5 Развитие личности

(2) ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ И МЛАДЕНЦА Фодхам Ф. подчеркивает, что мать не всемогуща, и является только половиной взаимоотношений. Результат развития в раннем возрасте будет удовлетворительным при просто хорошей материнской заботе, и важно не идеализировать роль матери. Мать способствует росту, особенно с помощью своей способности контейнировать ребенка. Это можно рассматривать как продолжение содержания in utero, и это выражено в физическом действии держания. Однако в этом есть нечто большее. Контейнирование также выражено во взглядах матери, ее речи и в ее присутствии в целом. Кроме того, то, как мать занята ребенком, дает форму ментального содержания (он находится в ее мыслях), и она придает смысл миру для ребенка. Сама мать позволяет ребенку влиять на себя и использует свои эмпатические способности по отношению к нему. Она вбирает в себя эмоции ребенка, понимает их, а затем возвращает назад, преобразованными и ясными. Мать и ребенок находятся в системных отношениях, и каждый из них влияет на другого. Но это ни в коем случае не является отношениями симбиоза. Нойманн Н. говорит о них как о "первичных отношениях", которые характеризуются полной зависимостью младенца от матери. Инстинкт самосохранения у ребенка старается сохранить эту связь. Тело матери — это мир, в котором ребенок живет, и на ранних этапах у ребенка вряд ли есть нечто большее, чем "телесная самость , которая в любом случае содержится в первичных эмбриональных отношениях. Это далее описывается как "двойственный союз", в котором мать и ребенок, объективно отдельные, функционируют психологически как одно. Мать рассматривается как "хорошая Великая Мать", которая содержит, кормит, защищает и согревает ребенка. Н., на первый взгляд, довольно странно, говорит о ней как о безличной, анонимной, трансперсональной, архетипи-ческой. При более внимательном рассмотрении оказывается, что он просто говорит о ее истинктивности как матери. Тем не менее, Н. исключает возможность рассмотрения ребенком матери как человека; с точки зрения Н., этого не происходит достаточно долго, и только к концу первого года жизни многочисленные функции матери очеловечиваются и выражаются в личности матери. Тогда между матерью и ребенком могут возникнуть отношения "Я-Ты", но даже тогда "первичные отношения все равно составляют все поле жизни ребенка ... даже тогда мать остается всемогущей" (1973, с. 25). Н. рассматривает мистическое соучастие матери и ребенка как нечто существующее с момента рождения, а не как нечто, чего следует достичь. Он также отмечает, что контроль и регулирование развития ребенка вначале осуществляется исключительно матерью (в отличие от Ф.). В то же время Н. также, видимо, осознает, что ребенок оказывает стимулирующее воздействие на мать; он приводит данные исследований по таким темам, как стимулирование материнской реакции положением головы ребенка. (3) ПРОЦЕССЫ ВЗРОСЛЕНИЯ Фордхам Ф. видит процесс непрерывного развития. Он основан на движениях деинтегра-ции-реинтеграции по мере того, как различные архети-пические элементы первичной самости сочетаются с окружающей средой". Когда, например, архетипическое ожидание, состоящее в предрасположенности к контакту с грудью, реинтегрирует от первичной самости, оно при благоприятных обстоятельствах встретится с реальной грудью или соском. После того, как этот контакт надежно присутствует в течение значительного периода времени, самость становится способной реинтегрировать нечто достаточно отличное от исходного дезинтеграта. Теперь у ребенка есть основа для истинного внутреннего объекта. Самые первые отношения являются чисто частично-объектными, и весь ритмиче кий процесс можно сравнить с дыханием. С течением времени в ходе развития интернализируется все больше объектов. Всегда есть архетипические потенциалы, которые не реализуются, а также архетипические образы, которые влияют на поведение, но которые не нашли или еще не нашли удовлетворительного соответствия в окружении. Ребенок, конечно, не знает, что он деинтегрирует; он непрерывно осознает, что что-то с ним происходит, обычно в связи с телесной зоной, и сопровождается возбуждением. С другой стороны, реинтеграция предполагает сон или сонное состояние спокойствия. Реинтеграция — это время, когда младенец должен чувствовать себя отделенным, когда он ассимилирует и переваривает возбуждающие деинтегративные процессы. Он отрицательно реагирует на вторжение. Что касается воздействия отца, Ф. полагает, что ключевым элементом является переключение от двухлично-стного к трехличностному функционированию. Новым элементом является треугольник, а не какой-то радикально новый стиль сознания. Нойманн Концепция Н. совершенно отлична от концепции Ф. Он полагает, что после уроборической фазы ребенок вступает в матриархальную, а затем в патриархальную стадию развития. Основы матриархальной стадии охватывают "укрытие в непрерывности существова-ния" (1973, с. 39). Постепенное развитие отношений двух людей служит основой всех последующих отношений. Если уроборус маскирует двойственность матери и ребенка, то на матриархальной стадии она становится преобладающей и включает способность интегрировать отрицательные опыты. Это приводит к образованию интегрального эго, которое обладает некоторой способностью к защите; в частности — отрицательные чувства отвергаются или изгоняются. Но это интегральное эго не существует до начала второго года жизни. Н. использует идею Юнга об "animus" (см. гл. 7 ниже), чтобы объяснить присутствие отца. Вначале он находится в фаллическом аспекте матери, что означает, что он еще подчинен Великой Матери. Постепенно появляется фигура отца, часто как идеал (см. идеализированный объект-самость у Кохута) и хранитель духовных ценностей в семье. Н. полагает, что отлучение от груди, понимаемое не просто как буквальное событие, представляет собой переход между этими двумя совершенно разными этапами. Если внутренний график развития ребенка выполняется, отлучение от груди не будет травмой, особенно если мать восполняет уменьшение с помощью других видов телесного контакта, целуя и лаская ребенка. Точка зрения Н. состояла в том, что между образами матери и отца сразу возникает напряжение. Он проводит различие между "маскулинными" атрибутами (сознание, деятельность, движение, агрессивность, разрушительность, проникновение) и "фемининными" (бессознательное, защита, укрытие, заглатывание), но оставляет место для того, чтобы эти атрибуты смешивались в фигурах реальных родителей. (4) ПСИХОПАТОЛОГИЯ Фордхам Ф. делает акцент на том, в какой степени ребенок может вынести неизбежное столкновение , между архети-пическим ожиданием и реальным внешним миром. Необходима некоторая доля трения, которая стимулирует рост сознания. Но если есть такое чувство гнева и разочарования в связи с ситуацией, что ребенок не может вынести его, он начинает ощущать фрагментарность и неспособность справиться ни со своими внутренними импульсами, ни с внешними потребностями. В психопатологическом плане есть две возможности: человек вырастает со слабым эго, либо человек реорганизует свои чувства и вооружается против мира всемогуществом, высокомерным представлением о том, каким должен быть мир, и нарциссическими защитами (см. о защите эго выше, с. 19 . Нойманн
Просмотров: 12679
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг Карл Густав. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ Я (ЭГО) И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь