Юнг, Карл Густав "Mysterium Coniuctionis", "Paradoxa"

II PARADOXA

     1.ТАЙНАЯ СУБСТАНЦИЯ И ТОЧКА

     36 Огромная роль, которуюпротивоположности и их единство играют в алхимии, помогаетнам понять, почему алхимики так любили парадоксы. Для того, чтобы достичь этогоединения, они пытались не только представить соединение противоположностей, но и выразить его в тот же миг1. Характерно, что больше всего парадоксов возникло вокруг тайнойсубстанции, которая, как считалось, подобна prima materia, содержит в себе противоположностив их обособленном состоянии, и, подобна lapis Phi-losophorum, соединяетих в единое целое. Поэтому lapis2 называли, с одной стороны, примитивным, дешевым,незрелым, летучим, а с другой -драгоценным, совершенным и твердым; или prima materia -то благородной, то низменной3, то драгоценной, то parvi momenti (незначительной). Материя видима всеми, весьмир ее видит, трогает, любит, но при этом никто ее не знает4."Стало быть этот камень - вовсе некамень"5, - гласит Turba -"это вещь дорогая идешевая, таинственная, непонятная и известнаявсем, имеющая одно название и много названий"6. Этот камень,подобно богам таинственных религий, имеет " тысячу имен", а таинственная субстанция - это "Часть и Целое" (ev то rcav). В трактате Комариоса, вкотором философ Комариос преподает философию Клеопатре, сказано: "Своейрукой он показал единство целого"7. Пелагийспрашивает: "Почему ты говоришь о многообразии материи? Субстанция всехприродных вещей - одна и обладает одной природой, которая побеждаетвсе"8.

Еще парадоксы: "Я выкрашен в черныйцвет белой краской, и в красный цвет белойкраской, и в желтый цвет красной краской";9 или "Принцип искусства есть бескрылыйворон, летающий во тьме ночной и при свете дня"10.Камень "в своей видимой части является холодным и влажным,а в невидимой-горячим и сухим"11."В свинце содержится мертвая жизнь"12, или Торит в водеи купается в огне"13. В "Allegoriesapientum" говорится о двухфигурах, одна из которых "белая и не отбрасывает тень, а другая - красная,которой не хватает красного цвета"14 Цитата из"Сократа": "Ищи прохладу луны и найдешь тепло сеянца"15.Opus характеризуется, как "бег без бега, движение бездвижения"16. "Делай ртуть изртути"17. Корни философской дерева находятсяв воздухе18 (вероятно, имеется ввиду дерево Сефиро-та).Эти парадоксальность и амбивалентность являются лейтмотивомвсей работы, продемонстрированной в "Химически свадьбе":над главным порталом замка начертаны два слова: Congratulor, Condoleo".19

38 Парадоксальныекачества Меркурия уже были темой отдельного исследования 20.Поскольку Меркурий является (шовным названием таинственнойсубстанции, здесь он заслуживает упоминания, как парадокс parexcellence. Все,что говорится о нем, верно и для lapis, которыйявляется всего лишь еще одним синонимом таинственной субстанциис "тысячью имен". Каксказано в "TractatusaureusdeLapide": "У нашей материи столыоназваний, сколько есть вещей в этом мире"21.Синонимами таинственной субстанции являются также Монада и СынЧеловека, о которых идетречь у Ипполита:

Моноимос думает,что существует такой Человек, которого вэт называет Океаном, когда он говорит:Океан, прародитель богов ипрароди-тель людей22. Излагая это другимисловами, он говорит, что Человек есть все,источник вселенной, существующий изначально, существующий вечно, неподверженный разложению; и есть Сын вышупомяну-того человека, рожденный и способный страдать, рождение ксгорого не предопределено ни волей, ни временем23...Этот человек есь единая Монада, цельная и неделимая, и все же состоящаяиз разньпчастей и делимая; любящая все вещи и находящаяся с ними в мире.н все же воюющая со всеми вещами и с самой собой во всехвещах; пхожая и непохожая на себя, какбудто она - это музыкальная гармони, содержащая все вещи; ... объясняющая все вещи и рождающая се вещи. Она - это ее собственная мать, ее собственныйотец, два бесмертных имени. Эмблемойцелостного человека (теХеюи ауЭрютгаи), гоорит Моноимос, является йота или малейшая частица24.Эта мельчании частица есть цельная, простая, единая Монада, абсолютнооднородна!и все же состоящаяиз множества форм, множества частей. Эта единая! неделимая йота многолика, тысячеглаза и имеет тысячуназваний. Она - это эмблемасовершенного и невидимого Человека... Сын Челоека есть одна йота, низвергающаяся свыше, полная и наполняющая всевещи, содержащая в себе все, что есть вЧеловеке, Отце Сына Человека 25.

39         Похоже на то, что алхимики примерно так же представляли свои lapis или primamateria. В любом случае, что касается парадоксов, они могли превзойтиМоноимоса. Вот, что они говорили оМеркурии: "Этот дух порожден субстанциями моря26 и называет себя влажным, сухими огненым"27, что очень напоминает молитвуГермесу в магическом папирусе под названием "Тайная Надпись",в которой к Гермесу обращаются, как к "влажно-огненно-холодному духу" (uyporcupivovj/uxpooяуеица)28.

40         Алхимия знает и загадку самого маленького письменного знака, точки. Точка - этосимвол таинственного творящего центра вприроде. Автор "Novumlumen"29 предостерегает своего читателя:

Но ты, дорогой читатель, ты должен прежде всегозадуматься над точкой вприроде... и тебе нужно ничто иное, как осторожность, чтобы ты не стал искать этой точки в вульгарныхметаллах, где ее нет. Ибо эти металлы, особенно обычное золото, мертвы. Но наши металлы - живые, у них есть дух, и вот ими ты идолжен заняться. Ибо знай - огонь есть жизнь металлов.

Точка тождественна primamateria металлов,которая является "жирной водой" (aquapinguis}, продуктомвлаги и тепла.

41     Джон Ди (1527-1607) размышляетследующим образом: "Вполнеразумным будет предположение, что четыре прямые линии,расходящиеся в противоположных направлениях из одной, отдельнойточки, символизируют тайну четырех элементов". По его мнению, четверка состоит из четырех прямых линий, сходящихся под прямым углом."Источником вещей и существ является точка и монада"30Центром природы является "точка, порожденнаяБогом"31, "солнечная точка" яйца32. Это,как сказано вкомментариях к Turba, есть "зародышяйца в желтке"33. Вот из этоймаленькой точки, говорит Дорн в своей"PhysicaGenesis", мудростьБога с помощью творящего Слова создала "огромную машину"мира34. В "Consiliumconiugii" есть замечание,что точка -это цыпленок (pullus)35 Милиус добавляет, чтоэто птица Гермеса36, или дух Меркурий. Этот же автор помещает душу в"центр сердца" вместе с духом, которого он сравнивает с ангелом, "вместе сдушой введенным в эту точку" (то есть в матку)37. Парацельсговорит, что "animailiastri" живет в огне в сердце.Она "неспособна на страдание", в товремя, как "animacagastris" способна на страдание и размещается в воде перикардия 38.Точно также, как земля соответствует треугольнику, а вода - линии, так огоньсоответствует точке39. Демокрит утверждает, что огонь состоит из"огненных капель"40. Свет также имеет эту круглую форму, отсюда и термин"солнечная точка". Эта точка, с одной стороны, является центром мира,"крупинкой соли посередине огромной ткани всего мира", как называетее Кунрат (соль -Sapientia). И все же "это нетолько связующий элемент, но и разрушитель всех подверженных разрушению вещей".Поэтому этот"мир-яйцо есть древний Сатурн... самый таинственный свинец мудрецов", и"двуполый Философский Человек, Андрогин софистов", Ребис, и т. д.41.Самая совершенная форма -- круглая, поскольку онасотворена по образу точки. Солнце - круглое, и огонь - круглый, поскольку онсостоит из "огненных капель" Демокрита. Бог самого себя огородил сферой света. "Бог -- это интеллигибельная сфера, центр которой находится повсюду, а окружность- нигде"42. Точка символизирует свет и огонь, а также Божество,поскольку свет есть "образ Божий" или "пример Божества". Этотсотворенный по образу точки сферический свет является также "сияющим илисветящимся телом", которое обитает в сердце человека. Свет природы есть"изначальная влага" (humidumradicale), которая, как "бальзам", действует из сердца,подобно солнцу в макрокосме или, вынуждены мы сделать вывод, подобно Богу в"наднебесном мире". Именно так Стеб описывает 5еитеро<; Geoc;, "второго Бога" в человеке43. Этот же самый авторвысказывает предположение, что золото происходит от росы или впитываемого землейнаднебесного бальзама. Возможно, что в данном случае он обращается к старым формулировкам Майера44,в соответствии с которыми золото на земле порождено солнцем. А потому, по словамМайера, золото обладает "простотой", близкой к простоте круга (символа вечности) и неделимойточки. Золото имеет "круглую форму"45. "Этолиния, которая возвращается к самой себе, подобно змее, заглатывающей свойсобственным хвост, и в ней совершенно справедливо можно узнать высшего и вечногоживописца и гончара, Бога"46. Золото является "дважды рассеченнымпополам кругом",то есть кругом, рассеченным на четыре равные части, и, стало бытьявляющимся четверкой; это деление произведено природой "для того, чтобы противоположностисмогли соединиться с помощью противоположностей"47. Стало быть,говорит он,его можно сравнить со "священным городом", Иерусалимом48(см. Откровение Иоанна Богослова 21:10ff.).

Просмотров: 5324
Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III ДРУГАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ВОЛЯ К ВЛАСТИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • VI СИНТЕТИЧЕСКИЙ, ИЛИ КОНСТРУКТИВНЫЙ, МЕТОД
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИЛИ ГРЕЗЫ НАЯВУ
  • В. В. ЗЕЛЕНСКИЙ "Озирание или обозрение?"
  • ВВЕДЕНИЕ. Богини есть в каждой из нас!
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 4 Кушетка или кресло?
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Луиджи Зойя «Наркомания» (патология или поиск индивидуации)
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • Приложение. Кто есть кто в греческой мифологии
  • Приложение: кто есть кто в греческой мифологии
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг К.Г. "Общая точка зрения на психологию сновидения"
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг Карл Густав. Проблема души современного человека
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Дух Меркурий"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь