4. ЛУНА

210 Мы уже заметили, что под водой в данном случае понимается "плодотворный интерес", и направленность его вверх означает, что он теперь обращен к полной луне, благоприятному и мирному дополнению к зловещей молодой луне и ее опасностям.

atque ita Tenebrae, quae supra………… . и тьма, которая лежала на лице
abyssi faciem erant, per spiritum………. бездны будет рассеяна духом,
se in aquis moventem discutientur…….. движущимся над водою. Так, по
Sic jubente Deo Lux apparebit……………. повелению Бога, появится Свет.

211 Глаза, которые дотоле видели лишь тьму и опасность зла, обращаются к кругу луны, где начинается эфирной царство бессмертных, а мрачная бездна может быть предоставлена самой себе, поскольку дух теперь движет ее изнутри, сотрясает и трансформирует ее. Когда сознание подтягивается поближе к бессознательному, то результатом этого является не только сокрушительный удар по сознанию, но и проникновение части его света в тьму бессознательного. Благодаря этому бессознательное уже не является таким отстраненным, отчужденным и пугающим, и это прокладывает дорогу возможному единению. Разумеется, "освещение" бессознательного не означает, что с этого момента бессознательное стало уже не таким уж и бессознательным. Ни в коей мере. Просто его содержимое переходит в сознание с большей легкостью, чем прежде. "Свет", который горит в конце, — это lux moderna алхимиков, новое расширение сознания, еще один шаг к превращению в Антропоса, и каждый из таких шагов знаменует новое рождение божества.
212 На этом мы и закончим анализ этого текста. Теперь встает вопрос: Действительно ли алхимики думали именно так и скрыли свои мысли под витиеватыми метафорами? Иначе говоря, были ли у Филалета (псевдоним автора нашего текста) на самом деле те мысли и идеи, которые я выдвинул в ходе своего толкования? Я считаю это абсолютно нереальным, и все же я верю, что эти авторы высказывались по данной теме настолько точно и ясно, насколько это было в их силах. Однако, с высоты нашего вкуса и наших интеллектуальных потребностей их работа представляется настолько неудовлетворительной, что мы сами считаем своим долгом снова попытаться сказать то же самое, но более понятными словами. Нам представляется очевидным, что то, о чем думаем мы, алхимикам и в голову не приходило, поскольку, если бы это было не так, то об этом стало бы известно еще много лет тому назад. "Философы" потратили колоссальное количество сил, чтобы докопаться до тайны камня, обвиняя древних в том, что те писали слишком много и слишком непонятно. Если они, по их собственному признанию, писали "эмблематично, символично, метафорично", то это было все, что они могли сделать, и это благодаря их труду мы сегодня имеем возможность сказать хоть что-нибудь о тайнах алхимии.
213 Любое объяснение не чисто математического свойства (последнее, кстати говоря, и не объяснение вовсе, а простое формулирование) обусловлено своим временем. В основе алхимии лежала истинная и подлинная загадка, которая с семнадцатого века понимается, как исключительно психическая. И мы, современные люди, можем воспринимать ее только как продукт психики, смысл которого может быть понят благодаря методам и эмпирическому опыту психологии, как области медицины двадцатого века. Но я и на минуту не могу себе представить, что психологическое толкование обязательно должно оказаться последним словом. Если это настоящая загадка, то у нее должны быть и другие аспекты. Конечно, я верю, что психология способна разобраться в тайнах алхимии, но она не раскроет тайну этих тайн. Стало быть, мы можем быть готовы к тому, что когда-нибудь в будущем наше объяснение будет казаться таким же "метафорическим и символическим", каким мы нашли объяснение алхимиков, и что загадка камня или самости, к тому времени разовьет аспект, который, хоть сегодня мы этого не осознаем, присутствует в наших формулировках, но в такой завуалированной форме, что исследователи будущего зададут себе тот же самый вопрос о том, знали ли мы сами то, что мы имели в виду.

г. Луна-Природа
214 До некоторой степени мы уже исследовали зловещий и опасный аспект молодой луны. В этой фазе ущерб луны достигает своей высшей точки, которая в народных поверьях не считалась благоприятной. Молодая луна опасна при рождении и свадьбе. Если отец умирает в период убывания луны, это принесет неудачу его детям. Опасен даже свет луны, поскольку он вызывает лунную болезнь, исходящую от "лунного волка". От лунного света следует предохранять брачное ложе, беременных женщин и маленьких детей. Тот, кто шьет при лунном свете, шьет саван и т. п.355.
215 Ниже приводится отрывок из книги Парацельса "De pestilitate" (III, 95), в котором очень точно отображена атмосфера, образовавшаяся вокруг бледного лунного света:
А теперь заметьте следующее: Везде, где есть слабый духом и робкий человек, воображение которого создало великий страх и навязало его ему, луна и сопровождающие ее на небе звезды — это corpus, которое поднимет это на поверхность. Когда такой слабый духом и робкий человек смотрит на луну в момент самой большой активности своего воображения, то он смотрит в speculum venenosurn magnum naturae [великое ядовитое зеркало природы], и звездный дух и magnes hominis [человеческий магнит] будут отравлены звездами и луной. Но мы объясним это вам поподробнее. Благодаря своему воображению робкий человек сделал свои глаза похожими на василиск и с самого начала он заражает зеркало, луну и звезды, так что луна заражена человеком с активным воображением; это произойдет быстро и легко, благодаря магнетической власти, которую звездное тело и дух имеют над небесными телами, [а именно] луной и звездами в великой Природе [а именно, в Макрокосме]. Таким образом, человек, в свою очередь, отравляется этим зеркалом луны и звездами, на которые он смотрит; потому что (ибо, как вы можете видеть, это происходит совершенно естественно) и женщина во время менструации тоже загрязняет и портит зеркало, глядя на него. Ибо в это время она ядовита и имеет глаза василиска ex causa menstrui et venenosi sanguinis [по причине менструальной и ядовитой крови], которая скрыта в ее теле и сильнее всего проявляется в ее глазах. Ибо здесь звездный дух загрязненного тела обнажен и открыт звездному магниту. Quia ex menstruo et venenoso sanguine mulieris causatur et nascitur basiliscus, ita luna in coelo est oculus basilisci coeli [Поскольку, если василиск рожден из менструальной и ядовитой крови женщины, то луна на небе есть глаз небесного василиска]. И если зеркало осквернено женщиной, то глаза, звездный дух и тело мужчины оскверняются луной, по той причине, что в такое время глаза робкого мужчины, отличающегося развитым воображением, слабы и тусклы, и звездный дух и тело пьют яд из зеркала луны, в которое ты посмотрел. Но нельзя сказать, что только одно человеческое существо обладает способностью таким вот образом отравить луну своим взглядом, нет; поэтому я и говорю, что, как правило, менструирующие женщины отравляют луну и звезды с большей охотой и гораздо сильнее, чем любой мужчина, да и с большей легкостью. Поскольку, как вы видите, они отравляют и загрязняют зеркало, сделанное из металлического материала, и более того, стеклянное зеркало, то в гораздо больше степени и гораздо быстрее в то же самое время они оскверняют луну и звезды. В это время, если луна всего лишь отражается в воде, а женщина просто глядит в воду, то луна будет отравлена, и она может быть отравлена с помощью многих других средств, но всех их не объяснить. И подобное отравление луны происходит по следующей причине: она — это незащищенный глаз духа и звездного тела и она часто, как вы можете видеть, бывает новой и молодой. Малое дитя, которое поглядится в зеркало, в которое посмотрела менструирующая женщина, станет дальнозорким и косоглазым, и глаза его будут отравлены, загрязнены и сильно повреждены, поскольку зеркало было загрязнено менструирующей женщиной; вот так и луна отравляется, как человеческое существо. Да, луна, становясь новой и молодой, является ядовитой и нечто подобное ты увидишь в двух других вещах, а именно, в элементе воды и также в дереве, глине и т.д.; дерево, собранное в неподходящее время, плохо горит, поедается червями, плохо поддается обработке, воняет и выделяет яд; то же можно сказать и о луне, и именно поэтому ее так легко отравить простым взглядом, и луна с ее светом есть humidum ignis [влага огня], природа ее холодна, по причине чего она способна так легко впитывать яд356.
216 В Таблице Соответствий Пенота357 перечислены следующие атрибуты луны: змея, тигр, Маны, Лемуры и dei infernales. Эти соответствия ясно указывают на то, насколько Пенот был заворожен адской природой луны358. Его "еретический" эмпиризм вывел его за пределы аллегорий отцов церкви, к признанию темной стороны луны, к аспекту, который уже не годился для того, чтобы служить аллегорией прекрасной невесты Христа. И если "сука" выпала из лунной аллегории Церкви, то наше мужское мышление тоже с готовностью забывает о ней, когда имеет дело с чрезмерно превозносимой женщиной. Мы не должны обманываться насчет зловещего "хвоста" несомненно желанной "головы": лай Гекаты никогда не утихает, и не важно, слышится ли он рядом или издалека. Мифология луны — это показательный урок по женской психологии359.
217 Луна с ее антитетической природой в определенном смысле является прототипом индивидуации, прообразом самости: она — это "мать и невеста солнца, переносящая по ветру и воздуху алхимический эмбрион, зачатый солнцем в ее утробе"360. Этот образ соответствует психологеме беременной анимы, ребенком которой является самость или существо, наделенное признаками героя. Точно так же, как анима представляет и персонифицирует коллективное бессознательное, так Луна представляет шесть планет или духов металлов. Дорн говорит:
Из Сатурна, Меркурия, Юпитера, Марса и Венеры ничто и никакой другой металл не могут возникнуть, за исключением Луны [то есть серебра]... Ибо Луна состоит из шести духовных металлов и их свойств, которых каждый металл имеет по два... От планеты Меркурий, от Водолея и Близнецов, или от Водолея и Рыб, Луна получает свою жидкость [liquatio] и свой белый яркий свет..., от Юпитера, Стрельца и Быка свой белый цвет и великую стойкость в огне..., от Марса, Рака и Овна свою твердость и нежное звучание..., от Венеры, Близнецов и Весов свою степень надежности [coagulationis] и ковкости..., от Солнца, Льва и Девы свою истинную чистоту и большую сопротивляемость силе огня..., от Сатурна, Девы и Скорпиона, или от Козерога, свое однородное тело, свою абсолютную чистоту [puram rnunditiem] и сопротивляемость силе огня 361.
Просмотров: 7614
Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь