13. Самообновляющаяся мать

Я бы поостереглась утверждать, что такого рода переживания всегда оказывают длительное пагубное воздействие. Иногда они подталкивают человека к тому, чтобы он глубже задумался о себе и оказал сопротивление ложной коллективной установке. В нашей сказке в результате кризиса тоже появляется нечто новое и еще более ценное; быть может, именно в этом причина неминуемой смерти земной коровки. Все же нас не покидает ощущение, что коровка знала, что ее предадут и убьют; она заранее рассказала, как похоронить ее хвост после того, как ее зарежут, что поверх него нужно положить рог и копыта; она наперед знала, что ее смерть означает переход в высшую форму бытия. Несмотря на эти благостные перспективы, об убийстве земной коровки в сказке говорится как о большом горе. В этом сказочном мотиве отражена крайне амбивалентная установка со стороны Природы-Матери. Она стремится выйти за свои границы и пройти трансформацию, но вместе с тем не хочет этого, поскольку природа крайне консервативна. В алхимическом тексте XV в. «Rosarium philosophorum» воздается хвала природе — единственно реальной основе индивидуационного процесса. Юнг ссылается на эту мысль, но при этом подчеркивает, что даже если инстинкт, который, по сути, и есть сама природа, играет очень важную роль в достижении более высокого уровня осознания, процесс психологической трансформации все равно идет по пути contra naturam, против природы. В нашей сказке мачеха, воплощение темной женской Тени, безжалостно убивает земную коровку и тем самым уничтожает столь необходимый Маргарет источник энергии. Образ мачехи символизирует крайне смертоносную черту, присущую материнскому началу и фемининпости вообще, которая часто заставляет женщину разорвать связь и со всеми своими инстинктивными каналами, и с инстинктами других людей. Образ убивающего коровку мясника символизирует анимус, действующий «по приказу» Тени, который «отрезает» женщину от природной жизни губительным лезвием интеллекта. Если мы перенесем в реальную жизнь этот символический эпизод — смерть земной коровки, то станет ясно, что женщина переживает серьезную травму, хотя в конечном счете эта символическая смерть ведет к трансформации во что-то лучшее. Женщина отказывается от некоторых своих возможностей, например, от ценных для нее отношений, но вместе с тем выясняется, что она гораздо лучше осознает действие своей Тени. Вообще говоря, смерть земной коровки означает частичное угасание физической жизни, которой жертвуют ради внутреннего развития. Иногда судьба лишает человека одной возможности, чтобы взамен предоставить ему другую. Эта жертва необходима и с психологической точки зрения, так как у Эго не возникнет впечатления об ошибочной трансформации, если этот процесс прошел успешно. И тогда эгоцентричные мачеха и сводная сестра Маргарет не смогут сорвать с дерева яблоко; его ветви склонятся только к тому, кто испытал ощущение смерти. От земной коровки остаются копыта, рог и хвост. После ее смерти Маргарет хоронит их в землю, чтобы из них выросло что-то новое. Можно сказать, что именно эти останки представляют сущность умершего животного; к тому же именно они дольше всего сохраняются от разложения. В нашей сказке из сохранившихся остатков животных влечений вырастает нечто новое —дерево. Хотя на эволюционной шкале деревья находятся ниже животных, в символической реальности все наоборот, высшей формой является Природа-Мать, или фемининное начало. Дерево платан в древнем Египте служило воплощением богини Хатхор, а священными деревьями греческих богинь Реи и Кибелы были сосна и дуб. У семитов существовали священные деревья любви и матери-богини. На изображениях благодарственной жертвы Богу Дева Мария часто изображена сидящей под деревом или рядом с ним. Так как в нашей сказке дерево связано с материнской проблемой, можно предположить, что оно символически изображает материнские чувства женщины, осознавшей, что она может стать хорошей матерью и защитницей только в том случае, если достигнет целостности и разовьет свои врожденные способности. Ей следует соотнести свои материнские проблемы с процессом индивидуации и своим бессознательным. Например, такая женщина осознает, что она не сможет адекватно воспринимать других людей, если перестает обращать внимание на свою Тень или на воздействие анимуса. Со стороны такое осознание часто создает конфликт материнских обязанностей с требованиями, предъявляемыми женщине, которая хочет достичь целостности. Но в действительности это иллюзия конфликта, так как женщина, которая не встала на путь индивидуации, не может быть хорошей матерью. Это не вызывает никаких сомнений, когда речь идет о роли матери в самом широком смысле. Одним из аспектов, который связывает символ дерева с материнством, является личностное развитие, о чем Юнг писал в своем эссе «Философское дерево». Юнг называет этот процесс индивидуацией. Он показывает, что дерево — не только символ материнства, но и символ самости. Он определяет центр психики, выходящий за границы Эго и объединяющий такие противоположности, как верх и низ или небо и земля; ветви этого дерева достигают неба, а его корни уходят глубоко в почву. С этой точки зрения маленькая земная коровка воплощает инстинктивное материнство, тогда как дерево символизирует фемининность, которая изначально не присутствовала в инстинктивных влечениях, а появилась в результате внутренней трансформации. Новая материнская фигура, воплощенная в образе дерева, обладает исцеляющими плодами; таким образом, сама пройдя трансформацию, она способствует трансформации других и помогает их исцелению. На дереве, выросшем на месте захоронения жертвенного животного, выросли яблоки. Яблоко ассоциируется с богиней любви Венерой; обычно оно считалось символом любви и играло важную роль в любовных гаданиях и предсказаниях. Кроме того, из Библии известно, что вкушение яблока связано с осознанием и познанием Бога. Поскольку глубокая любовь основывается на божественном переживании, яблоко символизирует не слепую любовь, а любовь, связанную с познанием; только тогда она способствует исцелению и достижению целостности. Юнг пишет: «Чем более слепа любовь, тем более она инстинктивна и тем более она ведет к пагубным последствиям, ибо этим динамическим отношениям требуется форма и направление». И еще: «Сама по себе любовь бесполезна, если она существует без осознания. А более полное осознание требует более широкого сознания и более отчужденной точки зрения, позволяющей человеку расширить свои горизонты»114. В нашей сказке яблоки соответствуют этому более осознанному виду любви. На символическом языке сказки это означает, что для того, чтобы выросли яблоки, которые помогут людям исцелиться и достичь целостности, сначала должно вырасти дерево. Таким образом, целостность оказывается одновременно и причиной, и целью символического выражения эроса в образе яблока. Трансформированная Природа-Мать или трансформированная фемининность — не столько интеллектуальные ценности, сколько высшая форма эроса, которая, в свою очередь, формирует связь с духовным началом, ибо в сказке говорится, что девочку увозит важный господин. Сказка братьев Гримм «Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка» тоже завершается coniunctio — главная героиня выходит замуж за рыцаря. В этой сказке братьев Гримм яблоки, которые появляются в результате связи с духовностью, золотые, что свидетельствует об их особой ценности. В мифологии золото — признак чрезвычайной прочности или неких чудесных качеств сорванного с дерева плода. Эти плоды нам напоминают яблоки из сада Гесперид или золотые яблоки тевтонской богини Идунн, с помощью которых она наделяла богов вечной молодостью.
Просмотров: 4240
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 11. Животворная Природа-Мать
  • 12. Исцеляющая природа-мать
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Мария-Луиза фон Франц "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ МОТИВА ИСКУПЛЕНИЯ В ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКЕ"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь