Баженова Татьяна Владимировна. Конспект познавательного занятия с использованием проблемной ситуации на тему: «В царстве лекарственных растений». (старший возраст)

Конспект познавательного занятия с использованием проблемной ситуации на тему: «В царстве лекарственных растений». (старший возраст)Конспект познавательного занятия с использованием проблемной ситуации на тему: «В царстве лекарственных растений». (старший возраст)

Подготовила воспитатель: Баженова Т.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка- детский сад № 36 г.Курганинска муниципального образования Курганинский район

Цель: Знакомство детей с лекарственными растениями.

Методические приёмы: загадки, проблемные ситуации, исследовательская деятельность, беседа, физминутка, игровые упражнения, аудиотренинг.

Ход занятия

 

Ребята, посмотрите куда привела нас тропинка? Вы ощущаете аромат? Мы с вами оказались в царстве растений, а каких растений – вы узнаете, отгадав загадки и послушав стихотворения.

Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.

(Крапива)

Крапива выглядит красиво,
А поступает не красиво
Чем к ней нежнее прикасаться
Тем хитрая больней кусается

Рос шар бел,
Дунул ветер – шар улетел. (Одуванчик)

Одуванчик золотой
Был красивый молодой,
Не боялся никого
Даже ветра самого.

Одуванчик золотой
Постарел и стал седой
И как только постарел
Вместе с ветром улетел.

Нарядные платьица, желтые брюшки,
Ни пятнышка нет на красивой одёжке,
Если случится тебе простудиться
Привяжется кашель, поднимется жар

Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.

– Что же это за чудесный Цветок? (Ромашка

- Ребята, а как называются эти растения? Почему они так называются?

Проблемная ситуация.

Издавна люди замечали, что животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливают. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненных лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав.

Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку?

II. Основная часть.

Исследовательская деятельность.

Посмотрите на это растение (картинка или засушенное растение). Его встретить на лугах и лесных опушках и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Теперь вам понятно, почему он так называется? (ответы детей). Да, каждый лист состоит из множества крохотных листочков, и у каждого листочка ажурные края.

Тысячелистник – лекарственное растение. Издавна его использовали для остановки кровотечений, а так же для улучшения аппетита.

Используют у тысячелистника соцветия – корзинку

А чем хорошо лечить, если разобьёшь коленки?

Зелёным бинтом, который называется… (подорожник). Почему это растение так называется? Да, ребята, мы иногда топчем его. Оно плотнее прижимается к земле. Листья его упругие, с прочными жилками. Надёжно укрепился в почве густым пучком корней. Вверх поднят только стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которых так страдают многие другие растения. Подорожник – великий путешественник. Известна история его появления. Очень давно европейцы стали заселять новую для них землю – Северную Америку. А с ними и поселился подорожник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебрался через океан. И там, где проходили европейцы, стал расти. Индейцы дали ему название «След бледнолицых».

Вы знаете, как пользоваться подорожником при ушибе? Листья подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране.

Отгадайте. О каком растении говорят, что оно жжёт.

Правильно, это крапива. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Важно и другое, о чем писали очень давно русские врачи. «Берём сырую крапиву, толчём и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества убивающие микробов, а так же она хорошо останавливает кровь. А еще она укрепляет волосы; из неё делают бумагу. Да, да, из крапивы можно получить бумагу, а так же мешковину и верёвки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна.

Вспомните сказку Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди», именно из крапивы пришлось сестрице связать рубашки для братьев, чтобы спасти их от чар колдуньи.

Полезна крапива и бабочкам – адмиралу, павлиньему глазу, крапивнице, гусеницы которых едят её листья. Одна из таких бабочек даже названа в честь своей травы – кормилицы.

Но почему всё-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок, как игла крошечного шприца, внутри волосков едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Поэтому, когда заготавливают крапиву, одевают перчатки

– А что это за растение?

Отгадайте.

Стоит в поле кудряшка –Белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое

Это ромашка. Если горло болит, то лучший доктор – отвар из луговой лекарственной ромашки. Давайте её научимся отличать от другой, которая никого не лечит, и называется поповкой.

Дети приходят к выводу: у лекарственной ромашки – листья рассечены на много мелких цветков; у половины листья цельные, на каждом стебельке один цветок. А если разрезать цветоложе (серединку) ромашки аптечной вдоль, то оно будет полое, в то время у поповки – нет. Есть ещё один признак – запах. Понюхайте, ребята. У ромашки аптечной он отсутствует или неприятный

Лекарственная ромашка любит солнце – в тёмных влажных местах она не растёт.

- А теперь посмотрите не это растение. Кто знает, как оно называется? Золотисто – желтые цветочные корзинки, похожие на мягкие кошачьи лапки, обладает удивительной способностью сохранить в засушенном состоянии свой естественный вид и окраску. Именно по этому растение получило название – бессмертник. Эта особенность растения используется для составления «зимних букетов». Бессмертник довольно не прихотливое растение, хорошо переносит засуху в степных районах. Растет преимущественно тем, что растение укрыто специальными волосками, надежно защищающими растение от испарения. (Дети рассматривают растение).

С незапамятных времен растение это использовалось в лекарственных целях. Из него изготавливали «грудной чай», рекомендованный при простудах, отвары применялись при укусах бешенный животных, а порошком бессмертника присыпали долго незаживающие раны, еще бессмертник используется для добывания желтой краски. Бессмертник помогает человеку справится с комнатной молью, повреждающей одежду, ковры, меховые изделия.

- А вот еще один врачеватель из нашей аптечки – что это за растение?

Определите по запаху.

- Корень валерианы. В переводе с латинского языка «валере» означает «быть здоровым».

Это одно из самых пахнущих лекарственных растений. Рассмотрите корневище и определите его (рассказы детей). Корневище короткое, толстое, внутри полое с многочисленными корешками. На Руси валериану издавна рекомендовали в качестве успокаивающего средства при бессоннице. Еще царь Петр I повелел выращивать лекарственные растения, в том числе и валериану, в специально созданных «аптечных огородах». Растет валериана на заболоченном и влажном, иногда засоленным лугам, по берегам водоёмов и канав, в зарослях кустарников, на лесных полянах и опушках

Все эти растения (лекарственные) произрастают во многих районах ставропольского края и в нашем крае тоже, но не все

Физ. Минутка.

На берегу стояла ива,
Ветер ветками качал
То налево
То направо,

То листочками играл
Посчитаем да подумаем

- Кто соседи ромашки?

- Какая по счету валериана?

- На котором месте находится бессмертник?

- Сколько лекарственных растений мы «встретили» на этом занятии?

Дополнительные упражнения.

«Какого растения не стало».

(На внимание)

Правило сбора лекарственных растений.

Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.

Сушат под навесом, чтобы не падали прямые солнечные лучи. Почему? (ответы детей).

При сборе цветков часть из них оставляют на растении. Зачем (Ответы детей).

Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.

Запрещается собирать растения вблизи автомобильных и железнодорожных магистралей, а так же в крупных городах. Почему? Как вы думаете?

Запрещён сбор редких лекарственных растений занесённых в Красную книгу. Цветки собирают когда растение цветет. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. (Что важно для возобновления зарослей).

Самостоятельная деятельность

- Зарисовка и подготовка выставки «Лекарственные растения».

- «Узнай по описанию» работа с тетрадью в рисунках.

Заключение:

Подвести итог занятию.

Просмотров: 234
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Киченко Наталья Георгиевна. Гербарий лекарственных растений Красноярского края
  • Светлана Николаевна Прудникова. НОД: «РАСТЕНИЕ КАК ЧЕЛОВЕК».
  • Лыхина Александра Викторовна. Проект «В каждом семени прячется растение»
  • Плуталова Татьяна Владимировна. Конспект НОД по экологическому образованию для детей 3-4 лет «Почему листья осенью желтеют»
  • Лисовец Т. А. Конспект занятия по теме самообразования «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду» в подготовительной группе Тема: «Желтые, желтые листья по ветру вьются, летят»
  • Сергеенко Елена Евгеньевна. Конспект НОД для детей 5 – 6 лет «Лекарственные растения»
  • Заздравных Инна Ивановна. НОД «Царство растений: лекарственные травы»
  • Железцова Любовь Прокофьевна. Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема : Лекарственные растения.
  • Горбатова Светлана Владимировна. Презентация 'Лекарственные растения'
  • Тараненко Наталья Александровна, Скрягина Татьяна Данииловна. Конспект НОД «Лекарственные растения»
  • Евко Татьяна. Лекарственные растения в экологическом образовании дошкольников
  • Кузьмина Марина Олеговна. НОД по экологии 'Лекарственные растения'
  • Шарафиева Альбина Миргазияновна. Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Лекарственные растения Башкортостана»
  • Наталья Викторовна Вовк. Презентация для детей старшего дошкольного возраста 'Загадки о лекарственных растениях'
  • Сорокина Наталия Ивановна. Материал к экологической конференции «Расширение представления у детей с ОНР о лекарственных растениях родного края»
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Иванова Нина Николаевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: «ПОЧЕМУ ОПАДАЮТ И ШУРШАТ ЛИСТЬЯ?»
  • Рассказова Лариса Юрьевна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ЗПХ+АППЛИКАЦИЯ) ПОЛЕЗНЫЕ РАСТЕНИЯ.
  • Ольга Викторовна Калиниченко. «Формирование основ экологического мировоззрения и культуры по средствам лекарственных трав»
  • Завьялова Юлия Анатольевна. Конспект занятия-экспериментирования по природе в подготовительной группе На тему: «Жизнь растений»
  • Гайнеева Винера Фаатовна. Практическая образовательная деятельность: «Черенкование комнатных растений».
  • Мягкова Вероника Владимировна. Конспект занятия по гарденотерапии с элементами театрализации - 'Путешествие Чиполлино в мир растений'
  • Полковникова Марина Александровна. Консультация для родителей «О чем говорят растения»
  • Карелина Валерия Владимировна. Непосредственно образовательная деятельность логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Комнатные растения»
  • Абдулова Джюме Сиражутдиновна. Конспект открытого занятия в средней группе по экологии «Мир комнатных растений»
  • Атаманюк Светлана. Непосредственно-образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности. Занятие по лексической теме: «Комнатные растения»
  • Симонова Татьяна Антоновна. Проект по экологии для детей раннего возраста «В мире целебных растений»
  • Санькова Оксана Леонидовна. Конспект НОД 'Царство растений'
  • Митюкова Вера Владимировна. Презентация 'Комнатные растения'
  • Редактор. РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь