Голова Елена Александровна. Ханты и Манси — жители Севера

Ханты и Манси — жители Севера

Цель.

Познакомить детей с народностями ханты и манси. Дать представление о разновидности жилищ этих народов. Активизировать словарь (глинобитная печь, чум, нарты, земляной дом, поселение, унты, чувал, амбарчик, береста).

Материал и оборудование.

Географическая карта России. Иллюстрации с изображением чума, хантыйских построек, коренного населения, макет чума, предметы хантыйского быта, берестяные изделия, национальная одежда хантов и манси. Проектор и ноутбук.

 

Ход занятия.

Широка и необъятна наша Родина. Раскинулись ее просторы на многие — многие километры с севера на юг, с запада на восток. И живут в стране нашей народы разные. Мы –россияне, а есть еще белорусы, украинцы, (называйте, ребята, какие вы еще знаете народы)

А на самом севере, живут такие народы как ненцы, чукчи, эскимосы, ханты и манси. У них тоже есть своя территория (воспитатель показывает на карте). Ребята, мы с вами можем отправиться на Север и посмотреть, как живут, трудятся народы ханты и манси. Хотите? Тогда закройте глаза и мы очутимся с вами на родине хантов и манси. (Дети закрывают глаза, включается проектор с презентацией). Теперь можете открыть глаза, мы с вами очутились на крайнем Севере. Основные занятия хантов – оленеводство, рыболовство и охота (воспитатель показывает на слайдах). Оленеводством они почти не занимаются, используют оленей только как транспорт. (Показывает слайд с изображением чума). Что это (Чум.) Кто живет в таком доме (ханты и манси). Почему они живут именно в чуме (они часто кочуют вместе с оленями, а чум легко разобрать, перевезти в другое место, а потом установить). Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего ханты и манси выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. Летом на нем разводят костер, а зимой устанавливают железную печку — тюмю. Вокруг листа (воспитатель показывает на слайдах) укладывают по две – три доски – это пол. Затем на землю кладут циновки, которые ханты и манси плетут из веток ивы.

Подвижная игра «Чум»

Играющие распределяются на пары, образуя два круга, — внутренний и внешний. В центр выходит ребенок и читает стихотворение:

Ставит чум моя семья –

Трудятся отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Я кустарник нарублю.

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей.

(Ребенок возвращается на место. Дети в кругу поочередно читают следующее стихотворение и выполняют движения).

Чум, чум, круглый дом,

Побывайте в чуме том!

(Внутренний круг движется в одну сторону, внешний – в другую)

Гости явятся едва –

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится,

Угостить торопится.

(Дети ищут свою пару).

Ладушки, ладушки,

Круглые оладушки

(все дети кружатся).

Ребята, давайте теперь поиграем с вами в слова. (Воспитатель показывает карточки с различными этнографическими диалектизмами хантов и манси, таким как нарты, береста, мыг – хат, парка, малица, сах, унты и др.)

А что вы знаете о нартах, ребята (Ответ детей)

Нарты – это большие сани, на которых ездят ханты и манси. (Воспитатель указывает на слайд с нужным изображением.) Без хороших нарт в тундре не обойтись. Нарты строят мужчины. Эти сани изготавливают из лиственницы, поэтому они получаются прочными и легкими. Древесина этого дерева обеспечивает хорошее скольжение как по снегу, так и по растительному покрову, не нарушая его. На нартах оленеводы ездят на свои пастбища. Ребята, давайте мы с вами попробуем, каково это быть оленеводом и поиграем с вами в игру.

Игра «Загони оленя»

Дети распределяются на две группы: оленей и оленеводов, последние пытаются загнать оленей в стойло, после чего дети меняются ролями.

Ребята, а вы знаете во что одеваются коренные народы Севера – ханты и манси? Поскольку большую часть года на Севере холодно, то местные жители носят теплую одежду, такую как парка (куртка), малица, на ноги одевают унты, женщины любят носить яркие расписные платки.

Всю свою утепленную одежду ханты и манси делают из оленьих шкур. (На проекторе показывают соответствующие слайды).

Ребята, летом на севере светло, яркое солнце освещает бескрайние северные просторы, а зимой здесь можно увидеть необычайное явление – северное сияние, которое появляется в разных формах и размерах, несколько раз в сутки. (Зажигается разноцветный шар, имитирующий северное сияние).

Просмотров: 307
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Черепанова Оксана Александровна. Сценарий спортивного развлечения, посвященного 90-летию ХМАО-Югра «Подвижные игры народов севера (манси)» Вторая младшая группа (3-4 года)
  • Стародворская Ирина Юрьевна. Расширяем знания дошкольников о творчестве народов ханты
  • Абдуразакова Дженнет Муратбековна. Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Удивительные узоры ханты»» для детей старшей группы
  • Тазалова Наталья Александровна. Конспект НОД по нравственно — патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Какие народы живут в России»
  • Эльвира Ахатовна Мингазова. Сценарий 8 марта для подготовительной группы «А теперь давайте с вами потолкуем мы о маме»
  • Веклыч Ольга Николаевна. Конспект занятия в первой младшей группе на тему: «Давайте с Вами познакомимся!»
  • Кузьмина Галина Александровна. Конспект занятия по экологическому воспитанию «Давайте, ребята, назло непогодам, Обнимем планету своим хороводом!'
  • Козеева Алла Николаевна. Конспект НОД по краеведению «Народы Севера Красноярского края. Долганы»
  • Романова Светлана Витальевна. Открытое занятие по образовательной области физическое развитие «Ребята, давайте жить дружно»
  • Колесникова Инна Владимировна. Военная игра «Мы ребята бравые!»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Вансович Надежда Ивановна Овсянникова Татьяна Васильевна Чечурова Татьяна Александровна. Игра – викторина «Сказки Пушкина — мудры, их мы с вами знать должны»
  • Федосова Ольга Николаевна. Развлечение по ПДД для второй младшей группы «Как ребята учили Лисичку правилам дорожного движения»
  • Кошеварова Наиля. Конспект занятия на снижение детской агрессии у детей старшего дошкольного возраста «Мы — дружные ребята»
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Магомедова Зарема Алимагомедовна. Презентация 'Мы построим с вами дом, кошке славно будет в нем'
  • Клевцова Ольга Ивановна. Конспект мероприятия досуг-развлечение по физическому развитию для детей старшей группы Тема: 'Мы – веселые ребята'
  • Дружкина Светлана Павловна. Проект «Мы ребята-малыши, нам болезни не страшны!», младшие группы.
  • Арапова Роза. Конспект НОД Тема: «Мы смелые ребята»
  • Алсу Махмутова. Итоговое НОД 'Ребята в гостях у Мишки'
  • Ванцесова Светлана Евгеньевна. Развлечение «Мы веселые ребята»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Шулыкина Ольга Михайловна. Досуг по ПДД в младшей группе «Ребята, Зай и Чик».
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Сценарий летнего спортивно-музыкального праздника для детей дошкольного возраста «Мы веселые ребята!»
  • Юлия Владимировна Яхтина. Проект по экологии «Эколята-дружные ребята»
  • Воронова Ольга Юрьевна, Лукашина Наталья Александровна. Проект «Народы России»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Куйбан Светлана Олеговна. Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет на тему: «Как ребята помогли животным Африки подружится».
  • Бекетова Лариса Константиновна. Игровая программа для дошкольников «Как ребята клад искали»
  • Сайфутдинова Наталья Геннадьевна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА ПО ПРОЕКТУ: «ЛОВКИЕ РЕБЯТА, ИГРИВЫЕ ДЕВЧАТА!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь