8 СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТИКА И АЛХИМИЯ

Однако вернемся к социологии; наиболее важной из аналогий между психологическим учением Юнга и системой алхимической философии является идея искупления. По мнению Юнга, «тайна», за которой охотились алхимики и с помощью которой низший металл может быть трансмутирован в благородный, символизирует необходимость трансформировать личность «путем смешивания и формирования благородных и низших составляющих, недифференцированных и подчиненных функций, сознательного и (коллективного — Э. Г.) бессознательного», — т. е., фактически путем юнговских процессов индивидуации и трансформации. Здесь Юнг начинает выдвигать концепцию (алхимической) социологии. Современная проекция алхимической проблемы противоположностей, согласно Юнгу, представлена парой «коллектив и индивидуум» или «общество и личность». «Наращивание коллективной жизни и не имеющее в прошлом прецедента собирание людей в массы, столь характерное для нашего времени, были как будто необходимы для того, чтобы заставить индивидуума осознать тот факт, что он задыхается в сетях организованной толпы». Первая мировая война, как утверждает Юнг, началась из-за того, что европеец оказался одержим чем-то, лишившим его свободы выбора. Изменение этого положения «может начаться только с индивидуумов, поскольку массы — об этом мы слишком хорошо знаем, — суть слепые звери». Дойдя до этого места, социолог, лишенный всяких иллюзий и изучивший различные разновидности «фюрерства», несомненно почует неладное. Дело в том, что если «искупление» индивидуума требует, как это заявляет Юнг, его изоляции от масс, из этого по логике вещей вытекает, что истинная индивидуации по Юнгу не только предполагает, что индивидуум по своим качествам подобен Богу или Христу, но и ставит своего субъекта выше закона. Можно предположить, что слово «индивидуум» здесь оказывается синонимом слова «вождь». Далее следует вспомнить, что спонтанная индивидуации, согласно Юнгу, встречается лишь у немногих избранных. Хотя в одном или двух местах он уточняет этот тезис, заявляя, что призвание, которое, как мы уже убедились, является эквивалентом предопределения, «также является уделом малых сих, вплоть до формата duodecimo* (В двенадцатую долю листа. — прим. перев.)», далее он уточняет это уточнение, добавляя, что по мере уменьшения «формата» призвание становится все более завуалированным и бессознательным, пока не растворяется в обществе и не отказывается от своей целостности ради принятых в обществе норм и банальной необходимости. Как указывает сам Юнг, есть много званых, но мало избранных. «Лишь немногие, — заявляет он, — решились на этот смелый шаг» (развить у себя индивидуальность — Э. Г.). Как правило, это «легендарные герои человечества». Они также освобождены от общественных условностей. Их призвание «действует как воля Бога, от которой не скрыться». «Они должны повиноваться своим собственным законам». «Подобно горным пикам, они возвышаются над массой, которая цепляется за свои коллективные страхи, связи, законы и методы, и выбирают свой путь сами». Однако внутренний голос этих личностей позволяет им осознать причины страданий целого народа или человечества. «Но он представляет это зло в индивидуальной форме... соблазнительно убедительным образом... если мы частично не уступим ему, то это зло не сумеет войти в нас, и тогда не произойдет ни обновления, ни исцеления». Если «я» уступает внутреннему голосу полностью, его содержимое действует как легион бесов. Однако если «я» уступает лишь частично и при помощи самоутверждения спасает себя от того, чтобы быть поглощенным, «оказывается, что зло есть не более чем подобие зла». Похоже, что путь к положению вождя чреват множеством внутриличностных опасностей. По всей видимости, осмелев от собственных формулировок, Юнг с уверенностью ступает на тонкий лед политических обобщений и прогнозов. Прежде всего он заявляет свое демократическое кредо: «Как швейцарец, я закоренелый демократ, однако я признаю, что природа аристократична и более того — эзотерична».* ( Ср. фразу из «Майн Кампф» Гитлера: «... парламентский принцип большинства грешит против основополагающего аристократического принципа природы».). Исповедовавшись таким образом, Юнг далее продолжает: «Великие дела освобождения в мировой истории осуществляют великие личности и никогда — инертная масса, которая всегда вторична и нуждается в вожде для того, чтобы вообще сдвинуться с места». «Хвалебная песнь итальянской нации, — добавляет Юнг, — обращена к личности дуче, а другие нации оплакивают отсутствие у них великих вождей». Чтобы не оставить у нас никаких сомнений относительно того, какова природа великих вождей, он добавляет сноску, которая заслуживает того, чтобы быть приведенной полностью. Вот она: «Эта глава первоначально была прочитана в виде лекции под названием „Die Stimme des Innem" в венском Kulturbund'e в ноябре 1932 года. С тех пор Германия также нашла своего вождя». То, что эта сноска является чем-то большим, нежели попутным комментарием, доказывается рядом фактов. Когда доктор Г. Балли критиковал Юнга за то, что тот стал редактировать выдержанный в духе нацизма журнал «Zentralblatt fur Psychotherapie», Юнг в ответ заявил, что, совершая этот шаг, он прекрасно отдавал себе отчет в том, что может быть неправильно понят, «от чего нет спасения никому из тех, кому из высших соображений пришлось пойти на мировую с нынешними германскими властями».*(Neue Zuerchcr Zeitung, 13 марта 1934г.) «Науки, искусство врачевания и все остальные искусства... должны учиться приспосабливаться. Возражать против этого смешно!» В 1936 году, развивая далее свой «психополитический анализ» относительно аристократических тенденций в природе, Юнг особо подчеркивает: «Коммунистическая или социалистическая демократия — это восстание неполноценных против попыток установления порядка». И далее: «Эсэсовцы превращаются в касту рыцарей, правящих шестьюдесятью миллионами туземцев». «Есть два типа диктаторов — глава и шаман. Гитлер относится к последнему типу. Это голос древних богов... сивилла... дельфийский оракул». В начале 1939 года он советует западным государственным деятелям «не трогать Германию в ее нынешнем расположении духа. Она чересчур опасна... Пустите ее в Россию. Там масса земли — одна шестая часть суши».**(Интервью журналу «Cosmopolitan», январь 1939г.). А в статье о Вотане пишет следующее: «Те, кто поклоняется Вотану, несмотря на свою эксцентричность и чудачества, по-видимому, оценивали эмпирические факты точнее, нежели те, кто поклоняется разуму». Говоря о событиях 1936 года в Германии, Юнг утверждает: хотя Вотан показал себя «беспокойным, яростным и неистовым», его «экстатические и пророческие качества» станут очевидными «в течение ближайших лет или десятилетий»; «национал-социализм будет не последним словом»; его дальнейшую судьбу «не может предсказать, пожалуй, никто, кроме провидца, пророка, самого фюрера...» «Истинный вождь всегда ведом (своим бессознательным — Э. Г. Мы видим, как оно действует внутри него. Он (Гитлер — Э. Г.) сам говорил о его Голосе». Нет смысла говорить, что эти высказывания, свидетельствующие о политических убеждениях и «мудрости» Юнга, вкраплены в массу обобщений, на основе которых может создаться противоположное впечатление, будто Юнга всегда заботили демонические (реакционные) аспекты всяческих групповых проявлений Коллективного Бессознательного, без которого, как он тут же нас заверяет, невозможен никакой прогресс в какой бы то ни было сфере. Впоследствии Юнг поступил так же мудро, как любой другой политикан, допустивший явный ляпсус. Он заявил, будто с самого начала знал, что назревает впереди, и понял это еще в 1918 году, когда, работая с пациентами-немцами, имел возможность наблюдать «специфически немецкие архетипы», чье появление грозило бедой. Как он якобы сказал тогда, «белокурая бестия» просыпается, и впереди нас ждут апокалипсические события. После поражения Германии в 1945 году представления Юнга о Гитлере претерпели поистине удивительную трансформацию. Гермафродитическая фигура «религиозного» шамана и одновременно сивиллы, «полубожество», каким Юнгу представлялся Гитлер в 1936 году, уступило место «духовному пугалу (с метлой в протянутой руке)», истерику, страдающему pseudologia phantastica, психопату, вогнавшему миллионы своих подданных в массовый психоз, который, между прочим, перестал для Юнга быть явлением, характерным только для СССР. Германия, по его мнению, была психически больной и все еще остается таковой, хотя, разумеется, эта болезнь преобладает по всей Европе. «С точки зрения психолога, нет разницы между менталитетом нацистов и менталитетом противников этого режима». По всей видимости, великий архетип Вотана оставил немцев «с тяжелым похмельем, как пьяницу после запойной ночи».
Просмотров: 4571
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 2. Обиталище образов - Вклад Юнга в развитие принципа «познай себя»
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Карл Густав Юнг "Концепция коллективного бессознательного"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Полная хронология жизни Юнга
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Приложение. Кто есть кто в греческой мифологии
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Значение аналитической психологии для воспитания
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг Карл Густав. О психологии бессознательного
  • Юнг Карл Густав. Об архетипах коллективного бессознательного"
  • Юнг Карл Густав. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ Я (ЭГО) И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь