Кашапова Елена Михайловна. Статья на тему «Чувствуем-познаём-размышляем»

Статья на тему «Чувствуем-познаём-размышляем»

Воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детскеий сад 3№ 21» Кашапова Елена Михайловна г. Лысьва Пермский край

Ребёнок черпает свои представления об окружающей его среде с помощью анализаторов: слухового, зрительного, обоятельного, осязательного и вкусового. При этом словом он закрепляет представления, полученные сенсорным путём. В ходе полисенсорной, предметно-практической деятельности ребёнок учится произносить и запоминать слова, связанные с ней. Только тогда слова начинают жить в реальном окружении и откладываются в сознании и опыте ребёнка. Сенсорное и речевое развитие детей происходит в тесном единстве, поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.

 

Скачать конспект

Я поставила перед собой цель: найти новые пути развития творческого воображения и речемыслительной деятельности. Знание о том, что важное место в гармоничном развитии ребёнка занимает развитие всех органов чувств, в частности- осязательных, помогло мне сформулировать задачи предстоящей работы:

  1. На основе развития тактильных ощущений формировать творческое воображение детей, мышление, внимание, память, связную речь, умение пересказывать.
  2. Развивать тактильную память, т.е. способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.
  3. Учить детей находить точные слова для определения своих ощущений.

Свой выбор я остановила на тактильных дощечках. Это обыкновенные брусочки размером 6 х10 см, что примерно соответствует размеру детской ладошки. Они покрываются различными материалами (ткань, крупы, бумага, природный материал и т.д.), которые создают разнообразную поверхность: твёрдую, мягкую, ворсистую, шероховатую, ребристую и т.д.

Всю свою работу я разбила на три этапа:

1. На первом этапе, целью которого было познакомить детей с дощечками, ввести в активный словарь прилагательные, характеризующие качества и учить группировать «тактильные дощечки» по отдельным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений, использовала такие приёмы, как

  • Тактильное обследование окружающих предметов с названием качества поверхности
  • Обследование «тактильных дощечек», сравнение их поверхностей между собой и окружающими предметами
  • Обучение приёмам обследования
  • Нахождение дощечки по описанию
  • Описание заданной дощечки.

На этом этапе работа проводилась как при помощи зрительного анализатора, так и при его выключении.

Второй этап моей работы имел цель: учить детей соотносить поверхности дощечек с определённым предметом, животным, эмоциональным состоянием. Здесь я давала детям задания:

  • Найди такую же дощечку
  • Разложи дощечки по степени гладкости их поверхности
  • Найди дощечку, похожую на котика
  • Ответь на вопросы: Какое животное напоминает дощечка?
  • Какую вещь? Какая дощечка тебе больше нравится? Какая меньше? Какая не нравится?
  • Найди самую злую дощечку, самую добрую, грустную
  • Разложи дощечки по сюжету.

На третьем этапе работы учила детей уже составлять рассказы с опорой на тактильные дощечки и тактильные ощущения, просила давать оценку своему эмоциональному состоянию. Здесь использовала такие приёмы, как:

  • Составление тактильных рассказов на основе сопоставления поверхностей, т.е. по ходу рассказа дети выкладывали друг за другом дощечки. Составляли «неподвижные» и «подвижные» рассказы.
  • Следующий приём: воспроизведение рассказов по уже выложенным дощечкам
  • Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по «тактильным дощечкам».
  • И, наконец, просила детей составить рассказ о себе, определяя свои качества «тактильными дощечками».

На занятиях с использованием «тактильных дощечек» я выясняла, почему ребёнок выбирает именно ту или иную дощечку, это давало мне возможность определить, понимает ли ребёнок задание, а также оценить его эмоциональное состояние.

Во время месячника, посвящённого семье, в детском саду я предлагала детям изобразить дощечками свою семью, при этом старалась выяснить, почему каждому члену семьи соответствует выбранная ребёнком дощечка.

Также предлагала детям:

  • Выложить дощечки, которые соответствуют его друзьям
  • Показать дощечку, которая по мнению ребёнка, подходит к его настроению и т.д.

Последовательное прохождение всех этапов, использование всех приёмов, а также творческий подход к выбору и составлению предложений и рассказов, помогли развить у детей эмоционально окрашенное восприятие окружающего мира, обогатили их речемыслительную деятельность, а, следовательно, окажут в будущем плодотворное влияние на их развитие в целом.

Просмотров: 193
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Жданова Марина Владимировна. Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Осипова Елена Витальевна. Как спланировать конструктор тематического пространства в соответствии с ФГОС, при этом поддержать детскую инициативу.
  • Лезжова Ольга Владимировна. Рекомендации по применению тактильных книг (рельефно-контурных) для детей с особыми возможностями здоровья для педагогов и родителей
  • Крюкова Екатерина Васильевна. Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: Составление описательного рассказа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели», при помощи мнемокарточек.
  • Крестникова Юлия Борисовна. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР. Составление рассказов-описаний диких животных по плану.
  • Ильченко Ольга Владимировна. Конспект совместной деятельности взрослых и детей по художественно – эстетическому развитию 'При солнце тепло - при матери - добро!'
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Корелина Людмила Николаевна. Опыт работы по социально — нравственному воспитанию детей при тесном взаимодействии с семьей.
  • Лифанова Алёна Игоревна. Развитие способностей детей при помощи развивающих игр, сделанных своими руками.
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Наталия Анохина. Познавательное занятие с элементами экспериментирования в средней группе «Металл, его качества и свойства»
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Энгель Лилия Николаевна. Педагогическая статья «Игровые приёмы при обучении грамоте детей дошкольного возраста»
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Макарова Светлана Андреевна. Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей при нормальном и нарушенном речевом онтогенезе.
  • Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.
  • Смбатян Анна Сергеевна. Конспект занятия по развитию речи не тему: «Составление рассказов по картинке «Кошка с котятами»
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Примерные задания по проведению диагностического исследования ребёнка при поступлении в школу 'Как узнать тебя, малыш…'
  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Елена Кремова. Формирование в процессе игровой деятельности безопасного поведения дошкольников на дороге. Игра «Найди свою вещь»
  • Сафронова Кристина Владимировна. Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Мотриченко Елена Александровна. Развитие мелкой моторики при помощи нетрадиционных методов рисования.
  • Фелорчук Юлия Валерьевна. Конспект по Развитию речи. Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий, ИКТ»
  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Назарова Наталья Сергеевна. Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь