Кондратенко Юлия Васильевна. Игры – эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста

Игры – эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста

ВВЕДЕНИЕ

Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать.

Песталоцци

Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он может открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог Василий Васильевич Зеленский, пытался разгадать феномен детства, утверждал что «для того и дано нам детство, чтобы мы играли». Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в тоже время, не удаляя и его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи «детства».

 

Скачать конспект

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольника, как субъекта деятельности и поведения, направлен на поиск таких игровых форм организации педагогической работы, которые привлекали бы детей и были эффективны в достижении поставленной цели.

Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей дошкольного возраста как субъектов его здоровьесберегающей деятельности, становятся игры – эксперименты и игры – путешествия.

Игры – эксперименты, а также игры – путешествия являются одним из видов дидактической игры.

Для детей каждого возрастного периода следует подбирать игры – эксперименты, соответствующие ведущей игровой деятельности малышей. Так, например, в младшем возрасте игры – эксперименты и игры – путешествия должны быть предметного содержания, поскольку познавательная жизнь ребенка до трех лет строится вокруг мира предметов и манипуляций с ними.

В среднем дошкольном возрасте экспериментирование все больше напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 4-5 летнему дошкольнику дается определённый сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условия.

Учитывая, что пик познавательного интереса происходит на 4-5 лет, игры-экспериментирования и игры- путешествия для детей среднего дошкольного возраста – это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получать в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.

Для детей старшего дошкольного возраста игры – эксперименты ориентированы на «исследовательскую деятельность», обеспечивающую как можно больше «культурной практики» ребенку 5-7 лет. Такая практика позволяет ребенку самостоятельно обобщить имеющиеся у него знания и представления в систему знаний, установить простейшие причинно- следственные связи, сделать правильные выводы. Самое главное, что ребенок делает их самостоятельно при косвенном участии взрослого.

Игры- путешествия для старших дошкольников нацелены на «полидеятельность», поскольку предлагают ребёнку разнообразие деятельностей или комбинацию разнообразных действий, что отвечает возможностям 6-7 летнего ребенка. Игры – эксперименты разработаны (и должны использоваться воспитателем) с учетом следующих факторов.

  • Возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;
  • Доступность содержания игр;
  • Сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;
  • Обеспечение «культурной практики» детей в игре;
  • Сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
  • Соблюдение темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе.
  • Постепенное усложнение игр;
  • Цикличность организации игр.

1. РЕЖИМ ДНЯ

«ЛАМПОЧКИ И БАТАРЕЙКИ»

Цель: подвести детей к выводу о необходимости для человека

сна и отдыха.

Материалы: батарейки, лампочки, провода.

Методика проведения: воспитатель предлагает детям представить,

Что лампочка — «орган человека» (глаза, почки, сердце и т.д.), батарейка- «двигательная деятельность человека», провода — «капилляры, мускулы». Затем воспитатель просит детей рассмотреть две лампочки, подключенные к батарейкам. Одну из них он время от времени отключает от батарейки, а другую оставляет постоянно подключенной к ней, то есть горящей. Постоянно горящая лампочка быстро перегорает, так как непрерывно находиться под напряжением, а систематически отключаемая продолжает работать.

Воспитатель помогает малышу сделать вывод: если организм человека не будет отдыхать, то его органы будут выходить из строя, человек Заболеет. Во время сна, отдыха организм заряжается энергией, необходимой для его жизнедеятельности.

«Сухой язык»

Цель: доказать необходимость слюны для ощущения вкуса пищи.

Материал: зеркало на подставке (на каждого ребенка); 4 блюдца:

с сахарным песком, с солью, с горчицей и с кусочком лимона. На каждом блюдце лежит деревянная палочка (можно с ватой); рядом – стакан с водой

для смачивания этих палочек.

Методика проведения: перед каждым ребенком устанавливают зеркало на подставке, 4 блюда: с сахарным песком, с солью, с горчицей и с кусочком лимона. На каждом блюдце лежит деревянная палочка (можно с ватой); рядом – стаканы с водой для смачивания этих палочек. Воспитатель предлагает детям придвинуть к себе первое блюдце, Смочить один конец палочки в воде и обмакнуть в сахарный песок. Далее ребенок смотрим в зеркало, а воспитатель прикладывает палочку сначала к средней части языка, затем к основанию и к боковым частям, в конце – к кончику языка. После чего предлагает подумать и назвать, в какой части языка живут «сладкие сосочки».

Затем педагог просит малышей осушить язык салфеткой и повторить Манипуляции по определению вкуса. Они сами делают вывод, что «сухой» язык вкуса не ощущает.

«Из чего мы сделаны»

Цель: сформировать понятие детей о клеточном строении организма.

Материал: микроскоп, кусочек свинины, свиного легкого, кожи, Волос.

Методика проведения: воспитатель напоминает детям о том, что любой организм состоит из клеток, выполняющих разные функции. Затем предлагает рассмотреть под микроскопом кусочек свинины, свиного легкого, печени, капельку крови, волос, кожу. Помогает детям сделать вывод: каждый организм состоит из клеток, выполняющих разные функции и требующих разное питание.

«ХХ-Р-Р-Р»

Цель: дать детям понять, что такое храп и почему иногда человек храпит во сне.

Материалы: бумажный пятнадцатисантиметровый квадрат.

Методика проведения: воспитатель предлагает ребенку взять квадрат за края и прислонить к губам. Затем просит малыша «промычать» свою любимую песенку, а потом сделать то же самое, но уже без бумаги. Вывод: храп, как и все звуки, представляет собой вибрацию мягких тканей во рту.

Просмотров: 399
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Макарова Татьяна Алексеевна, Борисова Василиса Николаевна. Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Елена Владимировна Климонтова. Сценарий игры-путешествия, посвященному Дню матери для детей старшего дошкольного возраста 'Веселое путешествие'
  • Скитневская Любовь Юрьевна. Песочная терапия или игры с песком для детей дошкольного возраста.
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Ломакина Наталья Леонидовна. «Игры-путешествия, как организация совместной деятельности взрослого и ребёнка»
  • Ольга Ронжина. Консультация для воспитателей. «Под парусом лето летит над землёй» Игры и эксперименты с ветром
  • Осипенко Галина Леонидовна. Научная статья «Дидактические игры как средство воспитания и методика их проведения»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Иванова Наталья Александровна. Презентация Игры и эксперименты с водой
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Карелина Альбина Анатольевна. План — конспект сюжетно — ролевой игры «Автосервис» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Оксана Горбунова. Рекомендация для родителей.- Игры для детей старшего дошкольного возраста с мамой на кухне
  • Ушакова Екатерина Борисовна. Дидактические игры для детей дошкольного возраста, теория и практика использования
  • Черникова Юлия Владимировна. Конспект сюжетно–ролевой игры «Почтовый вагон» для детей среднего дошкольного возраста
  • Мухаметшина Тензиле Рамиловна. Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста
  • Воржавинова Е. А.. Сценарий квест – игры для детей старшего дошкольного возраста «Огородное путешествие»
  • Неттина Тамара Васильевна. Развивающие игры для детей дошкольного возраста
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Новикова Виктория Сергеевна. Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
  • Ткач Галина Ивановна. Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста По методике Л.Г. Петерсон



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь