Бажина Евгения Петровна. Выступление на педагогическом совете на тему «Условия, способствующие самостоятельному экспериментированию, исследованию детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете на тему «Условия, способствующие самостоятельному экспериментированию, исследованию детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 208

Провела: Бажина Е. П., воспитатель Екатеринбург 2015

Мною создан небольшой комплекс, состоящий из экспериментального уголка, уголка природы, выставочного уголка.

В экспериментальном уголке находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься, играть, экспериментировать. Состав материала изменяется в зависимости от темы экологических занятий.

Так, например, после изучения темы "Предмет. Характеристика предмета. Качества и свойства различных материалов" (это могут быть опыты, игры с резиной, пластмассой или стеклом). Дети повторяют самостоятельно опыты, проведённые на занятии, узнают вещи, изготовленные из резины, определяют её качества (структуру поверхности, толщину) и свойства (плотность, упругость, эластичность). Могут использовать лупы для того, чтобы рассмотреть, например, трещинки на резине или камнях. Вместе с родителями и детьми собираем материал для экспериментального уголка. Здесь надо обратить внимание ребят на изменение свойств резины под воздействием тепла — материал меняет свою структуру, становится липким (надо продемонстрировать нагревание резины над огоньком спички). Стараюсь находить опыты, которых нет в программе, но очень интересные.

Материалы, приборы и оборудование экспериментального уголка (мини-лаборатории) по ознакомлению детей с различными свойствами веществ

Материалы для экспериментирования:

1. Природный материал: шишки, жёлуди, косточки и скорлупа орехов, пух, перья, камешки разного размера и формы, ракушки, кора деревьев, веточки, песок, стружки, опилки (стружки могут быть и от железа, и от дерева);

бросовый материал: кусочки поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, футляры от киндер-сюрпризов, палочки;

плавающие и тонущие, металлические (гайки, болты в контейнерах) и неметаллические (деревянные, пластмассовые) предметы;

семена для проращивания и посадки: овёс, горох, бобы; сыпучие и растворимые продукты:

сыпучие и растворимые продукты:

2. Семена для проращивания и посадки: овёс, пшеница, горох, бобы, фасоль, укроп, петрушка.

3. Сыпучие и растворимые продукты: крупы (манка), мука, сахар.

Оборудование для экспериментов:

4. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объёма (стаканы, бутылочки), воронки, тазики, пипетки, мерные ложечки, формочки, сито, соломинки для коктеля.

Приборы: микроскоп, лупа, весы, часы, компас, разнообразные магниты.

Оборудования и материала должно хватать на каждого ребёнка, который пожелает самостоятельно провести эксперимент, потому что на занятии не каждый успевает его сделать.

Уголок природы.

В этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдений.

Оборудование и объекты уголка природы

  1. Это аквариум с рыбками (золотые рыбки, гуппи, сомик), оборудование к нему.
  2. Комнатные растения:

разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);

с разными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщёнными, ребристыми;

с разнообразными листьями (по размеру, форме, окраске, характеру поверхности);

с различным расположением листьев (очередным, супротивным — парные, мутовчатые);

разных видов уже имеющихся родов (герани, бегонии, фикуса, традесканции, плюща);

с выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис);

приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: СВЕТОЛЮБИВЫЕ — листья ориентированы на свет, окраска листьев пёстрая или ярко-зелёная (герань, цикламен);

теневыносливые — листья тёмно-зелёные, ориентация на свет не очень выражена (аспидистра, эухарис, кливия, плющ восковой); ВЛАГОЛЮБИВЫЕ — листья нежные, быстро вянут (традесканция, бальзамин, колеус); ЗАСУХОУСТОЙЧИВЫЕ — листья опушены или с колючками, многие имеют восковой налёт, стебли и листья толстые (толстянковые, кактусы, алоэ);

ДАЮЩИЕ ПЛОДЫ (перец, лимон);

имеющие разные способы размножения: семенами (цикламен, петушиный гребень — целозия, бальзамин однолетний); луковицами (выскочка, амариллис); клубнями (глоксиния); делением куста (аспарагус, фиалка); листовыми черенками (фиалка, бегонии, сансевиерия); стеблевыми черенками (фуксия, колеус, традесканция); "усами" (камнеломка, флорофитум, у которого "усы" расположены на цветочных стрелках)"; "живородящие" растения (бриофиллум); лекарственные и фитонцидные (можжевельник, алоэ, каланхоэ).

Также в уголке природы находятся сезонные композиции, выполненные ребятами совместно с родителями из живых растений, цветы (ромашки) из семян ясеня, клёна и других семян; сезонные композиции, выполненные в разных художественных стилях с использованием природного материала.

Оборудование для ухода за растениями: лейка, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель.

Сезонные растительные объекты:

- мини-огород на окне ("зимний огород"):

посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы);

овощи и их части для проведения опытов (верхушки моркови, свёклы);

внесённые с участка декоративные растения: капуста кольраби, тыквы и кабачки для выставки);

перенесённые с участка цветущие осенью декоративные растения (астры, бархатцы, хризантемы);

рассада цветов;

сезонные декоративные растения в композициях — букетах.

Наблюдаем за посеянными растениями на разных этапах развития (это длительные наблюдения), сделаны модели ухода за растениями. Одни и те же объекты используются для различных целей. Большое влияние на ребёнка оказывает также возможность постоянного общения с живым существом и ухода за ним (с удовольствием дети наблюдают и ухаживают за рыбками).

Литература природоведческого характера по изучаемой и изученной теме:

  • детские книги писателей о природе и животных;
  • подборка загадок, примет;
  • энциклопедические справочники;

Красная книга (растения и животные).

Используется на занятиях наглядно -демонстрационный материал:

  • картины из серии: домашние животные, дикие животные, птицы;
  • плакаты: календарь природы (более сложный по содержанию и способу фиксации надлюдений за ростом растений, погодой- разнообразные модели, отражающие высоту стояния солнца, температуру воздуха; фенологические изменения в природе, например поведение птиц, — в зависимости от погоды и сезона.

Наборы дидактических картинок:

  • дикие животные;
  • птицы;
  • рыбы;
  • наблюдения;
  • земноводные и пресмыкающиеся;
  • растения: деревья, кустарники, травянистые растения; овощи, фрукты. Сюжетные картины "Времена года" (природа и сезонная деятельность людей). Глобус, карта.

Макеты плоскостные и объёмные:

  • леса, поля, луга, водоёма, муравейника, птичьего двора, парка, зоопарка;
  • сезонные макеты (лес зимой, весной, летом, осенью);
  • природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), альпийской горки, моря, пещеры, разрез земли с слоями, природных достопримечательностей родного края;
  • настольно- печатные, дидактические игры природоведческого содержания.

Выставочный уголок

Независимо от качества выполнения работы, в группе выставляются все рисунки, поделки, сделанные детьми. Лучшие вывешиваются в "Галерее картин". вывешиваются фотографии после посещения природы родителей и детей (парка, леса, фотографии белочки, первого распустившегося цветочка на дичке в парке, фотография озеленения участка возле подъезда своего (экологический проект "Цветочный город" (этой весной многие дети со своими родителями уже посадили у подъезда своего многолетние цветы").

Вывешиваются фотографии, сделанные во время самостоятельного наблюдения детей за рыбками в уголке природы; за муравьями на территории детского сада, вороной, клестами,..

3. Использование коллекций.

Коллекции предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, используются для развития навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Создание новых коллекций совместно с детьми вырабатывает у них чувство ответственности, значимости. Коллекции являются и наглядным материалом. Коллекции разнообразны: в той или иной степени представлены (насколько это возможно) объектами как живой, так и неживой природы.

Образцы, включённые в коллекции, собираются дошкольниками и их родителями (доступность объектов для сбора), мной.

Для работы с детьми мной используются коллекционные материалы:

  • корзинка "Времени " года " (семена, плоды, шишки разных растений, в том числе экзотических (кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов)
  • коллекции почвы, горных пород и минералов, семян, плодов, шишек, камней, глины, мела, раковин моллюсков, коры и древесины, перьев птиц, изделий из дерева разных пород.

Использую и краеведческий материал: фотографии, картины, открытки о природе родного края, а также минералы.

Создала коллекцию "Уголь" (подобраны виды угля по количеству детей в группе для сравнения и анализа. Эти образцы угля привезены мной из Кузбасса, моей Родины);

коллекцию "Известняк" (тоже из Кузбасса);

коллекция лекарственных комнатных растений, растений, очищающих воздух в помещении, а на участке живая коллекция "Лесная аптека", "Растения из Красной книги" (подробно об этой коллекции — как она создавалась и кем, для чего, рассказано в моей статье, которая прилагается ("Региональный компонент и природоохранная деятельность в подготовительной к школе группе").

Все объекты в коллекциях по количеству детей в группе, отвечают критериям безопасности как с точки зрения различных повреждений, так и с точки зрения здоровья. Камни, образцы песка, семена, соцветия растений (которые упали на землю) собраны вдали от мест, посещаемых собаками и кошками.

Коллекции пополняются за счёт привозимого материала дошкольниками и их родителями из разных стран и регионов из путешествий.

Стоит ли создавать гербарий, раз он не узнаваем детьми? В этом случае я подбираю фотографии, иллюстрации данного растения, также дети рисуют "портрет" данного растения.

Просмотров: 286
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Иголкина Елена Константиновна. «Аквариум» для уголка природы
  • Беспалова Наталья Петровна. Создание и использование дидактического материала «Экологические паспорта растений» для занятий с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ
  • Адиятова Гульшат Хамитовна. Материал для занятия или развлечения в подготовительной к школе группе. Времена года. Осень.
  • Сергеенко Елена Евгеньевна. Конспект НОД для детей 5 – 6 лет «Лекарственные растения»
  • Князева Дарья Петровна. Игра – развлечение: «Дикие животные разных стран» для старших групп
  • Главный Редактор. Панно с ноготками для уголка природы
  • Аверина Елена Викторовна. Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы – уход за комнатными растениями (старшая группа).
  • Резеда Абузаровна Галиева. «Экспериментальная деятельность в детском саду» (научные опыты для детей, материал из опыта работы)
  • Анисимова Гальфия Зямаловна. Досуг для детей с родителями. Викторина по экологии для детей подготовительной группы компенсирующего вида «Знатоки природы»
  • Карелина Валерия Владимировна. Непосредственно образовательная деятельность логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Комнатные растения»
  • Гайнеева Винера Фаатовна. Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности подготовительной группе по теме:«Объекты живой и неживой природы»
  • Бойчук Татьяна Витальевна. Интегрированное занятие для детей средней группы «Подарок для Осени» (сезонные наблюдения)
  • Вандышева Валентина Леонидовна. Методическая разработка развлечения для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Красота природы в разные времена года»
  • Бикмухамбетова Тасмиля Наиловна. Методические рекомендации по оборудованию уголка природы и оформлению календарей природы.
  • Полковникова Марина Александровна. Консультация для родителей «О чем говорят растения»
  • Атаманюк Светлана. Непосредственно-образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности. Занятие по лексической теме: «Комнатные растения»
  • Железнова Татьяна Юрьевна. Дидактический материал для детей по теме: 'Птичий двор. Домашние птицы'
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Корчевная Юлия Вячеславовна. Экологическое воспитание. Трудовая деятельность в уголке природы. Конспект занятия с детьми первой младшей группы. Тема: «У меня есть огород — витамины круглый год». Доклад по всем возрастным группам.
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Морозова Елена Петровна. Экологическая викторина «В мире комнатных растений» для детей старшего дошкольного возраста
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Жмурина Марина. Воспитательная работа с детьми, в процессе организации трудовых поручений, в уголке природы (из опыта работы средней группы).
  • Солоцкая Ольга Николаевна. Речевой материал для проведения коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками с ТНР.
  • Сурова Наталья Анатольевна. Конспект Нод в первой младшей группе «Айболит и комнатные растения»
  • Железцова Любовь Прокофьевна. Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема : Лекарственные растения.
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Железнова Татьяна Юрьевна. Дидактический материал для детей по теме «Кто где живёт?» (предмет «Окружающий мир»)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь