АРХЕТИПИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА ПРОЦЕССА ИНДИВИДУАЦИИ

Структура души и развитие личности

Хотя аналитическая психология известна широкому читателю прежде всего своими исследованиями коллективного бессознательного, проблема развития индивидуальности является важнейшей точкой ее практического приложения. Содействие процессу личностного роста и саморазвития, изучение и профилактика его искажений — вот основное содержание деятельности юнгианского аналитика. Цель психического развития, по Юнгу, — самореализация, этот процесс он называл индивидуацией и считал главной задачей человеческой жизни, ее смыслом.
Процесс индивидуации является восстановлением и развертыванием изначальной, потенциальной целостности индивида. "Я использую выражение "индивидуация" в следующем смысле: это есть процесс, возрождающий психологического "индивида", т.е. обособленное, нечленимое единство, некую целостность" (67, с. 197). Индивидуация формирует отдельного человека как существо, отличное от общей, коллективной психологии, поэтому она есть также процесс дифференциации. Однако неверно было бы понимать индивидуацию только как расширение сферы сознания, как развитие сознательной психики за счет уменьшения бессознательного, напротив, именно интеграция бессознательных содержаний составляет основу личностного роста. С этого тезиса, глубоко подтвержденного личным жизненным опытом, Юнг начинает свою автобиографию: "Моя жизнь — это история самореализации бессознательного! Все, что есть в бессознательном, стремится реализоваться, и человеческая личность хочет развиваться из своих бессознательных источников как единое целое" (57, с. 16).
Целью процесса индивидуации является становление Самости, обретение личностью целостности и гармонии.
Самость — центральный, организующий архетип личности, выражающий ее потенциал в максимальной полноте реализации. Самость объемлет сознание и бессознательное, ее развитие не имеет предела. Самость — это универсум, осознание которого будет всегда всего лишь приблизительным и неполным.
Индивидуаций Самости — это самоосуществление, путь к себе. Проникновение в собственную уникальную природу предполагает познание бессознательных сторон и свойств собственной души, интеграцию отдельных архетипов ее структуры. К их числу относятся Персона, Тень, Анима у мужчин и Анимус у женщин. Осознание и объединение этих архетипов вокруг Эго, сознательного Я личности, и является основным содержанием процесса индивидуации, причем каждому архетипу соответствует определенный этап последнего. Кроме того в процессе личностного развития происходит овладение деятельностью низшей (подчиненной) функции, которая воспринимается человеком как некая иррациональная сторона его собственной психической жизни. Индивидуация происходит при активном участии неосознаваемой (компенсаторной) установки, она предполагает идентификацию и интеграцию комплексов личного бессознательного. Личность учится управлять своими инстинктами, освобождается от власти их темной, архаичной стороны.
Пример сновидения молодой девушки (Екатерины Т.):
Я с несколькими подругами сижу у меня дома, на кухне. Мы что-то празднуем; уже полночь, и я тревожусь, чтобы шум не разбудил маму (в коридоре горит свет, работает магнитофон, наш попугай начал чирикать). Я закрыла дверь на кухню, но одна из девочек заговорила слишком громко. Делаю ей замечание, но она не слушает, и я начинаю злиться.
Кто-то подает мне черный круглый предмет размером с большую пуговицу и говорит, что такое выдали всем, закончившим курс магии. Я отвечаю, что на шее у меня уже есть крестик (потом почему-то — рыбий хвостик). И объясняю, что нет необходимости носить весь медальон целиком — ведь не ношу же я целую рыбу, а только хвостик. Тут я снимаю со шнурка на шее большую шпротину и делю ее между собравшимися.
Сон начинается ситуацией, имеющей отношение к проблемам социальной приспособленности Кати. Она принадлежит к относительно часто встречающемуся типу хороших, "положительных девочек" — послушна, исполнительна, скромна. Катя зависима от мнения окружающих, стремится всегда поступать как должно. Самым весомым авторитетом для нее, естественно, является мама — сновидение изображает внутренний конфликт, сопровождающийся гневом и раздражением (негативные, недопустимые чувства) в ситуации, когда мнения матери и социального окружения расходятся. Образы попугая и магнитофона — это типичные символы Персоны (они механически все повторяют). Естественно, что некоторые современные облики Персоны, одобряемые сверстниками, осуждаются матерью — для Кати это проблема.
Вторая часть сновидения более интересна. Здесь мы сталкиваемся с рядом символов архетипической природы: рыба и шар — символы Самости (также, как и крест). Для Кати Самость пока еще — нечто загадочное, непривычное, страшное и (где-то) опасное. Целостность существования, изображенная рыбой — это будущее, пока же есть только рыбий хвостик, да и если бы он превратился в целую рыбу ("большую шпротину"), сновидица спешит разделить ее между собравшимися.
В целом сновидение изображает потенциальную возможность индивидуации, к которой Катя еще не готова. У нее мощная, властная Персона, в сфере ценностей и жизненно важных решений царит материнский комплекс, а Самость (это ассоциация сновидицы в процессе толкования) воспринимается как черная метка, которую дают руководителю банды, если от него хотят избавиться. Речь идет о смене сознательной доминанты, которая страшит, пугает девушку. Бессознательное обращает внимание на то, что Катя в реальной жизни пытается найти компромиссный путь, обойтись частью (Самости) вместо целого: нет необходимости носить весь медальон целиком. Перед нами довольно категоричное послание: хватит стоять на месте, нужно идти вперед, хотя это и страшно и, скорее всего, небезопасно.
Архетип Самости, схватывающий тотальность души, парадоксален по своей сущности, ибо объединяет противоположности и выражает идею медиации, посредничества между ними. Индивидуация Самости есть архетипическое стремление координировать и соотносить противоположности, этот процесс подчиняется принципу энантиодромии. Энантиодромия ("бег навстречу") — психологический закон, согласно которому все рано или поздно переходит в свою противоположность. Этот закон отражает циклический характер самого процесса жизнедеятельности, вечное возвращение всего, что развивается, к своим истокам. В системе психики он определяет прежде всего взаимодействие сознания и бессознательного: "Энантиодромией я называю выступление бессознательной противоположности, притом именно во временной последовательности. Это характерное явление встречается почти повсюду, где сознательной жизнью владеет крайне односторонее направление, так что со временем вырабатывается столь же мощная бессознательная противоположность, которая проявляется сначала в виде тормоза (Hemmung) при сознательной работе, а затем в виде перерыва в сознательном направлении" (65, с.584).
Мифологической параллелью энантиодромии является сюжет Вечного Возвращения. Существуют два представления о природе времени — циклическое и линейное. Первичным является сакральное циклическое время, которое вечно возвращается к своим истокам. Все повторяется, любые процессы незаметно переходят в свою противоположность и в конце концов приводят в ту точку, из которой мы шли, — к началу начал. М.Элиаде, в работах которого миф о вечном возвращении изучен наиболее подробно, считает, что последний отражает универсальные космологические представления человечества, взгляды и теории, с помощью которых сознание преодолевает мысль о конечности собственного существования, бренности и смерти. Вот как пишет об этом Х.Л.Борхес:
...Историй всего четыре. Одна, самая старая, — об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы. Века привнесли в сюжет элементы волшебства. Так, стали считать, что Елена, ради которой погибали армии, была прекрасным облаком, виденьем; призраком был и громадный пустотелый конь, укрывший ахейцев. Гомеру доведется пересказать эту легенду не первым...
...Вторая история, связанная с первой, — о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она, зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шашки, которыми сражались накануне.
Третья история — о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Язон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего Бога — Симурга, который есть каждая из них и все они разом.
В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал золотые яблоки, другому удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-таки уничтожает; героев Джойса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше — в ад.
Последняя история — о самоубийстве Бога. Аттис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять ночей вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры.
Историй всего четыре, И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем вечно пересказывать их — в том или ином виде...
Принцип энантиодромии является одним из основных механизмов сновидения. Чем более выражена односторонность и прямолинейность сознательной установки, определяющей стратегию жизнедеятельности личности, тем быстрее "бегут навстречу", т.е. в противоположном направлении, образы ее сновидений. Парадоксальные сны несут особенно важную информацию, поскольку пытаются направить сновидца на путь, утерянный сознанием, но обозначенный пунктиром бессознательных влияний. Вот пример такого сновидения:
Просмотров: 7794
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 4. Религию может сменить только религия
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Г л а в а 7 Тень, анима и анимус в волшебных сказках
  • Глава 2. Обиталище образов - Вклад Юнга в развитие принципа «познай себя»
  • К работе "Исследование процесса индивидуации"
  • К работе "Исследование процесса индивидуации"
  • К работе "Исследование процесса индивидуации"
  • К работе "Исследование процесса индивидуации"
  • К работе "Исследование процесса индивидуации"
  • К работе "Исследование процесса индивидуации"
  • К работе "Исследование процесса индивидуации"
  • К работе "Исследование процесса индивидуации"
  • К работе "Исследование процесса индивидуации"
  • К работе "Исследование процесса индивидуации"
  • К работе "Исследование процесса индивидуации"
  • К работе "Исследование процесса индивидуации"
  • К работе "Исследование процесса индивидуации"
  • К работе "Исследование процесса индивидуации"
  • К работе "Исследование процесса индивидуации"
  • К работе "Исследование процесса индивидуации"
  • К работе "Исследование процесса индивидуации"
  • К работе "Исследование процесса индивидуации"
  • К работе "Исследование процесса индивидуации"
  • К работе "Исследование процесса индивидуации"
  • Кеннет Ламберт "Процесс индивидуации"
  • Мария Луиза фон Франц "Процесс индивидуации"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • Часть вторая ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТАДИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
  • Эдвард Ф. Эдингер "Христианский архетип (юнгианское исследование жизни Христа)"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь