Евко Татьяна. Лекарственные растения в экологическом образовании дошкольников

Лекарственные растения в экологическом образовании дошкольниковЭкологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, умело пользоваться их лечебными свойствами. Поэтому, в нашем ДОУ для детей с нарушениями слуха ведется организованная работа по обогащению и использованию экологической тропинки, которая оснащена разнообразными эко-точками. Знакомство с эко-точками происходит во время экскурсий, тематических прогулок, мини-походов и проведения НОД как воспитателя, так и учителя-дефектолога.  Представляю примерные заятия по данному направлению.

Ознакомление с окружающим миром.

 

Конспекты НОД (подготовительная к школе группа).

Тема: Лекарственные растения –  кусты малины и смородины.


Занятие 1.
Цель:         Наблюдать за кустарниками в разное время года.
Изучать биологические особенности малины и смородины
(корень, ветки, листья, ягоды, гроздья).
Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать
за ними.
Воспитывать умение работать сообща, оказывать друг другу
помощь.
Выполнение предложенных педагогом правил поведения,
общения с растительным миром.
Эстетическое наслаждение красотой природы и  творческого
воплощения своих впечатлений в рисунках.
Активизировать словарь по данной теме, выполняя просьбы и
поручения.
Закреплять навык контроля над  произношением звуков как
собственной речи, так и сверстников. 
Называть и использовать в речи слова по теме  «Кусты малины и
смородины» устно и устно-дактильно.
Учить детей умению вести диалог с взрослым и сверстниками.
Развивать наблюдательность и познавательные интересы детей.
Словарь:  кусты,  куст,  малина,  смородина, корень,  листья,  ветки,  ягода,  
ягоды,  красная смородина,  черная смородина, малина красная;
будем играть,  отгадайте загадку, будем пить чай.

Оборудование: иллюстрация «Лето в саду», стенд с картинками и
табличками к ним по данной теме; игра «Угадай – ка»;
таблицы – загадки с использованием мнемотехники,
игрушка – пчела.

Ход занятия.

1.   Оргмомент.
а) Фонетическая ритмика.
б) Педагог здоровается с детьми.    Педагог задает детям
в) Что будем делать?                             вопросы за экраном (на слух).
2.   Знакомство детей с кустарниками малины и смородины.
-Сегодня мы с вами поговорим о кустарниках. Рядом стоит панно
с картинами и табличками.
-Это кустарники. Куст смородины и куст малины. Давайте посмотрим,
что у них общего. Есть корень, ветки, листья, ягоды.

-Аня, покажи, где корень? Что это?
-Это корень.   
-Хорошо.
-Саша, покажи, где листья? Что это?
-Это листья.
-Владик, покажи, где ягоды? Что это?
-Это ягоды.
-Какую форму имеют ягоды смородины?
-Круглую.
-Какого цвета ягоды малины?
-Красного.
-Какого цвета ягоды смородины?
- Правильно! Ягоды смородины бывают
красного и черного цвета.


3.  Дидактическая игра «Угадай по описанию».
Во время игры используются таблицы – загадки по описанию.
4.    Физминутка.
Будем играть. Дети проходят на ковер.
Игра на координацию речи с  движением 
«Мы весной кусты сажали».
Мы весной кусты сажали  -      дети имитируют посадку
кустов
А Семен лежал                  -      руки под голову
Каждый кустик поливали   -   дети имитируют полив
А Семен опять лежал        -     руки под голову
Вот мы ягоду едим      -           имитация «едим ягоду»
А Семену не дадим !   -            дети грозят указательным пальцем
правой  руки.
5.    Дидактическая  игра  «Определи по вкусу ягоды».
Рядом стоит вспомогательное панно с табличками.
-Будем отгадывать, какую ягоду вы съели, смородину или малину?!
Ребенок с закрытыми глазами ест ягоду и говорит
-Это смородина.  Ягода кислая, круглая, черная.
-Что ела Катя?
-Я ела смородину. Это ягода.
-Что ел Владик?
-Я ел малину. Это ягода.
Ягода сладкая, круглая, красная.
6.  «Отгадай загадки пчелки».
Посмотрите, кто к нам прилетел? 
Правильно, это пчела.  Пчелку зовут Майя. 
Она принесла загадки и хочет поиграть с вами.

Не  страшны  и грипп, ангина
Если рядом я …   (малина).

Две сестры
Летом  зелены,
К осени одна - краснеет.
Другая – чернеет.     (смородина)

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы, и медведи.      (малина)
7.    Игра на координацию речи с движением «Куст смородины».
Пчёлка Майя приглашает детей поиграть.
Куст смородины в саду.              Дети имитируют собирание ягод.
В лукошко ягод соберу.
Сварит бабушка варенье
Напечет для нас печенье            «стряпаем печенье»
Или ягодный пирог…
Я  бабулечке  помог.
Мне уже почти четыре               показываем пальцами цифру четыре
Пьем мы чай у бабы Иры.          «пьем чай»
8.    Итог.  
Кустарники смородина и  малина -  лекарственные растения. Они
помогают нам от простуды и ангины. Берем  листья смородины, 
малины и завариваем чай.  Этот чай очень вкусный и полезный.
Пчёлка Майя приглашает детей к столу отведать вкусный чай с мёдом.

Тема: Лекарственные растения –  подорожник, ромашка, крапива.

Занятие 2.

Цель:       Наблюдать за лекарственными растениями.
Изучать биологические особенности подорожника, ромашки,
крапивы ( корень, стебель, листья, лепесток).
Научить детей увидеть красоту и неповторимость каждого
растения.
Формировать чувство близости к природе и сопереживание всему
живому, желание помогать и заботиться.
Развивать умения рационально использовать лекарственные
растения для здорового образа жизни.
Активизировать словарь по данной теме, выполняя просьбы.
Закреплять навык контроля над произношением  звуков  как
собственной речи, так и речи товарищей.  
Учить детей умению вести диалог с взрослым и сверстниками.
Развивать наблюдательность и познавательные интересы детей.
Называть и использовать в речи слова по теме  «Лекарственные
растения» устно и устно-дактильно.
Словарь: лекарственные растения, подорожник, ромашка, крапива, корень,
стебель, лист, листья, лепесток, цветок;  у кого..,  дай(те),
я взял(а).

Оборудование: иллюстрация «Лето в лесу», стенд с картинками и
табличками к ним по данной теме; игра «Угадай – ка»;
таблицы – загадки с использованием мнемотехники;
игра «Собери ромашку», игрушка – пчела.
Ход занятия.
1.   Оргмомент.
а) Фонетическая ритмика.
б) Педагог здоровается с детьми.    Педагог задает детям
в) Что будем делать?                             вопросы за экраном (на слух).
2.    Знакомство детей с лекарственными растениями: подорожник,
ромашка, крапива.
Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях. Оформлено
панно с табличками и картинками (крапива, ромашка, подорожник).
- Это крапива. Это ромашка. Это подорожник. Это лекарственные
растения. Они полезные, помогают нам при болезнях.
-Аня, покажи, где крапива?
- Вот крапива.
- Какого цвета крапива?
-Крапива зеленая.
Крапива имеет стебель, листья, корень.
Она жжет.
-Влад, покажи, где листья?
-Вот листья. Это крапива.
-Саша, где корень?
- Вот корень и т.д.
-Крапива полезное лекарственное растение.
Крапиву добавляют в  шампунь, от этого волосы становятся
пушистыми и крепкими.
Крапиву добавляют еще в суп, салат. Рядом на панно стоят картинки
с изображением всего сказанного.
3.    Диалог.  Работа по таблицам «Дай  …»,  «Я взял(а) …».
- Татьяна Викторовна, дайте подорожник.
-Что ты взял?
-Я взял подорожник.
-Катя, возьми крапиву.
- Я взяла крапиву.    
- Влад, попроси у Кирилла ромашку. 
4.    Физминутка «Цветочки на полянке».
5.   Дидактическая игра  « У кого?».
У детей на столах лежат картинки с изображением лекарственных
растений.
Воспитатель спрашивает у детей:
« У кого подорожник?».
Ребенок отвечает:
«У меня подорожник».
Затем все дети хором говорят:
«У Владика подорожник».
На доске ребёнок составляет данное предложение. 
Работа продолжается, пока все дети не будут опрошены.
6.    Дидактическая игра «Собери ромашку».
Воспитатель предлагает детям пройти на ковер.  Рядом стоит
вспомогательное панно с табличками, картинками, схемой цветка.
Ромашка разделена на части: корень, стебель, лист, лепестки. Дети
должны собрать цветок - ромашку. На помощь ребятам прилетает
пчела. Пчела вместе с детьми еще раз повторяет части цветка. Затем
она предлагает взять ребенку:
-Что идет сначала? Корень. Верно.
-Аня, возьми корень, положи.
-Потом стебель. Кирилл, возьми стебель.
-Что ты взял?
-Я взял стебель. И так дальше.
Дети составляют ромашку.
Пчела: «Мы вместе сложили цветок. Это ромашка.
Ромашка – лекарственное растение. Ромашку добавляют в шампунь,
чтобы волосы легко расчесывались. Ромашку добавляют в чай
от простуды.  Пчела благодарит детей за игру  и улетает.

7.    Игра «Отгадай загадку». 
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.
Растет зеленый кустик,
Дотронешься - укусит.   
(крапива)

Белая корзинка
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.    
(ромашка)
У желтенького солнышка
Лучи не горячи,
У желтенького солнышка
Белые лучи.             
(ромашка)
Вдоль дорожек он растет.
Цветом маленьким цветет.
Кровь остановить им можно,
Что за травка?        
(подорожник)
Ребята, найдите у себя на столах картинку с изображением
подорожника.
-Где вы видели это лекарственное растение?
-У дороги, на поляне. Подорожник – полезное растение. Он поможет
остановить кровь, если поранились. Его заваривают в чай,
от  простуды.
8.    Практическая деятельность.
Берем вместе с детьми сухие лекарственные растения: ромашка,
подорожник, крапива, завариваем кипятком и пьем чай.
Все действия детей сопровождаются речью.
Это занятие можно разделить на две части.

 


Тема: Лекарственные растения. Пчела  Майя  в  гостях.
Занятие - развлечение 3.

Цель:      Наблюдение за лекарственными растениями: биологические
особенности (корень, стебель,  листья, ягоды, гроздья, цветки).
Сравнение разных лекарственных растений по внешнему виду,
способы размножения , связь с насекомыми.
Проведение исследований о взаимосвязи с окружающей средой.
Формирование чувство близости к природе и сопереживанию
всему живому, желание помогать и заботиться. 
Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать
за ними.
Развивать умения рационально использовать лекарственные
растения для здорового образа жизни.
Эстетическое наслаждение красотой природы и творческого
воплощения своих впечатлений в рисунках.
Активизировать словарь по данной теме, выполняя просьбы и
поручения.
Учить детей умению вести диалог с взрослым и сверстниками.
Совершенствовать навык глобального чтения.
Учить детей понимать вопросы и отвечать на них.
Словарь:  лекарственные растения, подорожник, ромашка, крапива,
малина, смородина, пчела Майя, будем играть.
Оборудование: иллюстрация «Лето в лесу», гербарий «Лекарственные
растения», стенд с картинками и
табличками к ним по данной теме; игра «Угадай – ка»;
таблицы – загадки с использованием мнемотехники;
игра «Собери ромашку», игрушка – пчела.
Предварительная работа:
Дидактические игры:   «Какого растения не стало?»,
«Как можно и как нельзя» (правила поведения на природе),
«Под каким кустом спрятался зайка?», мнемотехника,
«Возьми куст смородины и поставь» (далеко, близко, вверх,
вниз), «Определи на вкус»,
«Угадай по описанию», «Собери ромашку», «Куст смородины»
игра на координацию речи с движением).
Задания:   беседы «Где растут лекарственные растения», «Когда мы болеем,
чем можно лечиться», газета «Дерево благодарности», загадки,
посиделки «Самовар кипит - уходить не велит» (с родителями),

 

Ход занятия.
1.   Оргмомент.
а) Фонетическая ритмика.
б) Педагог здоровается с детьми.    Педагог задает детям
в) Что будем делать?                             вопросы за экраном (на слух).
2.   Дидактическая игра «Любимое растение пчёлки».
В гости приходит пчела Майя.
-Здравствуйте. Меня  зовут Майя. Я - пчела. Пчела знакомится
с детьми.
-Ребята, посмотрите, что я принесла. В корзинке лежат гербарии
лекарственных растений. Проводится игра «Любимое растение
пчелки». Каждый  ребенок достает из корзинки гербарий и называет
его. Рядом стоит вспомогательное панно с картинками и табличками.
3.    Подвижная игра «В лес идём мы за малиной».
Пчела Майя предлагает детям пройти на ковер и поиграть в игру
«В лес идем мы за малиной» (координация речи с движением).
В лес идем мы за малиной
Вот с такой большой корзиной?    Дети  приближаются к медведю,
имитируя сбор ягод.
Мы малины наберем,
И пирог мы испечем,                        Медведь просыпается
и потягивается.
Эй, детишки уходите!
Лучше вы меня не злите.
Я малины вам не дам-
Убегайте по домам.                           Медведь ловит детей.
4.    Дидактические игры «Угадай слово по букве».         
Пчела Майя: «Ребята, у меня для вас есть еще задание. Давайте вместе
его выполним».  Детям предлагаются карточки с первой буквой всех
знакомых лекарственных растений. Дети должны отгадать слово
и взять соответствующую картинку. Рядом стоит вспомогательное
панно с карточками лекарственных растений.
5.    Отгадайте  загадки.
-Какие вы молодцы! Все правильно сделали. А теперь посмотрим,
как умеете отгадывать загадки.
Ах, не трогайте меня
Обожгу и без огня.       
(крапива)

Не шмель, не пчела, а кусает.

(крапива)

Стоят сестрички -
Желтый глазок, белые реснички.
(ромашка)
Ягода черная, красная. Сладкая. 
(смородина)
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,   
Сорвешь листочек осторожно,
Кто нас лечит?
(подорожник)

Сладких ягод соберите.
Для варенья припасите,
От простуды, от ангины
С чем поможет чай?
(с малиной)
6.  Практическая деятельность детей.
После отгадывания загадок, Майя  предлагает детям зарисовать
лекарственные растения. А рисунки она отнесет своим
друзьям - пчелам.
Дети либо рисуют растения, либо раскрашивают.
7.     Итог.  Хоровод « Краски лета».
На прощание пчела Майя повторяет с детьми лекарственные растения
и проводит с детьми хоровод «Краски лета», с использованием
шапочек – масок лекарственных растений.

Просмотров: 573
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Сергеенко Елена Евгеньевна. Конспект НОД для детей 5 – 6 лет «Лекарственные растения»
  • Кузьмина Марина Олеговна. НОД по экологии 'Лекарственные растения'
  • Железцова Любовь Прокофьевна. Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема : Лекарственные растения.
  • Горбатова Светлана Владимировна. Презентация 'Лекарственные растения'
  • Тараненко Наталья Александровна, Скрягина Татьяна Данииловна. Конспект НОД «Лекарственные растения»
  • Шарафиева Альбина Миргазияновна. Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Лекарственные растения Башкортостана»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Гришкова Вера Васильевна. Конкурс педагогического мастерства «Педагог – это не профессия, педагог – это призвание…»
  • Миронова Надежда. Дидактическая игра «Что, где растет?»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Воробьева Ксения Михайловна. Дидактическая игра «Кто это?»
  • Селезнёва Светлана Олеговна. Дидактическая игра по физической культуре «Собери ромашку».
  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Половинцева Елена Юрьевна. КОНСПЕКТ итогового интегрированного занятия по теме: «Зима» игра: «Что, где, когда»
  • Копыл Ирина Викторовна. Дидактическая игра 'Когда это бывает?'
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Петухова Татьяна Леонидовна. ВСЕГО ДОРОЖЕ - ЭТО ДЕТИ!
  • Светлана Сафронова. Дидактическая игра «Угадай, кто где живет»
  • Анисимова Оксана Сергеевна. Мультимедийная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста 'ФРУКТЫ И ЯГОДЫ'
  • Зимнухова Татьяна Валентиновна. Игра – занятие в старшей группе «Что? Где? Когда?» «Весна – красна».
  • Атаманюк Светлана. Непосредственно-образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности. Занятие по лексической теме: «Комнатные растения»
  • Комиссина Оксана Владимировна. Конспект НОД (подготовительная группа) Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Харина Наталья Григорьевна. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ТЕМА: «Что, где, когда?»
  • Редактор. Оригами. Что это?
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?
  • Главный Редактор. Стихи Детям - Вот это да! - Ескен Елубаев



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь