10. Мать как судьба

В каком-то смысле мать стремится превзойти Великую Пряху, прежде всего благодаря позитивным фантазиям о своем ребенке, направленным на то, чтобы поддержать его и помочь ему стать самим собой. Почти у каждой детской колыбели сидит женщина, которая прядет нить судьбы. Мать хочет оплести своего ребенка невидимой нитью и обеспечить ему плавный переход во взрослую жизнь. Власть, которой обладает мать над психикой своего ребенка, в значительной степени зависит от ее надежд и желаний, ибо если их нет или они негативны, ребенок лишь с большим трудом сможет найти свой путь. И впоследствии, если человеку приходится развивать какую-то инфантильную часть своей личности или создавать нечто новое, часто это получается именно потому, что окружающие верят в такую возможность. Женщины помогают мужчинам достигать цели прежде всего тем, что вселяют в них веру в успех. Действительно, у человека почти нет шансов добиться успеха без того, чтобы хотя бы кто-то не верил в его силы.
В известной сказке о Спящей Красавице есть старая пряха, которая заранее знает все, что случится с девушкой. То, что с ней произойдет под воздействием темной фемининной фигуры, когда ей исполнится пятнадцать лет (она уколется о веретено), предсказано с самого ее рождения и станет ее судьбой. Она может только следовать этой судьбе, которая в конечном счете приведет ее к освобождению. Но речь идет о том, что темная часть богини может сохранять свое влияние, пока судьба не распорядится иначе.
Тринадцать волшебниц, которые определяют судьбу Спящей Красавицы, по сути, являются одной-единственной волшебницей, обладающей материнской сущностью, совершающей добрые дела, а затем в один момент уничтожающей все ценное, что она создала, только затем, чтобы в очередной раз усмирить свою разрушительную силу. В сказке «Спящая Красавица» эта волшебница, будучи богиней судьбы, непосредственно связана со временем и бесконечностью, тогда как Спящая Красавица и Белоснежка являются воплощением богини-девственницы Коры. Сказка о Спящей Красавице пронизана верой в судьбу, типичной для древнего мира; в наше время эту веру компенсирует рациональная убежденность в превосходстве силы воли.
Говоря об отношениях ребенка с его родной матерью, следует отметить, что благодаря процессу идентификации воображение матери оказывает определенное влияние на ребенка. Пока ребенок мал, это влияние естественно и в основном позитивно. Оно становится опасным, когда по мере взросления ребенок отделяется от матери. В это время мать не должна безропотно следовать за своими материнскими инстинктами; она должна ощутить содержащуюся в ней энергию, и это осознание автоматически приведет ее к определенному отделению от ребенка. Иными словами, ей следует освободить свои материнские чувства от их естественного состояния, иначе их влияние станет для нее пагубным.
Женщины, которые не сумели подобным образом трансформировать свой материнский инстинкт, часто становятся пряхами, плетущими интриги и заговоры. Плетение интриг — процесс, как правило, бессознательный, но деструктивное мышление, цель которого состоит в непременном исполнении желаний, может иметь весьма пагубные последствия. Особую опасность представляют злые намерения, которые никогда не высказываются вслух и даже никогда не доходят до сознания. Поскольку сознание обычно остается в стороне, женщина не ощущает ответственности за свои действия. Ей кажется, что она налагает заклятие, но, конечно, сама она также живет под заклятием; иначе говоря, что-то в ней самой нуждается в высвобождении. Под воздействием такого волшебства оказывается много молодых людей; здесь мы видим работу негативного материнского анимуса.
В таких случаях материнское веретено содержит яд, как в сказке «Спящая Красавица». Сама Спящая Красавица совсем не думала о злых пожеланиях, произнесенных оскорбленной тринадцатой волшебницей во время своих крестин. Она неосторожно укололась о ядовитое веретено, и действие яда погрузило ее в долгий и крепкий сон, как ей и было предсказано. Злобное предсказание исполнилось после легкого укола веретена, т. е. роковое воздействие происходит через бессознательную фантазию.

Золотоволосый юноша

Эта история об умении пряхи предопределять судьбу, о ее способности к пророчеству. Это не народное предание, а сказка, написанная в XIX в. Юлиусом Кернером101 (Кернер, вероятно, больше всего известен своим исследованием сомнамбулических видений женщины, опубликованном в издании: The Seeress of Prevorst, trans. M. Crowe. London, 1845). Как в любом подлинном произведении искусства, здесь отразилась не только личность писателя, но и коллективная тема. Образ женщины-пряхи — это и образ материнской анимы Кернера, и анимы большого числа его современников; к тому же он частично отражает особенности женской психики. Косвенным свидетельством архетипической глубины этих образов служит то, что они получили воплощение в нескольких томах народных сказок.

Краткое содержание
У Золотоволосого юноши, крестьянского сына, были волосы из чистого золота. Однажды он вместе с пятью своими братьями заблудился в лесу. Когда стемнело и взошла луна, они увидели волшебницу, сидевшую за прялкой. У нее был яркий, луноподобный облик, хрустальное веретено, а вместо пряжи — сверкавший в темноте тонкий луч света. Она пела такую песенку: «Белый зяблик и золотая роза, а там — и королевская корона с морского дна...» Потом она исчезла.
В этой песенке женщины-пряхи предсказаны необычайные события, которые приключились с нашим героем. Он продолжал блуждать по лесу, пока не повстречал ловца птиц, который взял его к себе подручным. Сначала мальчик поймал белого зяблика, но за это хозяин прогнал его прочь, так как решил, что тот связан с дьяволом.
Мальчик продолжал свой путь, пока не встретил садовника, который взял его к себе в услужение. Но случилось то же самое. Его новый хозяин послал его в лес выкопать куст дикой розы. Но по воле судьбы слова той песенки снова стали явью: в лесу он нашел куст, на котором цвели золотые розы.
И опять разгневанный хозяин прогнал его прочь. После долгих скитаний мальчик оказался на берегу моря. Он пошел вдоль морского берега и увидел рыбаков, сидевших в лодке. Сто лет тому назад король уронил в море корону и пообещал отдать ее тому, кто достанет ее с морского дна. Золотоволосый юноша забросил свою сеть в море и, вытащив ее, увидел в сети корону. Он надел ее себе на голову, и таким образом сбылась третья часть предсказания пряхи: он достал «королевскую корону с морского дна».
Пряха в данной сказке — это светлый образ, она прядет светлые нити благосклонной судьбы. Хотя судьба дважды была жестока к Золотоволосому юноше, на третий раз она оказалась к нему благосклонна.
Несомненно, в сказке есть важное указание на то, что материнское бессознательное, воплощенное в образе женщины-пряхи, может быть пророческим и предопределять судьбу человека, в особенности необычные события его жизни. Чем чаще человек сталкивается с продуктами деятельности бессознательного, например, со сновидениями, тем скорее он признает их реальность. Прежде всего это относится к сновидениям раннего детства или к первым сновидениям в начале анализа или какого-то другого процесса внутреннего развития. В снах часто можно найти указание на то, что случится с человеком в будущем. Детские сновидения могут даже предсказать последующую жизнь человека, как слова песенки из нашей сказки.
Это одна из сверхъестественных черт образа пряхи. Иногда мы начинаем ощущать, что земля уходит у нас из-под ног при одной только мысли о том, что все, что с нами случится, уже предопределено заранее. Есть люди, которые становятся невротиками или фаталистами, открыв в себе способность бессознательно предсказывать будущее, хотя ранее обладали не менее невротической убежденностью в исключительной силе своей воли. Видимо, пророческая природа бессознательного связана с его относительной независимостью от времени; нить судьбы, которую спряла женщина, нельзя отделить от времени, но она сама — образ архетипический, т. е. вневременной.
Сказки наподобие «Золотоволосого юноши» должны появляться на свет, чтобы в какой-то степени компенсировать сформировавшуюся установку сознания, которая игнорирует возможность бессознательного предсказывать будущее и убеждает человека в том, что стоит ему захотеть, и он чего-то добьется или, наоборот, ему удастся этого избежать. Это не религиозная установка, ибо она не признает никакой силы, кроме силы Эго.
В сказке делается особый акцент на перипетиях судьбы героя. Так как сказочный герой — фигура архетипическая, он находится в каждом из нас и воплощает ту часть личности, которая добивается определенных ценностей или открывает их для себя. Архетипическое содержание, в частности, архетип героя — это самое глубинное содержание психики, что полностью исключает любые случайные повороты судьбы. Внутренний герой не может избежать своей судьбы, даже если она сулит ему беду. Благодаря золотым волосам он похож на солнце; он рожден быть королем, символизирующим высшее духовное начало, которому просто так нельзя помешать занять предназначенное ему место.

Просмотров: 7462
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 15. Великая мать в наше время
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • ВВЕДЕНИЕ. Богини есть в каждой из нас!
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 1 ВОЙ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ДИКОЙ ЖЕНЩИНЫ
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 10. Персефона: девушка и повелительница подземного царства, восприимчивая женщина и мамина дочка
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Сибилл Биркхойзер-Оэри "Мать. Архетипический образ в волшебных сказках"
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов.
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь