Валерий Мершавка "Колобок". Буквальная, архетипическая, натуральная, ритуальная и этимологическая интерпретации.

История краденого солнца, солнечного зайчика, хвастуна и хвостухи.

Прежде всего, вернемся к дуализму Колобка, то есть, к дуализму колобка-диска и колобка-шара. По существу, это дуализм между его двумерным и трехмерным восприятием. В таком случае мы приходим к очень важной гипотезе: эта сказка могла зародиться именно на историческом этапе развития дуализма в отношении к земле (колобку-глобусу). Несмотря на то, что еще с IV века до н. э. у некоторых греческих философов существовало представление о земле как о шаре, Колумб был точно в этом не уверен, так как совершенная им радикальная ошибка в выборе курсе корабля в XV- XVI веках привела к открытию Америки, а вскоре – и к экспериментальному доказательству сферической формы земной поверхности (кругосветное путешествие Ф. Магеллана). Наверное, именно это время, то есть,  XVI век, мы можем условно назвать временем рождения «Колобка». Во всяком случае, такая гипотеза имеет полное право на существование.

Повторяю, сейчас в логике рассуждений мы исходили из дуализма мерности Колобка. Эта логика вполне приемлема с учетом того, что мы исчерпали все семантические смыслы этого слова. А если существуют и другие коннотации, то интерпретация сказки может пойти по совсем иному пути.

В Этимологическом словаре М. Фасмера [1] находим:

Слово: колоб

Ближайшая этимология: "шар, колобок, моток, круглый хлеб", арханг., вологодск., нижегор., псковск., тверск.; колобуха "галушка, увалень", сюда же колобан "толстая лепешка", тверск. околобеть "сжаться", сколобить "сжать комом", укр. колобок.

Дальнейшая этимология: Надежные сопоставления отсутствуют, но вряд ли это слово является заимств. сравнивают это слово с греч. "пшеничный хлеб", однако заимствованное из греч. Слово… словен. sklabotina "осадок, намыв", шв. klabb "чурка", норв. klabb "ком";  коло (см. колесо), отсюда колбяк "огрызок, кончик".  

То есть, мы находим подтверждение двумерного и трехмерного дуализма колобка. Но не только. Оказывается, еще есть значение «осадок», «намыв», что, несомненно служит напоминанием о происхождении сказочного героя:

Я по коробу скребен,

По сусеку метен… [2]

Уже неплохо, так как это совершенно иная коннотация, которая ложится точно в текст сказочного сюжета, правда, при этом практически не дает никакого нового направления в интерпретации.

Однако, продолжая листать Фасмера, мы находим очень важный сюрприз: 

Слово: колобоить

Ближайшая этимология: «болтать, трепать языком». Возможно, от коло, около, и баґить родственно чешскому klaґbos "хлопанье", klaґbositi "болтать". Лиовскому. Kalba, "язык", kalbeti "говорить", kalbineti, латышскому. kalbinat, kalbit "болтать, говорить". [1]

Это действительно сюрприз, причем очень важный, так как в сказке Колобок действительно «колобоит», то есть, болтает, трепет «языком» и хвастает. Тогда вся сказка имеет буквальную интерпретацию, для выражения которой хватило бы фразы из двух слов: «История хвастуна». Значения одного слова  из словаря Фасмера оказалось достаточно, чтобы временно забыть о всяком дуализме. Но только временно.

Теперь вернемся к проблеме дуализма и уделим внимание архетипической интерпретации. Такая интерпретация подразумевает, что солнце и луна представляют собой плоские диски. Тогда сказочный Колобок тоже должен быть плоской лепешкой, чтобы служить сказочным воплощением солярного мифа. Сейчас при желании можно найти много текстов, в которых сказка «Колобок» трактуется в рамках космогонического мифа, например такого: 

По преданиям западных славян, царь-Солнце борется с нечистою силою (= Зимою), которая нападает на него в виде волка. [3] 

Или такого:

Народные сказки родившееся на Коляду Солнце представляют прекрасным младенцем, захваченным злою ведьмою-Зимою, которая превращает его волчонком, и только тогда, как будет совлечена с него волчья шкура и сожжена на огне (т. е. в то время, когда весенняя теплота растопит зимние тучи), — оно принимает свой божественный образ и является во всем блеске несказанной красоты. [3] 

Или такого:

В кельтской мифологии волк проглатывает Небесного Отца (солнце), после чего наступает ночь. 

Или такого:

В скандинавской мифологии волки связаны с солнцем самым непосредственным образом. Они гонятся за девой - Солнцем. И когда настигнут ее и сожрут, то наступит конец света. Солнечное и лунное затмения вообще часто ассоциировались с волками. В славянской Кормчей книге 1218 года говорится, что "когда погибает луна или солнце говорят: волкодлаки съели луну или солнце". 

Безусловно, эта и подобная ей мифология легла в основу хорошо известного стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце»:

"Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!" [4] 

Есть и похожие гипотезы-интерпретации сказки, связанные с лунарными мифами, в которых используется, например, следующая:

Уже в глубокой древности люди заметили, что Луна в своем движении по ночному небу проходит через определенные созвездия, причем в каждый период года данная фаза Луны наблюдается в одном и том же участке неба. Известно, что Луна светит отраженным светом Солнца.

Просмотров: 2487
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 2. СОЛНЦЕ
  • 4. ЛУНА
  • 4. Религию может сменить только религия
  • II. О двух видах мышления
  • V. ХРИСТОС, СИМВОЛ САМОСТИ
  • Валерий Мершавка "Колобок". Юнгианская интерпретация.
  • Валерий Мершавка Сказка "Колобок". Психоаналитическая интерпретация.
  • ВВЕДЕНИЕ. Богини есть в каждой из нас!
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Г л а в а 3 Метод психологической интерпретации
  • Г л а в а 6 Заключение сказки «Три перышка»
  • Г л а в а 2 Волшебные сказки, мифы и другие архетипические истории
  • Г л а в а 4 Интерпретация сказки «Три перышка»
  • Г л а в а 5 Продолжение сказки «Три перышка»
  • Галина Бедненко, Юлия Власова. Исследование сюжетно-смыслового поля сказки «Рике с Хохолком»
  • Галина Бедненко. Красавица и Чудовище: социально-ролевой и интрапсихический анализ сказки
  • Глава 5 ОХОТА: КОГДА СЕРДЦЕ- ОДИНОКИЙ ОХОТНИК
  • Глава 8 О методологии интерпретации сновидений
  • Карл Густав Юнг "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИГУРЫ КОРЫ"
  • Мария Луиза фон Франц "Кошка. Сказка об освобождении фемининности"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Мария-Луиза фон Франц "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ МОТИВА ИСКУПЛЕНИЯ В ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКЕ"
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • Приложение. Кто есть кто в греческой мифологии
  • Приложение: кто есть кто в греческой мифологии
  • Приложения. Четыре работы о психологической типологии
  • Сибилл Биркхойзер-Оэри "Мать. Архетипический образ в волшебных сказках"
  • Х. Томэ, Х.Кэхеле "Агрессия и деструктивность: по ту сторону мифологии влечений"
  • Ханс Дикманн "Любимая сказка из детства"
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь