Мисорина Елена Александровна. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Воспитатель Елена Александровна Мисорина,

МБДОУ «Д/с ОВ № 99»

Россия, Иркутская область, город Братск,

Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне сделать, и я пойму.
Восточная пословица

Появляясь на свет, ребенок становится маленьким исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. [1]

 

В.А. Сухомлинский в свое время писал, «умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

Из своего опыта работы могу отметить, что именно в период раннего детства, можно и нужно знакомить детей с окружающим миром. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети могут всерьёз научиться «важным» вещам. Однако это не так. Детям свойственно постоянно соприкасаться с окружающим миром. Ярко выраженная любознательность ребёнка является важнейшим показателем его успешного психического развития.

Малыши активно стремятся к новым впечатлениям, очень любят наблюдать за всем, что их окружает. Их привлекают яркие цвета. Например: зелёный цвет — трава, листья, жёлтый цвет — солнце, одуванчики, синий цвет — небо, колокольчики, красный цвет — жучки, и всё другое – разноцветное! Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, расширяются представления об окружающем.

Дети раннего возраста быстро обнаруживают новое, стремятся сразу же его исследовать. Например: в дидактической игре «Волшебный мешочек» дети, как правило, быстро определяют знакомый предмет на ощупь. А если в мешочек положить что-то новое, незнакомое, — они его тщательно исследуют, прежде чем назвать и сделать свои выводы (например: если это огурец, то он гладкий, овальный, с бугорками, твёрдый, а если это помидор, то он круглый, гладкий).

Малыши с интересом включаются в предложенные игры с водой и песком. В таких играх они учатся выполнять простейшие действия, делать свои умозаключения, а я им в этом помогаю. Например: вода была прозрачная, без цвета, а добавив краски, она стала цветная. Или из влажного песка можно лепить куличики, а из сухого нет, сухой песок сыплется, а мокрый нет.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира. Главное, чтобы оно было безопасно для маленького исследователя.

Малыши очень радуются своим открытиям, получают от этого удовольствие, испытывают восторг, делятся своими впечатлениями с взрослыми. Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения с взрослыми. В своей педагогической практике активно использую несложные игры-упражнения с водой и песком. Можно использовать различные покупные игрушки, но при желании, можно сделать самим игрушки-самоделки. С такими игрушками дети играют с большим удовольствием.

Игра-упражнение «Кораблик».

Сделать кораблик можно из цветной бумаги.

Мы сейчас отправим кораблики в путешествие. Подуйте на свой кораблик. Упражнение «Ветерок».

Затем спросить у детей: Почему кораблик не плывёт?

Игра-упражнение «Цветы открывают лепестки»

Сделать цветок с длинными лепестками можно из цветной бумаги. При помощи карандаша закрутить лепестки к середине цветка.

А сейчас каждый из вас возьмёт цветок и опустит его в ёмкость с водой.

Что произошло с цветами? Буквально на ваших глазах лепестки начнут распускаться. Почему?

Игра-упражнение «Поймай рыбку»

Где же взять рыбок? Их можно сделать из киндер-сюрприза.

Мы с вами сейчас поиграем.

Опускаем рыбок в бассейн с водой, а затем вылавливаем их при помощи сачков, можно обсудить величину улова.

Игра-упражнение «Цветные шарики»

Разноцветные шарики, связанные из полиэтиленовых пакетов, предлагаю покатать в ладонях, опустить в воду, они не тонут, они плавают. Почему? Можно ловить из воды руками или сачком.

Детям очень нравится играть с ними.

Игры с песком «Разноцветные бусы»

В ёмкости с сухим песком перемешиваются большие разноцветные бусы (для усложнения можно взять разного размера), вам нужно найти бусинки и выложить их на тарелочки.

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Игрушки хотят поиграть с вами в прятки, закройте глаза, а они спрячутся в песке, а когда я скажу «открываются глаза, начинается игра», вы должны найти их в песке (можно раздувать песок, раскапывать пальцами, пользоваться палочками)

Игра-упражнение «Куличики для мишки»

Возьмите формочки насыпьте в них песок и сделайте для мишки куличики. Получились у вас куличики? (нет) А почему? Потому что песок сухой. Давайте польём его, а сейчас попробуйте сделать куличики. Получились? (да) Почему? Потому что песок мокрый.

Упражнение «Необыкновенные следы»

«Идут медвежата» — кулачками и ладонями с силой надавливаем на песок.

«Ползут змейки» — пальцами рук делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях)

«Бегут жучки-паучки» — двигаем всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударяйте по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Много всего интересного можно найди в окружающем нас мире, если сами взрослые будут наблюдательными и фантазерами. Тогда вместе с вами придумывать новые эксперименты будут и ваши дети.

«Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал», писал В.А. Сухомлинский.

Список литературы:

1. Савенков А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» //Директор школы. – М. Сентябрь, 2003, №10.

Просмотров: 457
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Поморцева Ольга Александровна. Презентация «Как воспитать ребёнка успешным? Можно ли обойтись без наказания?»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Коннова Наталья Борисовна. Тема: « Урок -суд над наркоманией» /при изучении социальных норм и отклоняющего поведения можно провести подобные уроки в 8-10 классах/
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Зерцова Юлия Николаевна. Трудности в обучении современных детей. Почему? И что делать?
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Менщикова Марина Александровна. Конспект НОД в средней группе «Кого можно назвать другом».
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Половинцева Елена Юрьевна. КОНСПЕКТ итогового интегрированного занятия по теме: «Зима» игра: «Что, где, когда»
  • Кремлёва Валентина Александровна. Ознакомление с окружающим миром Занятие на тему: «Что такое воздух?»
  • Харина Наталья Григорьевна. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ТЕМА: «Что, где, когда?»
  • Наталья Криворучко. Игра по профориентации «Что я знаю о профессиях» для воспитанников начальной школы.
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь