Ус Валентина Александровна. Исследовательско – игровой проект для детей младшего возраста «В мире песка»

Исследовательско – игровой проект для детей младшего возраста «В мире песка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 комбинированного вида»

Автор проекта: воспитатель: Ус Валентина Александровна Ухта, 2014

Актуальность проекта:

В настоящее время актуальна проектная и экспериментальная деятельность детей млад-шего возраста. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проект-ная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так, Что очень важно для детей раннего возраста.

 

Скачать конспект

Для малышей игры с песком:

  1. Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.
  2. Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды. В данном проекте объектом изучения стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его поло-жили.

Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка.

Задачи:

  • Знакомить детей со свойствами песка;
  • Учить детей действиям с песком;
  • Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику;
  • Формировать устойчивые мотивы к активной совместной деятельности;
  • Повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей со свойствами песка;
  • Воспитывать аккуратность в обращении с песком.

Объект исследования: песок

Тип: краткосрочный, исследовательский.

Ресурсное обеспечение: Песок; Мелкие игрушки: фигурки людей и животных, машинки; Природный материал: камешки, ракушки, шишки; Различные пластмассовые емкости: баночки, ложечки, крышечки и т.д.; Различные песочные наборы (ведро с совочками и формочками); Салфетка для рук.

Участники: дети, воспитатели, родители.

Формы работы по проекту

Работа с детьми:

  • Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, стихи)
  • Проведение игр с песком
  • Проведение игровых занятий
  • Пополнение предметно — развивающей среды группы

Опытно – экспериментальная деятельность.

  • Работа с родителями:
  • Подбор художественной литературы;
  • Выполнение творческих заданий;
  • Совместная опытно – экспериментальная деятельность;

Консультации

Так как дети малы, значительное место в планировании заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направлял детей, удивлял, создавал атмосферу интри-ги и поиска решения задач.

Ожидаемые результаты: Сформировались умения осознанно выполнять действия с су-хим и влажным песком. При необходимости научились добавлять воду в сухой песок. Проявились умения детей элементарному контролю за способом действия. Владеют эле-ментарными навыками исследовательской деятельности.

Владеют действиями с предметами, разнообразными способами использования предметов Воспитались интересы к результату и чувства удовлетворения от собственной деятель-ности.

I ЭТАП — Подготовительный

Мотивация: Гуляя с детьми на прогулке и видя как дети играют с формочками и лопат-ками, лепят из снега пирожки, снеговика и различные фигурки (Приложение 16). Воспи-татель стоя рядом говорит: Вот было – бы здорово если сейчас зимой у нас был бы песок. (Дети: Да, здорово). А вы бы хотели в это время года лепить из песка, когда вокруг так много снега. (Дети: Да). Воспитатель: Я, подумаю что можно сделать и как нам найти пе-сок зимой. Вечером воспитатель показывает детям письмо (напоминает о дневной прогулке) и говорит, что оно от песочного человека и что он узнал о нашей проблеме и согласился нам помочь. Песочный человек пришлёт нам завтра мини – песочницу (ящик с песком), где мы с вами будем играть в игры с песком и лепить разные формы.

  • Создание условий необходимых для реализации проекта.
  • Определение целей и задач;
  • Создание условий для самостоятельной деятельности.
  • Составление плана работы по реализации проекта.
  • Подбор стихотворений для каждого ребенка.
  • Разучивание стихов.
  • Создание альбома «В мире песка».
  • Создание СD диска с песнями к проекту
  • Консультация для родителей «Играем с водой и песком».
  • Объявление для родителей о начале проекта (Приложение 1).

II ЭТАП — Основной

реализация основных видов деятельности.

Дни недели Совместная деятельность Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями

В режиме дня НОД

пятница

  • пятница Утро: беседа «Песочек» Цель: познакомить детей со свойст-вами песка. (Приложение 2)

Пальчиковая игра: «Здравствуй, пальчик, выходи».

Прогулка: Подвижная игра «Песчинки». Цель: учить осоз-нанно действовать в соответствии с текстом игры.

Вечер: Знакомство с правилами игры с песком

(Приложение 3) Наблюдение за свойствами пес-ка (сухой и влажный). Цель: знакомство со свойствами песка (сухой сыплется, влажный – сохраняет форму). Поливка песка из леечек.

Рыхление лопаткой. Цель: освоение спосо-бов обращения с ле-ечкой и лопаткой. Консультации для ро-дителей: «Играем с песком», «Как органи-зовать поисково – по-знавательную дея-тельность детей» (Приложение4)

понедельник Утро: «В гости к песочной фее» Цель: Воспитывать добро-желательную творческую атмосферу, Способствовать разви-тию сопереживания, желание помочь персонажу, расширять словарный запас детей. (Приложение 5).

Прогулка: «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» Цель: дать представление о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы.

Вечер: подгрупповая

игра: «Волшебные секреты» Цель: учить детей отвечать на вопросы воспитателя.

Развивать тактильные ощущения от соприкосновения с сухим и мокрым песком.

Воспитывать у детей интерес к разыгрыванию игровой ситуа-ции. (Приложение 6). Проведение опытов с песком. (Полить сухой песок водой). Пересыпание сухого песка из бутылочки. Цель: формирова-ние бытового навыка: пересы-пание сыпучих веществ из ём-кости в ёмкость.

(Приложение 7). Игра- Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установле-ние закономерностей

Предложить вечером родителям рассказать детям о песке. По возможности показать картинки. Цель: по-мочь детям в практи-ческом освоении зна-ний свойств песка.

вторник Утро: Демонстрация коллекции игрушек

«Сказочные герои»

Цель: познакомить детей с коллекцией игрушек для игр и за-нятий в песочнице.

Развитие тактильного восприятия и зрительной памяти.

Развитие и расширение представлений ребенка об окружаю-щем его мире живой и неживой природы.

Создать радостное настроение.

Прогулка: Обратить внимание детей на одежду. Рассмотреть предметы и части одежды. Подвижная игра: «Раз, два, три, лови». Цель: развитие ловкости, укрепление дыхательной системы.

Вечер: Игра

«Мы ходили в огород».

Цель: Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи. Развивать тактильно – кинестетическую чувст-вительность. (Приложение 9). Проблемная ситуация: «Помо-жем кукле Антошке. Ему попал песок в лицо». Цель: формиро-вание представлений о нежела-тельном попадании песка в гла-за человеку. (Приложение 8) Игры в группе с фор-мочками и лопатками с подгруппой детей. Цель: Закрепление представлений о свой-ствах песка. Строительство песоч-ного города совместно с родителями. Цель: создание благоприят-ных условий для со-вместной деятельно-сти детей и родите-лей; закрепление на-выков строительства песочных построек

Среда Утро: Чтение сказки «Маша и Медведь» Цель: познакомить с русской народной сказкой, учить рассматривать рисунки-иллюстрации, сопереживать героине сказки Маше, прививать интерес к драматизации.

Прогулка: Наблюдение, как старшие дети убирают с участка снег. Цель: приучать детей к труду. Подвижная игра «Медве-жата».

Вечер: Игры с песком для мальчиков «Весёлые тачки» Цель: сохранение игровых традиций, создание праздничного на-строения. (Приложение 10). Проблемная ситуация: «Маша и медведь». Цель: развивать у детей сенсорные способности: память, внимание, воображе-ние, мелкую моторику, комму-никативные способности.

(Приложение 11) Игры с постройками и животными на песке в группе. «Построить домик для медведя». Цель: привлечь вни-мание к новым иг-рушкам, вызвать чув-ство радости за миш-ку, желание узнать что-то новое.

Четверг

Утро: Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик». Цель: вы-звать эмоциональный отклик от знакомого произведения.

Прогулка: Наблюдение за транспортом. Грузовой автомо-биль. Цель: учить отличать грузовые машины от других. Дать понятие, что у грузовых машин есть кузов, в котором можно перевозить песок, игрушки.

Подвижная игра «Машина» Цель: закрепить знание о том, что машины едут.

Вечер: Рисуем на песке волны и дорожки. Цель: активизиро-вать речь и обогащать словарь детей. Закреплять культурно – гигиенические навыки. Рисование песком «Грузовик. Песок везём на стройку» Цель:

расширять кругозор детей, по-знавать окружающий мир, вос-питывать трудолюбие. Позна-комить с новой техникой рисо-вания: песком.

(Приложение 12). Опытно – экспери-ментальная работа. Опыт «Сыпучий пе-сок».

Цель: Знакомить де-тей со свойствами песка. Способствовать расширению знаний детей о свойствах су-хого и мокрого песка.

Пятница

Утро: Беседа «Моя бабушка». Цель: воспитание уважения к старшим членам семьи. Чтение произведения

«Бабушкины руки» Л Квитко. (Приложение 13).

Прогулка: Наблюдение за солнцем. Солнышко стало более теплым, ярким. Игра: «Ладушки – оладушки». Цель: учить детей по разному хлопать в ладоши, вести счёт: «раз, два».

Вечер:

Игра-упражнение

«Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об ок-ружающем его мире живой и неживой природы, о рукотвор-ном мире человека. Игра – занятие (Итоговое)

«В гостях у бабушки Арины».

Цель: Создать и поддерживать у детей положительный эмо-циональный настрой в течение всего занятия. Закрепить зна-ния детей о свойствах сухого и мокрого песка: сухой песок сы-пется, а мокрый песок не сы-пется, а прилипает к рукам. За-креплять у детей знания узна-вать по внешнему виду сухой и мокрый песок: сухой песок светлый, а мокрый песок тем-ный.

Привлекать детей к разыгры-ванию игровой ситуации.

(Приложение 14). Опытно – экспери-ментальная работа. Опыт «Шарики – кап-ли». Цель: Знакомить детей со свойствами песка. Способствовать расширению знаний детей о свойствах су-хого и мокрого песка.

III ЭТАП – заключительный

  1. Итоговое игровое занятие — развлечение «В гостях у бабушки Арины»
  2. Создание предметно – развивающей среды
  3. Выставка рисунков «Я рисую песком» (Приложение 15)
  4. Презентация проекта на итоговом родительском собрании «В мире песка»

Приложение 1

Уважаемые родители!

У нас в группе проходит исследовательский ПРОЕКТ «В МИРЕ ПЕСКА»

Цель: Формирование умения экспериментировать через знакомство со свойствами песка, развивать мелкую моторику рук и обогащать словарный запас детей раннего возраста.

Задачи:

  1. Знакомить детей со свойствами песка (сухой- влажный, сыпется- лепится).
  2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.
  3. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.

Актуальность:

В настоящее время актуальна проектная и экспериментальная деятельность детей младшего возраста. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пус-тыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так, Что очень важно для детей раннего возраста.

Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Давайте вместе

подарим детям праздник!!!

Приложение 2

Беседа «Сухой песок»

Воспитатель: Дети, подойдите ко мне. Сейчас я вам покажу что-то интересное.

(Воспитатель подводит детей к столу, где расположены емкости с сухим песком).

(Дети работают стоя у столов).

  • Посмотрите, что это такое? (песок)
  • Скажите, какого цвета песок? (коричневый)
  • Потрогайте песок и скажите, какой он: сухой или мокрый?
  • Алиса, какой песок?
  • Артём, и ты скажи, какой песок?
  • Посмотрите дети, сухой песок сыплется. (Воспитатель показывает детям). Значит, песок какой? (Сыпучий), Маша, какой песок? (Сыпучий).

Да, дети, он сыпучий, он сыплется.

Экспериментальная деятельность детей с сухим песком.

Воспитатель: А можно ли из него сделать куличики? Давайте попробуем. Возьмите формочку и аккуратно насыпьте в нее песок. Все насыпали? А теперь осторожно переверните формочку на подставку. Диана, получился у тебя куличик?

Дети, получились у вас куличики? Почему же не получились куличики? Кто знает?

Ответы детей: Песок сухой, он сыпучий.

Воспитатель: Правильно, из сухого песка куличики не получаются. Посмотрите, а что это лежит у меня в тазике? (мокрый песок).

Экспериментальная деятельность с мокрым песком.

Воспитатель: Потрогайте его и скажите — сухой он или мокрый? Правильно этот песок сырой, мокрый. Он холодный.

Артём, кокой же это песок? Аня мокрый песок какой? Теплый или холодный? (Пусть ребенок еще раз его потрогает). Как думаете, можно ли из него лепить, можно ли делать куличики?

Давайте попробуем. Возьмите формочку и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком на подставку. Постучите по донышку еще раз совочком. Вот сколько куличиков мы с вами налепили. Мы молодцы. А теперь возьмите салфетки и вытрите руки. Приглашаю вас на игру.

Подвижная физкульт минутка «Песчинки».

Вокруг себя повернитесь и в песочек превратитесь. Вот как много у нас песка. Каждый из вас песчинка. Весь песок сухой. Он сыпучий. Вдруг подул сильный ветер. (Воспитатель дует на детей). Все песчинки поднялись кверху и закружились, полетели. Ветер притих, и песок вверх. Полетели песчинки, закружились. Посмотрела в окно хозяйка и думает: что-то пыльно на улице, песок летит в лицо. Взяла она лейку с водой, да и стала песок поливать. Поливает она песок водой. Песчинки намокают и опускаются на землю. Мокрый песок не сыпучий. Из него можно лепить. Возьмитесь все за руки. Вот какой большой каравай слепила из мокрого песка хозяйка.

Игра «Каравай».

Воспитатель: Давайте поиграем в каравай. (Игра проводится 1 раз).

Приложение 3

Знакомство с правилами игры с песком

Целесообразно познакомить детей с правилами поведения во время игр: стараться не высыпать песок из песочницы: (воду стараться не выливать); «Принцесса песочного мира» загрустила, потому что её подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Она просит вас:

  • Береги малыш песчинки –не выбрасывай их из песочницы, если случайно песок вы-сыпался – покажи взрослому, он поможет вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать, подбрасывать песок.
  • Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются в других детей. Нель-зя брать песок в рот.
  • «Принцесса песочного мира» очень любит, когда у детей чистые руки и носики. По-этому после игры с песком или водой – вымойте руки и покажите чистые ладошки зеркалу.

Завершая игры в песочнице, дети разбирают свои постройки, складывают игруш-ки по местам, разравнивают песок, кладут ладошки на поверхность песка и произносят слова благодарности:

В ладошки наши посмотри
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок
Ты всем нам подрасти помог!

Приложение 4

Консультация для родителей «Игры с песком»,

«Как организовать поисково – познавательную деятельность детей».

Игры с песком положительно влияют на развитие психики ребенка, установление психо-логического комфорта, особенно если в них принимают участие и взрослые. Итак, что же дают ребенку игры с песком?

  1. Стабилизируется эмоциональное состояние;
  2. Идёт развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, что стимулирует раз-витие центра речи в головном мозге и формирование внимания и памяти;
  3. С развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислу-шиваться к своим ощущениям и рассказывать о них.

ЧТО НАДО ДЛЯ ИГР С ПЕСКОМ. Водонепроницаемый деревянный ящик 50х70х8 см.

Чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Кувшин, в который наливают воду для того, чтобы можно было смочить песок. Песок должен заполнять ящик на треть. ОТПЕЧАТКИ РУК.

Разровняйте поверхность песка и вместе с ребенком по очереди оставляйте отпечатки кистей рук — внутренней и внешней стороны. Чтобы отпечаток получился более четким, необходимо, слегка вдавив руку в песок, немного задержать ее в нем. При этом нужно прислушаться к ощущениям. А потом поговорить о них.

Поскольку малышу будет трудно сделать это первому, начните сами: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, то ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?»

После того как ребенок расскажет о своих ощущениях, надо попросить его перевернуть руку ладонью вверх. Сделайте то же самое и скажите: «Я перевернула руку, и мои ощу-щения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?» Затем можно выполнить такие упражнения:

поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые дви-жения (как машинки, змейки и т.д.); выполнить те же движения, поставив ладонь на реб-ро, — и проложить «трассы»; пройтись ладошками по ним, оставляя на них свои следы; создать на песке отпечатки ладоней, кулачков. костяшками пальцев и попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, травкой, дере-вом, ёжиком и т.д.).

Приложение 5

Игра — занятия: «В гостях у Песочной феи»

Цель: Воспитывать доброжелательную творческую атмосферу, Способствовать развитию сопереживания, желание помочь персонажу, расширять словарный запас детей.

Материал: Песочница, в ней песок (сухой и влажный), кукла – песочная фея, магнитофон.

Ход:

Звучит спокойная, тихая музыка. Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает Песочная фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомиться. Воспитатель: А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ней? Дети. Да!

Воспитатель: Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова. Может быть, кто то из вас знает волшебные слова из сказок. Дети. (Ответы).

Воспитатель: Я сейчас скажу вам заклинание, а вы постарайтесь его запомнить:

Песочная фея нам помоги,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем Раз, два, три,

Сердце своё для добра распахни. (звучит музыка).

Воспитатель: Вот мы и очутились в сказочной стране. Педагог берет куклу — Песочную

фею и говорит: Ребята, посмотрите фея очень грустная… Давайте я спрошу у феи, что случилось? Воспитатель делает вид, будто фея говорит ему что-то на ухо, при этом меняет своё выражение лица: удивлённое, озадаченное…

Воспитатель: Фея рассказала мне, что у неё был замок в песочной стране с зелеными ле-сам красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами. Но однажды злой

волшебник уничтожил все в песочной стране. И стала песочная страна безжизненной.

Воспитатель: Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь фее вернуть ее замок?...

Дети: Да! Воспитатель: Спасибо, что вы согласились помочь фее. Ребята, нам с вами предстоит все создавать сначала. Посмотрите на песок, он какой? Дети: Сухой. Воспитатель: А из такого песка можно что – ни будь построить? Дети: Нет! Воспитатель: Значит надо взять леечки и полить песок. (Дети по желанию поливают песок).

Строим замок с детьми.

Воспитатель:

Теперь нужно, чтобы страна стала такой же радостной и счастливой, какой и была раньше (звучит фонограмма песни Н.Королевой «Маленькая страна». Педагог протягивает различные игрушки, мелкий конструктор. Дети расставляют предметы на песке.

Воспитатель: Песочная страна ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники!

По окончании занятия воспитатель предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья.

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами познакомились с волшебной страной, помогли пе-сочной фее! Повторили, какой бывает песок, чем отличается сухой песок от влажного. Мы с вами сегодня совершили много хороших поступков. У меня радостное настроение, я рада помочь Песочной фее. А какое у вас настроение и что нового узнали вы?

(Ответы детей).

Приложение 6

Игра на песке «Волшебные секреты»

Цель: Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полными ответами.

Развивать тактильные ощущения от соприкосновения с сухим и мокрым песком.

Воспитывать у детей интерес к разыгрыванию игровой ситуации.

Материал: Мини – песочница, камешки, шишки, искусственные листья, фантики, мелкие формы.

Ход: Воспитатель начинает подбирать «секретики», зарывая их в песок и отыскивать, комментируя свои действия. «Вот какой красивый, блестящий камушек! Нравится? Поло-жу в эту ямку и зарою. Ой! Где же мой «секретик»? Помоги мне его найти!» Воспитатель напоминает правила игры с мини – песочницей.

(Дети играют рядом с воспитателем и комментируют свои действия).

В конце игры воспитатель хвалит детей. Говорит, что все справились с заданием. Напоминает, что после игр с песком моем ручки.

Приложение 7

Опытно – экспериментальная деятельность.

Проведение опытов с песком. (Полить сухой песок водой). Пересыпание сухого песка из бутылочки.

Цель: формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из ёмкости в ём-кость.

Задачи:

  1. Учить детей набирать песок, наполнять форму.
  2. Развивать общую и мелкую моторику.
  3. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.

Вывод: Сухой песок сыплется, мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму.

Приложение 8

Занятие — ситуация:

«Поможем Антошке. Ему попал песок в лицо!»

Цель: формирование представлений о нежелательном попадании песка в глаза человеку.

Материал: мини — песочница, в ней песок (сухой и влажный), кукла Антошка, мелкие

игрушки для игр.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг песочницы. Ребята, сегодня к нам в гости придёт мальчик, которого зовут Антошка, чтобы рассказать интересные истории и сказки. Он очень веселый и знает много игр. Но раскрывать свои секреты он сможет только тем, кто готов соблюдать наши правила в песочнице.

Дети: Как его увидеть? Как? Где он? Воспитатель: Для этого нам необходимо позвать

его. Зовём, заходит в группу мальчик Антошка. Здоровается с детьми. Рассказывает исто-рию о том как он играл с детьми в песочнице и ему попали песком в глаза.

(Звучит спокойна музыка).

Антошка читает стихотворение:

Вы готовы мне внимать?
Значит, можно начинать?
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране —

Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!

(Несколько раз дети повторяют за Антош

кой, начиная со слов «Здесь нельзя

кусаться, драться..») Воспитатель: Ребята, а сейчас Антошка нам предлагает сыграть в игру «Песочный круг».

Правила игры просты: вы можете нарисовать любыми способами круг и украсить его раз-личными предметами: камешками, семенами, ракушками, игрушками и т.д.

После этого вам нужно дать название своему песочному кругу, рассказать о нем.

Дети прощаются с Антошкой!

По окончании работы воспитатель напоминает детям вымыть руки и сесть на стульчики.

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами познакомились с мальчиком по имени Антошка.

Узнали, его историю и о том как правильно вести себя с песком. Закрепили чем отличает-ся сухой песок от влажного. У меня сейчас хорошее настроение и много впечатлений: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей).

Приложение 9

Игра-занятие "Мы ходили в огород”

Цель: Уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас за счет слов: "овощи”, "огород”, "грядки”, "твердая”, "круглая”, "продолговатая”. Научить узна-вать и показывать овощи по описанию, на ощупь и на картинке. Способствовать воспита-нию интонационной выразительности речи. Выкладывать любые формы из сырого песка с помощью формочек и совка.

Материал: Дед (кукла) из сказки, маски персонажей сказки "Репка”, муляжи-овощи (лук, репка, свекла, огурец, помидор, морковь), корзина, формочки, совки по количеству детей.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель читает сказку репка.

Дети отвечают на вопросы:

Как сказка называется? Дети вспомним, кто помогал деду репку тащить (Жучка, внучка, бабка …). Воспитатель предлагает рассказать и показать детям сказку. Дети образуют круг, распределяют роли (надевают маски).

Воспитатель:

Ах ты, репка крепкая, не играй ты в прятки.
Вылезай ты, репка, из родимой грядки.
Дед тянет репку.
Вос-ль: Дед позвал бабку на помощь

Дед: Бабка, иди, помоги!
Бабка: Иду, иду!
Вос-ль: Тянут, потянут, вытянуть не могут
Бабка: Внучка, иди, помоги!

Внучка: Бегу, бегу! Жучка, выходи, помоги! И т.д.

Воспитатель хвалит детей: Молодцы, ребятишки, хорошо сказку знаете. И предлагает по-играть с песком в игру «Найди овощи»

Посмотрите какой у нас огород. Сколько много овощей здесь растет.

Давайте посмотрим, что на этой грядке растет? Помоги мне вытянуть овощ, Маша. Как он называется? Сколько много корзинок! В какую корзинку мне овощ положить, не знаю. Помоги мне, Рома, сорви огурчик. Положи в корзинку. А на этой грядке, что растет? Пра-вильно – помидоры. Куда положим помидор? А теперь давайте соберем все овощи и положим в корзину.

Воспитатель:

Как много мы собрали овощей. А теперь назовем их. Молодцы ребята, хорошо потруди-лись. А сейчас я буду загадывать загадки про овощи, а вы – отгадывайте.

Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая (морковь)

Ваня, покажи, где у нас морковка. Какая она расскажи, Аня

А меня вот все боятся
От меня глаза слезятся
Заставлю плакать всех вокруг
Хотя я не драчун, а … (лук)

Круглая, да не лупа,
С хвостиком, да не мышь
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко, что это… (репка)

Дети отгадывают загадки, называют цвет, форму, величину, обследуют на твердость.

Итог: В конце занятия, дети моют руки и садятся на стульчики. Воспитатель хвалит детей и играет в игру «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»

Приложение 10

Игры с песком «Весёлые тачки»

Цель: Закрепить знания о том, что машины едут по дороге, сохранение игровых традиций, создание праздничного настроения.

Задачи:

Развивать фантазию, творческие способности.

Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.

Приучать называть основные цвета. Развивать мелкую моторику рук.

Ход игры:

Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Можно на трассе поставить флажки (палочки), которые во время гонки по

стараться не сбить.

Перед игрой воспитатель с детьми повторяет правила игры с песком.

После игр с песком воспитатель напоминает детям помыть руки.

Приложение 11

Игра – занятие «Маша и Медведь»

Цель: Развивать у детей память, внимание, воображение, мелкую моторику; формировать дифференцированное восприятие качества предметов.

Материал:

Аудио-проигрыватель, СD диск со сказкой «Маша и медведь» в исполнении Юрия Яков-лева, фигурки для игр с песком, мини-песочница, большой плюшевый медведь, иллюстрации к сказке.

Ход занятия:

Перед детьми картинка с изображением медведя. За плечами у медведя короб, из которого выглядывает Маша.

В-ль — Дети, посмотрите:
Сидит в коробе девочка
У мишки за спиной,
Он сам того не ведая,

Несет ее домой.
Провела медведя Маша,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас какая сказка,

Это — "Маша и медведь".

Ребятки, вы хотите послушать эту сказку? Садитесь поудобнее, слушайте внимательно.

(В-ль включает проигрыватель).

В-ль — Дети, понравилась вам сказка? (Понравилась).

Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и вносит игрушечного медведя.

В-ль- Ребятки, к нам в гости пришел Мишка. Мишка — Здравствуйте, дети! (Дети здоро-ваются с Мишкой). Мишка — Я к вам очень торопился, и прошу вас помочь. От меня убе-жала Маша и теперь я не могу её найти. Воспитатель: поможем Мишке (Дети: Да!). У ме-ня есть волшебный клубочек и он покажет нам дорогу к Маше. Воспитатель катит клубо-чек по полу, произнося слова, дети идут за ней.

Ты катись, катись, клубочек,

Мимо стульчиков, игрушек, к Маше нас веди скорей. Воспитатель: Вот мы и пришли. (подходим к столу на котором стоит мини-песочница). Воспитатель: Ребята, поздоровай-тесь с Машей. (Дети здороваются, воспитатель отвечает за куклу). Маша кашу варит мед-ведю, убирает в доме. (Воспитатель незаметно убирает медведя и говорит, что медведь ушёл гулять по лесу). Маша такая рукодельница, всё умеет делать. А вы хотите всему научиться? Дети: Да! Воспитатель: Маша переделала много работы, устала, пусть она от-дохнёт, а мы с вами будем Маше помогать по дому хлопотать и спечём пирожки для Мишки. (Дети в мине – песочнице лепят пирожки, играют с фигурками, строят домики и помогают Маше).

Воспитатель: Что-то медведя долго из леса нет? Давайте позовём его, он услышит и придёт. Пойду его встречу. (достаёт медведя).

Итог:

Медведь: Ребята, что вы здесь делали? (Ответы: лепили пирожки, строили домики и помогали Маше по хозяйству). Маша: Ребята, вы всему научились. Дети: Да! Медведь предлагает детям поиграть с ним в игру «У Медведя во бору» (проводится 2 раза). Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с Машей и Медведем. (Дети прощаются). Воспитатель напоминает детям, что нужно убрать игрушки на место и вымыть руки.

Приложение 12

Рисуем песком!

Игра – ситуация «Самосвал везёт песок на стройку»

Цель: расширять кругозор детей, познавать окружающий мир, воспитывать трудолюбие. Познакомить с новой техникой рисования: песком.

Материал:

Песок, клей ПВА, листы бумаги с контурами грузовика, салфетки. Для игр: грузовая ма-шинка, строительный материал.

Ход игры – ситуации:

Воспитатель приносит самосвал и говорит играющим рядом детям: «В нашем гараже поя-вилась новая машина. Это самосвал. Мне нравится эта машина, а вам? У нее большой ку-зов, она похожа на грузовую машину. Кузов может двигаться: подниматься и опускаться. Это мне пригодится, чтобы возить всякие грузы. Не надо руками разгружать: поднял ку-зов – и готово».

Раздается телефонный звонок; воспитатель берет трубку и говорит по телефону.

Воспитатель. Что вы говорите? Надо везти песок? Хорошо, везу. (Ребятам.) Мне пора на работу. Позвонили со стройки, им требуется песок. Мне нужны помощники. Саша, Лёша, помогите насыпать песок в кузов. (Дети берут лопатки и насыпают песок.) Достаточно, пора ехать. (Везет машину к «стройке».)

Приехали. Самосвал может сам разгрузиться. Поворачиваю рычажок, кузов поднимается. Песок выгружен. Можно ехать дальше. Каждому водителю хочется поездить на такой машине.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и каждому на своём грузовике отвести песок на стройку, объясняет ход рисования, правила работы с песком.

После окончания рисования дети убирают рабочее место и моют руки.

Затем воспитатель предлагает детям поиграть со строительным материалом и машинами.

Приложение13

Позновательная беседа «Моя бабушка»

Цель: Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окруже-нии.

Задачи:

Расширить представление у детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить

понятия «семья», «родственники»;

Сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.

Развивать диалогическую речь, умение развернуто отвечать на вопросы. Активизация

словаря: семья, имя, отчество, сердечное, родственники.

Воспитывать чувство семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее со

ставе, взаимоотношениях и домашнем уюте);

Материал: Картинки о семье.

Чтение стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки».

Ход беседы:

Ребята, сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. И начина-

лась она так: "Жил- был мальчик, который был один- одинешенек на свете. И никого у не

го-то не было… Ну, тогда мы изменим сказку, и у нашего героя появятся замечательная бабушка.

Как, ребята, мы назовем одним словом родных людей, которые живут вместе? (Семья).

Давайте, ребята, сегодня поговорим о семье, о родных людях. Что же такое семья!

(Ответы детей).

А разве так бывает, что у человека совсем никого нет? Как вы считаете? (Нет).

- Семья — это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает "одна большая семья". Родственники — это люди, родные друг другу: мамы, папы, бабушки и дедушки.

Зачем человеку семья? Чтобы любили, жалели, хвалили, учили, как жить. Как должны относиться люди друг к другу в семье? Дружить, любить, ухаживать, защищать.

Какие вы, ребята, молодцы, все знаете про семью и родственников

Как вы думаете, какие бывают семьи? (Ответы).

Семьи бывают маленькие и большие, счастливые и веселые, дружные и гостеприимные,

трудолюбивые и жизнерадостные.

Расскажите о своей бабушке: какая она у вас? Сколько человек в вашей семье? Как её

зовут? Чем занимается бабушка? Любит ли бабушка печь оладушки? Угощает вас чаем,

оладушками? (ответы детей по желанию), (использование семейного фото).

Воспитатель читает стихотворение «Бабушкины руки»

Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
Латают, вяжут, метят,
Все что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так.

Проворные — смотрите,
Готовы день-деньской
Они плясать в корыте,
Шнырять по кладовой.

Настанет вечер — тени
Сплетают на стене
И сказки-сновиденья
Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят –
И тут замолкнут вдруг.
Умней их нет на свете
И нет добрее рук.

Итог:

Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (дети встают в круг, воспита-тель берет мяч.) Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и от-ветьте на мой вопрос, когда закончите, вернете мяч.

Что такое семья? Кто такие родственники? Как другими словами можно назвать бабушку?

Какая бабушка? Что любит делать? Как вы помогаете своей бабушке?

Ребята, пожелайте своей семье что- ни будь сердечное. (Я люблю свою семью, потому

что она …

Приложение 14

Игра – занятие «В гостях у бабушки Арины»

(Итоговое)

Цель:

Создать и поддерживать у детей положительный эмоциональный настрой в течение всего занятия. Закрепить знания детей о свойствах сухого и мокрого песка: сухой песок сыпется, а мокрый песок не сыпется, а прилипает к рукам. Закреплять у детей знания узнавать по внешнему виду сухой и мокрый песок: сухой песок светлый, а мокрый песок темный.

Закреплять выполнять игровые действия с сухим и мокрым песком.

Привлекать детей к разыгрыванию игровой ситуации.

Материал:

Песочница с чистым сухим песком, бабушка (кукла), фигурки, домик из кирпичиков.

Атрибуты для игры: лейка с водой, камешки, тазик с водой и салфетки для мытья рук.

Ход занятия:

Дети сидят в группе, заходит бабушка (кукла). Здоровается!

Вот и детки пришли,

Здравствуйте? Мои малыши.

Бабушка показывает им свой дом и песочницу. Детям предлагается потрогать песок и сказать, сухой он или мокрый, сыпется он или прилипает к рукам.

(песок сухой).

Воспитатель обращает внимание на бабушку и говорит что, бабушка загрустила и надо ей помочь. Дети спрашивают, что случилось? Бабушка говорит, что у неё не получаются оладушки, которые она хотела напечь для них.

Воспитатель спрашивает детей как помочь бабушке и что надо нам сделать, чтобы испечь оладушки? (Ответы детей).

Правильно нам надо намочить песок, чтобы он стал мокрым. (Диана и Богдан поливают песок через лейки). Вот теперь (говорит бабушка) испеку для вас оладушки.

Чтение потешки:

Ладушки, Ладушки. Пекла бабушка оладушки. Маслом поливала. Деток угощала: Маше дала, Ване дала,

Ане дала, Артёму дала.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

И вы помогайте бабушке, все вместе напечём. Вот помощники какие!

Дети, пекут оладушки. Бабушка Арина спрашивает детей:

Что пекла бабушка? (Оладушки)
На чём пекла оладушки? (На песке)
Чем поливала оладушки? (Маслом)
Кому давала бабушка оладушки? (Деткам)

Хороши ли оладушки? (Хороши оладушки у нашей бабушки). Индивидуальные ответы детей на каждый вопрос.

Повторное чтение с договариванием детей

потешки (Потешка выше по тексту).

Дети заканчивают лепить с песком, идут мыть руки. Садятся на стульчики.

Воспитатель подводит итог: Говорит, что ребята молодцы, хорошо сегодня играли, спрашивает, как играли, что делали? (пекли оладушки; строили из камушек дорожку для бабушки; читали потешку).

Воспитатель говорит, что бабушка Арина приглашает их в музыкальный зал и просит по-танцевать с ней. (Дети проходят в музыкальный зал).

Танцуем танец «Я пеку, пеку, пеку»! В конце занятия бабушка (кукла) прощается с деть-ми!

Приглашает в гости в следующий раз!

Приложение 15

Выставка рисунков для родителей

«Я рисую песком»

Приложение 16

Мотивация проекта «На прогулке с детьми»

Глядя на детей на прогулке. Как они пекут пироги из снега. Возникла ситуация и мотив к проекту

«В мире песка».

Просмотров: 636
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Шипачева Екатерина Юрьевна. Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности по теме: «Песок всегда, песок везде»
  • Пархоменко Ольга Владимировна. Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Сухой и влажный песок».
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Ключникова Ольга Васильевна. Как отучить ребёнка от вредных привычек инновационными средствами песочной терапии (кинетический песок)
  • Алтыншаш Габдрахимовна Дусмухамбетова. Тематическое планирование по программе «Удивительный песок» для детей средней группы в ДОУ
  • Зембеля Ирина Александровна. Познавательно-исследовательский проект: «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».
  • Сергеева Алена Владимировна. Конспект занятия во второй младшей группе: «Песок и его свойства»
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Сизова Ирина Евгеньевна. Песок, песочница, малыш…
  • Поморцева Ольга Александровна. Консультация для родителей «Волшебный песок».
  • Шемякина Людмила Николаевна. Консультация для педагогов 'Волшебный песок'
  • Хорькова Светлана Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности на прогулке «Наш друг песок»
  • Искендерова Альбина Назимовна. Проект 'Волшебный песок'
  • Хохлова Галина Николаевна. Открытое занятие «Удивительный песок»
  • Францева Ольга Сергеевна. Песок в ДОУ. Из опыта работы.
  • Надыкто Елена Ивановна. «Ах, этот удивительный песок»
  • Берестова Наталья Сергеевна. Кинетический песок
  • Елена Усанина. Конспект занятия по НОД «Познание» «Чудесный песок!» (Старшая группа)
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Громыко Светлана Владимировна. Программа кружка «Волшебный песок»
  • Скитневская Любовь Юрьевна. Песочная терапия или игры с песком для детей дошкольного возраста.
  • Лисанова Елена Викторовна. Дидактических игр по познавательно-исследовательской деятельности (воздух, песок, вода, дерево, бумага, металл, магнит, увеличительное стекло)
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Баньчукова Надежда Валентиновна. Конспект занятия по рисованию песком на стекле: «Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через рисование песком на стекле»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Шрайнер Александра Ивановна Колесникова Виктория Олеговна. Использование игр с кинетическим песком и водой в период адаптации детей младшего дошкольного возраста
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь