Интервью с Львом Хегаем. С ДНЕМ ( воз) РОЖДЕНИЯ РОАП!

С Львом Аркадиевичем Хегаем мы списались по i-mail. Найти его было просто: через сайт московской ассоциации аналитической психологии www.maap.ru . Напросившись на интервью, я стал пересылать ему вопросы,- свои и участников ресурса,- и получать письменные ответы. Я намеренно привожу здесь переписку, не искажая оригинал, чтобы читатель ощутил стиль и реакцию аналитика: его ответы стоят того. Но в последней части материала я попробую дать объяснения подобной структуры текста. Хотя, вероятно. читатели и сами распознают причину.

Мой первый вопрос касался биографии и этапов становления Льва Хегая, как психоаналитика, деталей вступления в IAAP и прочих частностей, но ответ был нижеследующим:

«Можно, конечно, предаваться воспоминаниям. Свои последние формальные юнгианские сертификации я проходил давно в 2002-3 годах. Мы с Раевским были первыми из россиян, получившими членство в IAAP. Теперь это все неактуально и представляется мне уже не очень интересным. Тем более, что жизнь не стоит на месте, и сегодня многое в системе подготовки аналитиков по-другому.»

Второй блок вопросов в таком случае был оставлен для рассказа об аналитической практике Льва Аркадиевича с учетом, конечно же, всех этических правил, коих он придерживается. Меня интересовали, как конкретные количественные и качественные изменения среды деятельности аналитика, так и общая атмосфера, отношение коллег.

«Эта тема тоже не очень интересна. Мой случай не показателен. Я не ищу в жизни ни денег, ни славы, ни карьеры. Пациентов у меня очень много, активно приглашают преподавать и в разные проекты. Большей нагрузки мне точно не надо, даже был бы рад работать меньше. В своей профессиональной области я достиг вершины, стал аналитиком, основал свое общество, и дальше в социальном плане стремиться вроде бы не к чему. Я и не пытаюсь работать как должен в идеале «юнгианский аналитик», просто стараюсь быть самим собой. Даже не могу про себя сказать, что работаю психотерапевтом. Для меня это не работа, а стиль жизни. После 15 лет практики я уже не следую каким-либо моделям, просто доверяю интуиции. Иногда это похоже на психотерапию, иногда совсем не похоже. Я не волнуюсь за свою репутацию, и мнение коллег меня не очень-то интересует. Стоя одной ногой в бессознательном, я просто доверяю его древней мудрости. Можно сказать, что я занят изучением бессознательного. И это мое личное увлечение. А социальные вопросы меня мало волнуют. Поэтому я «страшно далек от народа». Я не представляю, как работают «обычные аналитики», как к ним относятся, и какова ситуация в России. Наверное, с точки зрения читателей здесь полезнее интервьюировать тех, кто очень хочет стать «хорошим терапевтом», кто соблюдает все правила, или у кого много проблем, и он может поделиться опытом их разрешения.
Добавлю про собственные этические правила. Чтобы не показалось, что постижение бессознательного, которым занят аналитик, какое-то вычурное и умозрительное занятие, я хочу подчеркнуть, что на самом деле психологическое познание тождественно простому и искреннему человеческому сочувствию каждому приходящему пациенту. Юнгианский аналитик Ламберт сравнил его с жертвенной христианской любовью к ближнему. Мне же больше нравится другое сравнение – с мудростью за пределами обыденного понимания. В одной сутре Будда сказал о ней, что, стремясь к получению тепла, мы ищем дрова и добываем огонь. Но когда костер сгорел, нет ни дров, ни огня.
»

Третью группу вопросов можно было бы обозначить как "вопросы развития". Здесь предлагалось обсудить темы расширения интеллектуальной базы, ведения образовательных программ МААП, ИАПиП( подготовка и печать учебной литературы, организация семинаров, самоорганизация юнгианского сообщества и прочие аспекты, которые он счел бы первостепенными).

«Про это могу много рассказать. Лучше в беседе.»

Одна деталь: пока мы переписывались, из исполнительного комитета IAAP пришла новость, о том что Российское общество (кроме нашей Московской ассоциации оно включает еще Питерскую группу и несколько пока непримкнувших лиц) официально признана и стала частью международной ассоциации аналитической психологии. Об этом в основном мы и говорили с Львом Аркадиевичем на встрече. Но пока вернемся к вопросам участников ЮнгЛэнда:

Из доклада Л. Хегая «Новые направления в аналитической психологии»:
«Принципом работы МААП является не столько формальное соответствие внешним критериям, сколько сотрудничество коллег, объединенных общим интересом к аналитической психологии. Объединение усилий необходимо для помощи друг другу в ряде конкретных вопросов, например: организация терапевтической практики (передача друг другу пациентов, аренда помещений, интервизорские группы), общие творческие проекты (лекции, семинары, киноклуб), конференции, контакты с зарубежными аналитиками, переводы книг и статей, обмен информацией и использование сайта".

Из всего вышеперечисленного следует, что юнгианское содружество в России будет пока иметь центрально выстроенную московско-питерскую вертикаль и единую периферию , довольствующуюся переводами книг и статей редко появляющихся на сайте МААП. У меня возникло из этого тезиса такое ощущение, что вы в центре все построите, а мы здесь в Калуге, Магадане или (не дай бог!) в Петропавловске-Камчатском уж как-нибудь сами выкарабкаемся…
Уважаемый Л. Хегай, мне бы было интересно узнать, какова просвещенческая (не образовательная в форме преподавания и выдачи сертификатов) позиция МААП и юнгианцев центра в отношении (я уже не говорю о населении), заинтересованных в юнгианстве профессий – врачей, педагогов, психологов, социальных работников?
Планируются ли выездные сессии, семинары в периферийные города нашей необъятной Родины….? И если планируются, то каковы их формы?

«Мы с Раевским в свое время исколесили страну вдоль и поперек, проводя юнгианские семинары. От Архангельска на севере до Ростова-на-Дону, Краснодара и Кисловодска на юге. В Сибири: Тюмень, Новосибирск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Байкальск, Улан-Удэ, Бийск и Горно-Алтайск, вплоть до Владивостока и Сахалина. Работали во многих городах Урала, Поволжья и Средней полосы. Мы основали юнгианские группы в бывших республиках: Молдова, Украина, Белоруссия, Казахстан. Мне довелось семинарить даже в Израиле среди русскоязычных. Так что нельзя говорить, что мы замкнулись в столичном снобизме. Просто нас очевидно не хватает на все города. Поэтому мы сосредоточились на подготовке нового поколения. У нас много талантливых выпускников, и мы передаем им постепенно региональные программы.»

Д. Хиллман в "Разговоре о творчестве" (с Р.Блай, Д.Кэмпбелл Д.Хиллман Л.Поцци) задается вопросом : "Интересно, не участвует ли психология в заговоре против будущего?"

«Это заговор модернизма против постмодернизма

Взглядов какой школы (по классификации Самуэльса)в большей степени придерживаются российские юнгианцы?

(см.: моя рецензия на книгу Кирша)

Предполагается ли приезд в Россию с семинаром г. Д.Хиллмана?

«Хиллман стар и никуда не выезжает.»

Планируется ли открытие форума на сайте МААР?

«Планируется, более того, он есть, но сыроват. Только где найти хорошего компьютерщика, чтобы доделать? Помогите.»

Переводы каких авторов – юнгианцев можно ожидать в ближайшее время?

«Зеленский издает «Внутреннюю сплоченность» Дж. Биби.
Мершавка перевел много Эдингера («Трансформация образа Бога», «Лекции по Mysterium Coniunctionis»), пару книг Каротенуто («Вертикальный лабиринт», «Спиральная дорога»), «Нисхождение к Богине» Переры, «Священный хаос» О’Кана, «Священную проституцию», а также планирует основательно взяться за всю фон Франц. Вместе с Мершавкой мы возможно издадим «Пограничную личность» Шварц-Саланта, «Госпожа Удача», а также сборник «Интерактивное поле». Скоро выйдет книга по сказкам фон Франц. Но ему очень нужны предложения от издательств.
Белопольский в «Когито» переиздает Дж.Холлиса и Марион Вудман, а также в совместном проекте с нами Лиар «Детский юнгианский анализ».
В наших собственных планах издать книгу по юнгианскому Таро, а также разные сборники по теме Анимы и Анимуса, психопатологии, теории Винникотта


Планируются ли переводы и издание работ Хиллмана, Корбина, Крейга, других ведущих юнгианцев?


«Этими авторами занимается Зеленский – его эксклюзив

Развитие юнгианства в России находится в русле "медикоцентристской", прагматичной тенденции, ориентированной, главным образом, на успешность анализа, либо все-таки значимыми являются и другие тенденции (акцент на индивидуации, культурологические исследования)?

«Питерская юнгианская группа намертво привязана к ВЕИПу и пытается изображать из себя клиницистов. Мы же смотрим на наследие Юнга шире.»

Есть ли интерес к юнгианству со стороны российских философов, социологов, культурологов и, если он есть, проводятся ли какие-либо исследования в этих направлениях, публикуются ли они?

«Интерес есть, но мог бы быть больше.»

Будут ли издаваться работы и книги отечественных юнгианцев?


«Конечно.»

Как относитесь к юнгианскому интернет-сообществу?
Как вам Jungland?


«Очень ценю вашу активность. Полагаю, нам надо сотрудничать. Цель у нас одна – интерес к Юнгу и юнгианству, а аудитория несколько различается. У нас сугубо практический сайт, необходимый для учебной деятельности. К сожалению, у меня не хватает времени сидеть в форумах и неважное зрение, поэтому я крайне мало знаком с содержанием того интенсивного общения, которое ведется на вашем сайте. Я благодарен за отклики на мои статьи и критику, хотя, наверное, все не читал – только урывками. Меня даже удивляет такое внимание к моим скромным опусам. Я отнюдь не собирался увековечивать себя в истории, делать мировых открытий или вносить вклад в аналитическую психологию. Я сам отношусь к своим статьям как к постмодернистским подделкам-провокациям. Это возможность поиграть с тем жанрами, которые малодоступны для меня в силу характера моей основной терапевтической деятельности – я уже не стану, например, сомелье или пророком Апокалипсиса…
Просмотров: 2958
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ПСИХОЗА
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • В. В. ЗЕЛЕНСКИЙ "Озирание или обозрение?"
  • ВВЕДЕНИЕ. Богини есть в каждой из нас!
  • Г л а в а 8 Дополнительная литература для амплификации
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Глава 2. Обиталище образов - Вклад Юнга в развитие принципа «познай себя»
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 4 Кушетка или кресло?
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Джэн Холлистер Уилрайт "Анимус. Для женщин в возрасте"
  • Интервью с Сергеем Маневским руководителем юнгианской мастерской Русского психоаналитического общества, супервизора, члена IAAP
  • Лев Хегай "Anima Mundi и ре-анимация психологии."
  • Луиджи Зойя «Наркомания» (патология или поиск индивидуации)
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Приложение. Кто есть кто в греческой мифологии
  • Приложение: кто есть кто в греческой мифологии
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • Юнг Карл Густав. Значение аналитической психологии для воспитания
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь