Лямина Надежда Владимировна. Комплексное занятие «Перелётные птицы» по развитию речи и формированию математических представлений адресовано детям с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Комплексное занятие «Перелётные птицы» по развитию речи и формированию математических представлений адресовано детям с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Задачи: 1.1. Закрепить представления детей о перелётных птицах, живущих в нашей местности, их внешнем виде, основных частях тела, питании, пользе. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных множественного числа от существительных единственного числа, употребление творительного падежа существительных, дополнение предложений одним словом).

  1. 2. Закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 5, умение находить цифру, соответствующую определенному количеству предметов, умение сравнивать, анализировать и объединять предметы по двум разным признакам (форме и цвету) с применением карточек-символов.
  2. Развивать произвольное внимание, логическое мышление, координацию речи с движением, связную речь детей (умение составлять описательный рассказ по плану-схеме, а также предложения по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели»), диалогическое общение с педагогом.
  3. Стимулировать положительные эмоции детей; воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.

Скачать конспект

Оборудование и материалы: предметные картинки перелётных птиц, волшебная шкатулка, д.и. «Марфушкины часы», д.и. «Чем питаются птицы?», д.и. «Кто как устроен?», д.и. «Собери птичек», шапочки ласточек, план-схема «Описание птицы», серия сюжетных картинок «Скворцы прилетели», пиктограммы (названия сюжетных картин), цифры.

Ход занятия:

1. Орг. момент

- Ребята, в моих руках «волшебные часы» (д. и. «Марфушкины часы»). Весь год стрелка этих часов движется по кругу и одно время года сменяется другим. Скажите, какое сейчас время года? (весна) После какого времени года наступает весна? (после зимы). Как называется первый месяц весны? (март) Второй? (апрель) Третий? (май)

Д.и. «Доскажи предложение»

Погода весной (какая?) ……………
Солнце весной (какое?) ……………
Небо весной (какое?) ………………
Снег весной (что делает?) …………

А сосульки (что делают?) ……………
Ручейки (что делают?) ………………
Листочки на деревьях (что делают?) ……
Трава вырастает (какая?) ……………
Весной птицы (что делают?) …………

- Верно, ребята. Весной всё оживает, просыпается вокруг. Но самое главное чудо, которое происходит в природе весной – это то, что именно весной к нам из тёплых стран возвращаются пернатые друзья. Давайте представим, что мы с вами оказались в весеннем лесу. Присядем на поляне. И послушаем, чем нас встречает весенний лес. Я хлопну в ладоши, а вы закрывайте глаза и слушайте. (Звучит музыкальная запись «Голоса птиц»)

- Что вы услышали?

- Верно, дети. Мы слышим пение птиц. Они радуются приходу весны. Загадывают друг другу загадки.

3. Отгадывание загадок.

- А у меня для вас есть весенний сюрприз. Эта шкатулка не простая, а волшебная. Если правильно отгадать загадку, то в шкатулке появится птичка. Хотите проверить? Тогда слушайте и отвечайте:

Черный, проворный,
Кричит: «Крак».
Червякам враг. (Грач)

На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его … (Скворец)

Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый.
Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист)

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)

Длинноногий, длинношеий.
Длинноклювый, телом серый.
А затылок – голый, красный.
Бродит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек –
Бестолковых попрыгушек. (Журавль).

(Картинки с изображением птиц выставляются на доске)

- Давайте еще раз назовем птиц, которых вы здесь видите. (Дети называют птиц) Посчитаем, сколько их. (Считают). Какой по счёту скворец? Грач? Ласточка? Журавль? Аист?

Поиграем в игру «Один – много». (Образование множественного числа от сущест-вительных единственного числа).

- Я назову одну птицу, а вы скажете, как звучит слово, если птиц много.

- Скажите, ребята, а как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно. Почему перелётные птицы улетают от нас на зиму?

4. Д.и. «Чем питаются птицы» (Образование творительного падежа существитель-

ных)

5. Д.и. Кто как устроен?»

- Мы назвали много разных птиц. Но у всех них есть одинаковые черты. Давайте вспомним, какие части тела есть у птицы.

6. Физминутка «Птички».

-Ребята, а вы сами хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно найти волшебные шапочки, одеть их и произнести волшебные слова.

-Вот так, дети, повернись! (вращаются вокруг себя)

Быстро в птичек превратись.

- Назовите, в какую птичку вы превратились? (в ласточку)

Птички прыгают, летают, (Дети прыгают, «летают»,
Птички песенки поют, «поют»,
Птички крошки собирают, «собирают»,
Птички зернышки клюют. «клюют»

Перышки почистили. «чистят».
Клювики почистили. «чистят».
Дальше полетели «улетают»,
И на место сели. садятся)

7. Д.и. «Собери птичек»

Детям предлагается выбрать из множества птичек тех, которые соответствуют заданным признакам (форме и цвету). Так, одному ребёнку предлагается выбрать только синих квадратных птичек, другому – желтых треугольных, третьему — красных круглых, четвертому – белых прямоугольных, пятому – зеленых овальных). Задание построено таким образом, чтобы каждый ребенок выбрал разное количество птичек: 1, 2, 3, 4, 5. Причем, среди множества птичек, предложенных детям, имеются птички одной формы, но разного цвета (это усложняет задание и правильный выбор). Педагог предлагает каждому ребенку посчитать птичек и найти соответствующую цифру. (Д. и. «Число и цифра») Цифра выставляется на доске. Затем детям предлагается выставить цифры последовательно от 1 до 5. (Д. и. «От 1 до 5») Цифры называются.

Образцы птичек:

8. Составление описательного рассказа «Скворец» по предложенному плану-схеме.

- Собирая насекомых-вредителей, птицы приносят большую пользу людям. Поэтому люди стараются, чтобы птицы жили поближе к ним и защищали посадки от вредных насекомых. Для скворца они даже строят домики и развешивают их возле своего жилья. А что это за птица, мы сейчас с вами расскажем. (Дети составляют рассказ-описание скворца)

9. Беседа по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели». (См. ниже)

Далее педагог предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину из ССК «Скворцы прилетели» и ответить на вопросы. Каждой картине дети подбирают подходящее название.

Картина № 1: Кого вы видите на этой картине? Что делает учитель? Что делают дети? Для кого дети собираются строить домики? Как называют такие домики для птиц? Из чего дети будут строить? Почему дети решили построить скворечники?

Картина № 2: Что делают дети на этой картине? Что делают мальчики? А что делают девочки? Какими инструментами пользуются ребята? Из чего делают скворечники? Из каких частей состоит скворечник? А как части скворечника соединяют между собой? Какое настроение у детей? Почему?

Картина № 3: Где находятся дети и учитель на этой картине? Зачем ребята принесли с собой лестницу? Сколько скворечников сделали дети? Почему скворечники вешают высоко от земли? Какое настроение у ребят? Почему у ребят хорошее настроение?

Картина № 4: Что мы видим на этой картине? Кто прилетел в скворечник? Понравился ли скворцам новый скворечник? Почему вы так думаете? Где находятся дети? Что они делают? Почему дети и учитель улыбаются? Зачем дети сделали скворечники? Как птицы будут помогать людям?

Пиктограммы (схематичные рисунки) – Названия к сюжетным картинам.

10. Подведение итогов занятия.

- Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? Про кого мы сегодня говорили? (Про перелётных птиц). Впереди нас ждет лето. И птичьи голоса еще будут нас радовать до самой осени. А сейчас мы прощаемся с лесом и возвращаемся в детский сад.

Просмотров: 507
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Малахова Екатерина Александровна. 'Что делают наши части тела', Конспект НОД в старшей группе
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Бутковская Светлана Иосифовна. «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ. Почему дети врут и как предотвратить обман?!»
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Почему одни дети часто плачут и плохо привыкают к детскому саду, а другие спокойные и быстро адаптируются
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Ирина МИХАЙЛОВА.. Почему дети боятся?
  • Колесникова Екатерина Андреевна. Почему кусаются дети?
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Белейчук Юлия Викторовна. Конспект НОД 'Птицы весной'
  • Дружкина Светлана Павловна. Проект «Птицы весной»
  • Фролова Татьяна Сергеевна. Конспект занятия по экологии во второй младшей группе с использованием ИКТ (презентация) «Перелетные птицы весной»
  • Сутырина Елена Ивановна. Проект «Птицы весной» во 2 младшей группе
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Зерцова Юлия Николаевна. Трудности в обучении современных детей. Почему? И что делать?
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Петрова Светлана Алексеевна. НОД по экологии в старшей группе на тему «Птицы весной»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Морева Наталья Cергеевна. Презентация дидактической игры 'У кого, что есть?'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь