Косценковская Татьяна Евгеньевна. Значение певческой деятельности в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

Значение певческой деятельности в укреплении здоровья детей дошкольного возрастаЗначение певческой деятельности в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

В современном мире интерес к влиянию музыки на организм человека значительно вырос. Многочисленные исследования подтверждают, что музыка оказывает влияние на процессы в организме человека, меняет работу различных органов и систем, что благотворно влияет на здоровье человека. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство…» Чем раньше дети приобщаются к миру музыке, тем более музыкальными они становятся впоследствии.

Наиболее доступным и любимым видом деятельности дошкольников, благотворно влияющим на здоровье и психо-эмоциональную сферу ребёнка, является певческая деятельность в детском саду. Ведь каждый здоровый человек с рождения обладает уникальным «музыкальным инструментом» — голосом. И если бережно и грамотно подойти к совершенствованию и развитию этого «инструмента», то можно прийти не только к хорошему результату, но и укрепить здоровье человека. Известно, что обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни голоса, ни слуха.

 

Систематические занятия певческой деятельностью приводят ребёнка к умению экономно расходовать дыхание, расслабить зажатые лицевые мышцы, укрепить стенки кровеносных сосудов тех органов, которые участвуют в процессе пения. Звучание голоса только на 15-20 % уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Такой массаж может стимулировать и улучшить работу внутренних органов. Врачами практиками и учёными не раз доказано, что занятия пением улучшают язык и память ребёнка. При пении стимулируется левая височная (слуховая) доля головного мозга, тем самым улучшая устную память.

На своих занятиях я использую различные комплексы артикуляционной гимнастики, состоящие из упражнений для развития дикции и артикуляции, которые помогают решать некоторые проблемы со звукопроизношением у детей.

  • Губной вибрант ( «Как гудит мотор машины?»)
  • Щелчки языком ( «К нам лошадки прискакали»)
  • Краткое произношение звонких и глухих согласных звуков ( «Ёжик фырчит. Паровозик пыхтит.»)
  • Пропевание гласных звуков. ( «Кукла поёт») и т.д

Так же развиваю дыхательную систему с помощью упражнений на дыхание:

  • Бесшумный вдох. Шумный выдох. ( «Погреем руки»)
  • Шумный вдох. Бесшумный выдох. ( «Удивление»)
  • Воздушный шар (Музыкальная игра М.Картушиной)

Скороговорки, заклички, весёлые кричалки, музыкальные речевки, способствуют не только развитию дыхательной и речевой системы, но и поднимают настроение детям улучшая их эмоционально-психическое состояние. Так и песни разного характера по разному влияют на состояние ребёнка. Например,

  • маршевые песни повышают активность;
  • колыбельные успокаивают, улучшают сон, нормализуют сердечную деятельность и кровяное давление;
  • совместное пение с ребёнком повышает внимание. сосредоточенность;

Важным условием в процессе певческой деятельности является то, в какой певческой установке и позиции находится ребёнок. Поэтому дети должны стоять спокойно, расслабив плечевой пояс и мимическую мускулатуру, спину держать ровно, руки опустив вдоль туловища. Категорически неприемлемо кричать во время исполнения, форсировать звук, поднимать плечи во время дыхания. Голосовой аппарат нужно тоже подготовить. Я предлагаю ребятам представить, что они, например, фокусники и, что сейчас изо рта у них появится шар. Или наш рот – это дупло, из которого выглядывает филин и поёт: «У-у». То есть у ребёнка сразу поднимается верхнее нёбо (позиция зевка) и голос звучит более округло и звонко. Благодаря этому мы сохраняем детские голосовые связки от напряжения и большой нагрузки, т.к. воспроизведение звука происходит не только за счёт голосовых связок, но и за счёт головных резонаторов. Так же для охраны и оздоровления детского голоса в своей работе я применяю такое упражнение, как гортанный скрип – «штро бас». Особенно полезно применять его после долгого пения, исполнения мелодии в высоком регистре, после сильной голосовой нагрузки. Скрип расслабляет голосовые связки, заставляя их вибрировать, очищает от скопившихся вредных веществ. Дети очень любят в игровой форме выполнять это упражнение.

Немаловажную роль играет и песенный репертуар, подобранный для исполнения детьми. Это любимые детские темы про животных ( «Весёлый жук», «Хомячок» и т.д.), детский сад, поход, природа, игрушки и т.п. Все упражнения, попевки и музыкальные комплексы проходят в игровой форме. Дети с большим интересом приобщаются к песенному творчеству, сочиняя коротенькие мелодии и музыкальные ответы на вопросы, что положительно влияет на их психо-эмоциональную сферу жизни.

Здоровьесберегающие технологии включают в себя практически все виды музыкальной деятельности дошкольников, не исключая пение. К ним относятся: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, речевые игры, исполнение песен.

Важно помнить о регулировании громкости и продолжительности музыки, звучания песни. Слишком громкое или продолжительное звучание вредно для здоровья, т.к. утомляет нервную систему, может вызвать усталость и раздражение.

Врач-фониатр Е.И. Алмазов: «Пение…доставляет поющему удовольствие,.. упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье».

Итак, грамотные занятия пением улучшают ритм дыхания, снижают риск простудных заболеваний, стимулируют творческую активность, развивают воображение, расслабляют организм и мышцы лица, восстанавливают силы и даже нормализуют работу мозга.

Пойте сами, пойте с детьми, для детей и будьте здоровы!!!

Просмотров: 562
Категория: По направлениям » Для детского сада » Музыкальные занятия




Другие новости по теме:

  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Березовская Елена Валерьевна. ЗДОРОВЬЕ – ЦЕННОСТЬ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, НО И ДЛЯ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Людмила Николаевна Выжанова. Актуальной темой для разговора во все времена - это здоровье человека
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА
  • Коваль Галина Николаевна. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Роль органов чувств в жизни человека»
  • Савалина Елена Борисовна. Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий «Музыка укрепляет здоровье наше»
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Нескучаева Ирина Юрьевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Как человек рассеянный с улицы Бассейной узнал, что такое чистота»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Макаренко Элла Тагизовна и Домрачева Елена Ивановна. Конструктор – это не только интересно, но и полезно!
  • Е. Н. Бобрышева, Н. В. Орехова. Проект для детей старшего дошкольного возраста «Здоровье – это здорово!»
  • Горькова Ольга Владимировна. «Формирование вокально – хоровых навыков у детей с ОВЗ (нарушение речи) в певческой деятельности».
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Трещева Татьяна Анатольевна. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ВОКАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА)
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь