Степаненкова Татьяна Александровна. Экспериментально-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада (из опыта работы)

Воспитатель: Степаненкова Т.А.

Наш мир стремительно меняется, меняются техника, отношение к жизни, социально-экономическое развитие страны. А раз меняется время, должны меняться и люди. Стране мало послушных исполнителей, нужны люди с новым мышлением, новой мотивацией, новым стилем поведения.

И перед образовательными учреждениями встала такая задача: как воспитать такого человека? Творческого, высокообразованного, духовно-нравственного, спортивного и здорового, а также самостоятельного инициативного, умеющего учиться, ставить цели и задачи и реализовывать их.

Так как образование ребенка невозможно без поиска инновационных технологий, которые развивают творчество детей, формируют в них полезные навыки саморазвития и самообразования, то возникает необходимость прибегать к экспериментальной деятельности — методу, направленному наилучшим образом на формирование универсальных знаний у дошкольников.

Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию, исследованию. У детей быстро обогащаются знания, развивается познавательный интерес и активность, что в дальнейшем очень пригодится им в процессе школьного обучения.

 

Целью экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста является — создание условий в детском саду для формирования основного целостного мировосприятия ребенка.

Задачи экспериментальной деятельности:

  • расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира (воздух, вода, почва и др.), о грамотном их использовании
  • углублять представления детей о живой и неживой природе
  • формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы
  • развивать мышление, память, внимание, речь
  • воспитывать познавательный интерес и эмоционально-целостное отношение к окружающему миру.

Участниками экспериментальной деятельности являются:

  • дети, воспитанники дошкольного учреждения
  • родители, законные представители
  • педагоги дошкольного учреждения.

В каждой группе нашего дошкольного учреждения оборудован уголок «Почемучек», место для проведения экспериментальной деятельности с детьми. В уголке экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста должны быть:

  • разнообразные сосуды
  • природный и бросовый материал
  • разные виды бумаги
  • увеличительные стекла
  • микроскопы
  • магниты
  • пипетки
  • колбы
  • мерные ложки
  • стаканчики
  • различные крупы
  • саль, сахар
  • свечи
  • совочки
  • формы для льда
  • клеенчатые фартуки
  • перчатки
  • схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
  • серии картин с изображением природных сообществ
  • тематические альбомы
  • коллекции
  • книги познавательного характера.

В уголке экспериментирования в свободное время дети самостоятельно (под присмотром воспитателя) повторяют опыты, применяя полученные знания, умения и навыки. Большую радость дети получают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Поощряя детскую любознательность, мы способствуем развитию у ребенка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

Опыты и эксперименты проводятся разные:

  • демонстрационные (педагог проводит опыт и демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатом)
  • фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках детей)

И те, и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.

В организации и проведении экспериментирования с детьми можно выделить несколько этапов:

  1. Постановка задачи.
  2. Поиск путей решения проблемы.
  3. Проведения эксперимента.
  4. Обсуждение увиденных результатов.
  5. Формулировка выводов.

Как же ведется работа по экспериментальной деятельности в нашем детском саду?

Т.к. родители, законные представители ребенка, являются участниками образовательного процесса, то работу по экспериментированию я начинаю с анкетирования родителей, о целесообразности проведения опытов и экспериментов в детском саду, проводят ли они дома что-то подобное, хотят принимать участие и оказывать посильную помощь.

Далее, подготавливаю родителям памятки и консультации о пользе экспериментирования, о простых экспериментах с детьми, которые можно провести в домашних условиях.

Составляю перспективный план на год, ориентируясь на программу по ознакомлению с природой, по окружающему миру, на времена года. Понятно, что зимой проще и интереснее проводить эксперименты со снегом, льдом, замерять температуру на улице и в помещении, а весной наблюдать за проращиванием семян, на животворные свойства воды, когда распускаются листья на веточке в воде или появляются корешки у черенков комнатных растений. Но это не значит, что мы слепо следуем этому плану, зачастую эксперименты возникают случайно, исходя из интересов детей. Как вот, например, опыт с фасолью (мы его рассмотрим ниже). Стараемся проводить по одному опыту или эксперименту в неделю, но зачастую, это случается и чаще, т.к. дети непосредственны и любознательны. Сначала мы проводим эксперимент со всей группой, или подгруппой, если эксперимент трудоемкий, чтоб все дети увидели и поняли, а потом в уголке экспериментирования, в свободное время дети могут сами повторить этот опыт, естественно, под наблюдением воспитателя. Очень нам понравился способ фиксирования результатов опытов с помощью лэпбуков, вот здесь нам очень пригодилась помощь родителей в сборе и оформлении материала. Но результат потрясающий, дети в восторге!

Естественно, что интересным и необычным материалом хочется поделиться с коллегами, поэтому в нашем саду часто проводятся мастер-классы для педагогов, представление опыта работы педагогам на педагогических часах. Очень часто у нас идет взаимосвязанная работа с узкими специалистами ДОУ: логопедом и психологом, например, знания, полученные в ходе экспериментирования с песком, дети закрепляют с психологом в сенсорной комнате или проговаривание результатов опытов с логопедом, на его индивидуальных занятиях.

Естественно, что в ходе экспериментальной деятельности, как и в любой другой деятельности, хочется видеть отдачи, результатов работы.

Ожидаемые результаты:

В результате экспериментальной деятельности:

  • у детей повысилась познавательная активность при работе с природными объектами и явлениями
  • дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи.
  • у детей заметно повысилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения
  • дети теперь самостоятельно могут проводить элементарные опыты и эксперименты.

Чем мне нравится экспериментальная деятельность, это тем, что она затрагивает все образовательные области. Все вы знаете, что в 2014 году был принят новый государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который направлен на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, на развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка. И по новому федеральному государственному образовательному стандарту детская деятельность делится на 5 образовательных областей, это: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие и физическое развитие.

А сейчас, давайте, рассмотрим интеграцию образовательных областей в экспериментальной деятельности на опыте с фасолью. Играя с фасолью и горохом (воспитанникам нравится игра «Золушка», когда фасоль и горох смешиваются и надо их рассортировать), дети обратили внимание, что фасоль твердая. А вот в супе, она мягкая. Почему? Потому что варится в горячей воде. А что будет, если замочить фасоль в горячей воде? Посмотрим. Оставили фасоль до утра в горячей воде. И на другой день обнаружили, что фасоль увеличилась в объеме, поменяла цвет, а самое главное, действительно, стала мягкой до такой степени, что ее можно проткнуть зубочистками и делать с помощью них и фасоли разные фигуры.

Социально-коммуникативное развитие – общение детей, готовность к совместной деятельности, к труду и творчеству.

Познавательное развитие – дети получили представление о свойствах воды и фасоли, делая разные фигуры из фасоли и зубочисток, закрепляли имеющиеся знания о геометрических фигурах, о количестве и числах.

Речевое развитие – обогащение словаря (набухла, увеличилась в объеме) и развитие связной речи в ходе обсуждения экспериментирования.

Художественно-эстетическое развитие – видение красоты полученных фасолевых фигур, зарисовка результатов экспериментирования в дневник наблюдений.

Физическое развитие — развитие мелкой моторики, выявление полезных свойств фасоли, а, следовательно, и правильного питания, которое тоже входит в область физического развития.

Хочу показать вам еще немного опытов и экспериментов, проводимых с детьми. Опыты с водой и песком. Работа по экспериментальной деятельности проводится в нашем саду систематически и вызывает восторг у детей.

Ребенок по своей природе очень любознателен. А когда это качество подкрепляется еще хоть и небольшим, но багажом знаний, то процесс ознакомления с окружающим миром и природой идет более успешно и результативно. Именно это и дает ребенку экспериментирование — почувствовать себя исследователем, найти ответы на интересные вопросы, какой-то степени, даже стать первооткрывателем.

Опыт с фасолью

Просмотров: 406
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Захарова Валентина Ивановна. Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Перепросова Кристина Александровна. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
  • Власова Ирина Викторовна. Опыт работы. «Развитие познавательного интереса дошкольников старшего возраста посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Сивушкина Марина Николаевна. «Развитие познавательного интереса младших дошкольников с помощью экспериментальной деятельности» (из опыта работы)
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Илашко Родика Григорьевна. Познавательное развитие детей раннего возраста средствами опытно — экспериментальной деятельности
  • Грачева Татьяна Михайловна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭЛЕМЕНТАРНО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Ракитянская Галина Ивановна. Статья для педагогов «Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников».
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Клячева Валентина Федоровна. Опыт работы «Организация экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
  • Гордова Юлия Львовна. «Развитие исследовательской и проектно-экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Кандаурова Людмила Ивановна. Влияние опытно — экспериментальной деятельности на развитие познавательной активности дошкольников.
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Глушкова Ольга Ивановна, Романова Венера Насибулловна. «Речевое развитие детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности
  • Родионова Ирина Алексеевна. Опыт работы «Развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Мушинская Наталия Владимировна. Статья «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»
  • Карелина Елена Николаевна. Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Свойства воды»
  • Фролова Ольга Юрьевна. Организация опытно-экспериментальной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой родного края
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Пархоменко Ольга Владимировна. Творческая презентация «Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»
  • Шемякина Мария Евгеньевна. Система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Царева Ольга Владимировна. Опыт работы на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Чубрикова Татьяна Николаевна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. «Развитие любознательности в процессе активной игровой познавательно – экспериментальной деятельности дошкольников путем внедрения в непосредственно деятельность игр — экспериментов с использованием модели
  • Будникова Оксана Александровна. Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь