?»
  • Редактор. Новогодние стихи для детей - Дети спать пораньше лягут
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь