V. АДАМ И ЕВА

1. АДАМ КАК ТАИНСТВЕННАЯ СУБСТАНЦИЯ

544    Как и Царь с Царицей, наши самые первые предки принадле­жат к тем образам, посредством которых алхимики выражали символизм противоположностей. Адам упоминается гораздо чаще Евы, и по этой причине мы прежде всего и в основном будем заниматься им. Он даст нам большое количество материала, пос­кольку он несет в себе огромное разнообразие значений, которые проникают в мир алхимических идей из самых различных, раз­нородных источников.

545    Руланд определяет Адама, как синоним aqua permanens в про­тивоположность Еве, которая символизирует землю. Вода — это главная таинственная субстанция, и поэтому является как тран­сформирующим элементом, так и подлежащей трансформации субстанцией. Поскольку "вода" — это синоним Меркурия, мы можем понять замечание Джона Ди, что "тот, другой Меркурий", который появляется в ходе работы, является "Меркурием фило­софов, самым известным Микрокосмом и Адамом"1. В Rosinus Адам упоминается, как таинственная субстанция. Его коррелята­ми являются свинец и "Азох"2, оба, как и Адам3, обладающие гермафродитической природой. Дорн также говорит о том, что lapis называли "Адамом, который скрывал в своем теле невиди­мую Еву"4. Эта архаическая идея в наше время периодически превращается в продукт сумасшествия5. О дуалистической при­роде Адама говорится в "Gloria mundi": "Когда всемогущий Бог создал Адама и поместил его в рай, он показал ему две вещи из будущего, говоря при этом: "Смотри, Адам, вот две вещи: одна — нелетуча и постоянна, другая — летуча"6.

546   Стало быть, как трансформирующая субстанция, Адам — это тоже царь7, обновившийся в купели. Василий Валентин говорит в своем стихотворении: "Адам сидел в купели, сделанной старым Драконом, в которой Венера нашла себе спутника"8.

547 Это был смелый шаг (даже для воображения эпохи барок­ко) соединить Адама и Венеру. В стихотворении Венера яв­ляется "фонтаном, хлещущим из камня и поглощающим ее отца вбирающим в нес: его тело и жизнь". Таким образом, она является образом, аналогичным образу Бейи, которая в своем теле разло­жила на атомы Габриция. В той же самой главе, в которой Руланд упоминает об Адаме, как о синониме воды, он утверждает, что Адама также называли "высоким человеком"9. Руланд был пок­лонником Парацельса, так что это выражение может вполне со­впадать с парацельсовым "великим человеком", Адехом10, кото­рого Руланд определяет как "нашего внутреннего и невидимого человека"11.

548 Соответственно, таинственная субстанция представлялась "внут­ренним" или Первичным Человеком, известным в Каббале как Адам Кадмон. В стихотворении Валентина этого внутреннего че­ловека поглощает богиня любви явная нсихологема. опреде­ленного и типичного психического состояния, которое очень точно символизируется гностическим любовным приключением Нуса и Физис. В обоих случаях "высший духовный человек" -это более объемная, сверхорганизованная совокупность, которую мы знаем как Самость. Купание, погружение, очищение и утоп­ление синонимы; и все они являются алхимическими симво­лами бессознательного состояния самости, его воплощениями или, если точнее, символами бессознательного процесса, в ходе которого самость "рождается заново" и входит в состояние, в котором ее можно ощущать. Тогда, это состояние определяется, как "films regius". "Старый дракон", подготовивший купель, жи­вущее в пещерах первобытное создание это, с психологической точки зрения, персонификация инстинктивной психе (как прави­ло, символизируемой рептилиями). Алхимики как будто пыта­лись выразить тот факт, что бессознательное само инициирует процесс обновления.

549 Купание Адама упоминается также в латинском манускрипте, ко­торый имеется в моем распоряжении, и в котором неназванное су­щество или создание обращается к Адаму следующим образом: "Слу­шай Адам, я буду говорить с тобой. Ты должен отправиться со мной в купель; ты знаешь, каким образом мы воздействуем друг на друга, и каким образом ты должен пройти сквозь меня. Так что я сделаю шаг к тебе с моими острыми стрелами,  целя ими тебе в сердце.

550   Здесь Адам снова является трансформирующей субстанцией, "старым Адамом", который обновляет себя. Стрелы вызывают в памяти telum passionis Меркурия и дротики Луны, которые, как считали алхимики, мистики вроде Гуго из монастыря святого Виктора13, взяли из хорошо известной фразы в Песне Песней: "Ты ранил мое сердце"14. Оратор из манускрипта должен быть женщиной, поскольку непосредственно перед этим отрывком речь идет о сожительстве мужчины и женщины.

551    Оба текста указывают на священный брак, который предпо­лагает определенное родство между sponsus и sponsa. Отношения между Адамом и Евой червычайно близки. В соответствии со старой традицией, Адам до создания Евы был андрогинен15. Ста­ло быть, Ева больше была им самим, чем его сестрой. Священ­ность весьма не библейского брака Адама, подчеркивается тем фактом, что свидетелем (paranymphys)* на этой церемонии был Бог16. Следы каббалистической традиции заметны во многих ал­химических трактатах, начиная с шестнадцатого века. Оба наши текста относятся к относительно недавнему периоду и потому вполне укладываются в эту традицию.

552   Сейчас мы должны обратиться к вопросу о том, почему именно Адам должен был быть выбран в качестве символа prima materia или трансформирующей субстанции. Вероятно, это произошло прежде всего потому, что он был сделан из глины, "вездесущей" materia vilis**, которая аксиоматически считалась prima materia, и по этой самой причине ее было так исключительно трудно найти, хотя она была "постоянно на виду". Это была часть пер­воначального хаоса, massa confusa, еще не дифференцированная, но уже годная для дифференциации; стало быть, это было что-то типа бесформенной, эмбрионпой ткани. Из нее могло быть сде­лано все, что угодно17. Для нас. главной чертой prima materia является то, что она была, определена как "massa confusa" и "хаос", то есть подчеркивалось первоначальное состояние враж­дебности между элементами, беспорядок, который мастер своими Действиями постепенно превратил в порядок. Четырем элементам соответствовали четыре стадии процесса (tetrameria), обознача­емые четырьмя цветами. В ходе этих четырех стадий первона-

Шафер невесты (греч.)       Прим. ред. Материя ничтожная (лат.) — Прим. перев.

чально хаотическая таинственная субстанция в конце концов об­ретала единство, становилась "Единым", lapis, который в то же время был гомункулусом18. Таким образом, Философ повторял работу Бога по творению, описанную в Книге Бытия 1. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он назвал свою prima materia "Адамом" и утверждал, что она, подобно ему, сделана или состо­ит из четырех элементов. "Ибо из четырех элементов были со­зданы отец наш Адам и его дети", сказано в Turba19. И Габир ибн Найян (Ябир)20 говорит в своей "Книге равновесия":

Пентатей говорит касательно творения первого существа, что его тело было составлено из четырех вещей, которые потом передавались по наследству: тепла, холода, влаги и сухости. В сущности, он состоял из земли и воды, тела и души. Сухость пришла в него из земли, влага из воды, тепло — из духа, а холод — из души21.

В литературе более позднего периода Адам часто упоминается, как compositio elementorum22. Поскольку он состоял из четырех космических принципов, то его называли Микрокосмом23. В "Tractatus Microns" сказано24:

Даже и в этом случае человек называется малым миром [mundus minor], потому что в нем есть образ небес, земли, солнца и луны, видимый образ на земле и [в то же самое время] невидимый, по причине чего человек и называется малым миром. Поэтому Философы сказали о нем: Когда вода пала на землю, был создан Адам, который является малым миром2''.

Сходное понимание Адама встречается и в других работах; так, в Pirke de Rabbi Eliezer сказано, что пыль, из которой Бог создал Адама, он собрал с четырех концов земли26. Раввин Меир (вто­рой век нашей эры) утверждает, что Адам был создан из пыли, собранной по всему свету. Представители магометанской тради­ции, Табари, Масуди и другие говорят, что когда на земле не нашлось материала для создания Адама, ангел смерти принес землю трех видов: черную, белую и красную27. В сирийской "Книге из Пещеры Сокровищ" говорится:

И они видели, как Бог выбирает из всей земли одну только пылинку, и выбирает одну только каплю из всего океана, и одно только дуновение ветра из всего воздуха, и чуть-чуть тепла из природы огня. И ангелы видели, как эти четыре слабых элемента, сухость, влага, холод и тепло легли на его ладонь. А потом Бог сотворил Адама28.  Поэт Джелаладдин Руми говорит, что земля, из которой сотворили Адама, была семи цветов29. В сборнике английских загадок пятнад­цатого века задается следующий вопрос о сотворении Адама:

Оксенфордский учитель задал своему ученику следующий вопрос: Из чего был сделан Адам? Из восьми вещей: во-первых, из земли, во-вто­рых, из огня, в-третьих, из ветра, в четвертых, из облаков, в-пятых, из воздуха, с помощью которого он говорит и думает, в-шестых, из росы, которой он потеет, в-седьмых, из цветов, которые стали его кожей, в-восьмых, из соли, по причине чего слезы Адама солоны30.

553   Эти материалы определенно указывают на четвертичную и вось­меричную природу Адама, и в них также прослеживаются характер­но-загадочные тройка и семерка: четыре элемента, четыре цвета, че­тыре качества, четыре типа настроения-'31 и три и семь цветов32.

554   Дорн называет ternarius (число три) "свойственным Адаму" (Adamo proprius). И поскольку ternarius был "потомком unarius" (числа один), то дьявол, у которого четная природа, ничего не мог с ним поделать, и вынужден был атаковать Еву33, "которая была отделена от ее супруга, как естественная двойственность от единства его ternarius"34 Витенер, комментируя Первое посла­ние Коринфянам 15:4735, пишет:

Как вполне определенно указывает Гермес, элементы расставлены по кру­гу, то есть по сторонам каждого из них расположены двое других, с каждым из которых у этого элемента есть одно общее качество; например, земля находится между огнем и водой, и обладает сухостью огня и холодностью воды. То же самое относится ко всем остальным элементам.. .36 Стало быть, человек, который является образом большого мира, и называется микро­космом или малым миром (будучи малым миром, сотворенным по образу и подобию своего архетипа и состоящим из четырех элементов, он назы­вается великим человеком), имеет также свое небо и свою землю. Ибо душа и понимание являются его небом; его тело и его чувства — это его земля. Стало быть, знать небо и землю человека — это то же самое, что обладать полным знанием о всем мире и всех природных вещах37.

555 Круговое расположение элементов в мире и в человеке симво­лизируется мандалой и ее четвертичной структурой. Значит, Адам был quarternarius, поскольку он состоял из красной, чер­ной, белой и зеленой пыли, взятой из четырех углов земли, и мог Дотянуться с одного края света до другого38. По мнению некоего   Таргума, Бог взял пыль не только с четырех сторон света, но    Также и из священного места, "центра мира". Четыре стороны света проявляются в греческих буквах имени Адама: анатолъ (восход солнца, Восток), дисис (закат, Запад), арктос (Большой Медведь, Север), месембрия (полдень, Юг)40. В "Книге из Пещеры Сокровищ" говорится, что Адам стоял на том месте, на котором впоследствии был воздвигнут крест, и что это место было центром земли. Адам и похоронен был в центре земли — на Голгофе. Он умер п пятницу, в том же часу, что и Искупитель'11. Ева родила две пары близняшек — Каина и Лебхудху, Авеля и Келимат -которые впоследствии переженились друг с другом (брак quater-nio). Могила Адама это "пещера с сокровищами". Все его потомки должны воздавать почести его телу и "не покидать его". Когда надвигался Потоп, Ной взял тело Адама в ковчег. Ковчег проплыл по водам потопа на крыльях ветра с востока на запад, и с севера, на юг, нарисовал таким образом крест на воде. 556 Адам был похоронен в точке, в которой "сходятся четыре сто­роны света; ибо, когда Бог создал землю, его сила простиралась впереди нее, и земля стремилась за этой силой с четырех сторон, подобно тому, как дуют ветры, и в этой точке его сила останови­лась и обрела покой. И в атом месте будут отпущены грехи Адама и всех его детей". Над могилой, где впоследствии воздвигли крест, росло дерево, и там же был алтарь Мелхиседека. Когда Шем положил тело на землю, земля разошлась в четыре разные стороны, образовалась яма и виде креста, и Шем и Мелхиседек. положили в нее тело. И как только они ото сделали, земля сошлась с четырех сторон и покрыла тело опта на­шего Адама и затворились земные врата. И это самое место было названо Местом Черепа, поскольку лежала там голова всего человечества, и Голгофой, потому что имело оно круглую форму, и Габбафой, потому что все народы собрались на нем42.

"Там проявится сила Божья, ибо в этом месте четыре стороны света стали одной", говорится в эфиопских Clementines43. Бог сказал Адаму: "Я сделаю тебя Богом, но не сейчас; только по прошествии многих лет"'1'4. В неканонической "жизни Адама, и Евы" говорится, что Адаму были отданы восток и север рая, а юг и запад Еве45. В Pirke de Rabbi Eliezer сообщается, что Адам был похоронен в двойной пещере Макпела, и что Ева, Абрахам, Сара, Исаак, Ревекка, Яков и Ли были похоронены там же. "Поэ­тому эта пещера была названа Кириат Арба, Город Четырех, ибо были там похоронены четыре мужа и четыре жены"46.       

557 Я не хочу нагромождать доказательства четвертичной природы  Адама, а всего лишь хочу уделить ей должное внимание. С пси­хологической точки зрения, четверка — это четыре ориентирую­щие функции сознания, две из которых относятся к восприятию (иррациональному), а две — к анализированию (рациональному). Мы можем сказать, что все мифологические образы, которые отме­чены четверкой, относятся исключительно к структуре сознания. Стало быть, мы можем понять, почему Исаак Лурия приписывал Адаму все психические черты: он представляет собой психе "par excellence"47. 558 Представленный мной материал настолько красноречив, что никаких дополнительных комментариев не требуется. Адам обоз­начает не только психе, но и ее целостность; он является симво­лом Самости, отсюда и зримый образ "непредставимого" Божес­тва. Даже если все процитированные здесь тексты были недо­ступны алхимикам, знания трактатов Зосимы или определенных каббалистических постулатов им было вполне достаточно, чтобы понять, почему таинственную субстанцию назвали Адамом. Вряд ли мне есть нужда особо напоминать о том, насколько важны эти исторические заявления с психологической точки зрения: они дают нам ценные сведения о том, каким образом следует оцени­вать соответствующие символы из сновидений. Мы по достоин­ству оцениваем заявления, которые изначально задумывались, как метафизические, когда, мы демонстрируем их психическую натуру; тем самым мы подтверждаем их фактический характер. Но, относясь к ним как к психическим феноменам, мы изымаем их из недоступного царства метафизики, о котором нельзя ска­зать ничего достоверного, и это избавляет нас от вопроса, на который невозможно дать ответ "истинны" они или нет. Мы занимаемся исключительно фактами, понимая, что архетипичес-кая структура бессознательного будет порождать вновь и вновь, и вне зависимости от традиции, эти образы, которые появляются в истории всех времен и народов, и будет наделять их такими же значимостью и божественностью, какие были приданы им с са­мого начала.

 

2. СТАТУЯ

559   Древняя легенда гласит, что Адам был создан "безжизненной статуей". Здесь стоит заметить, что статуя играет таинственную роль в античной алхимии. В одном из наиболее ранних греческих трактатов, Книге Комариоса48, говорится:

После того, как тело скрылось в темноте, [дух] нашел его полным света. И душа соединилась с телом, поскольку тело стало божественным благо­даря его отношениям с душой, а он обитал в душе. Ибо тело облачило себя в свет божественности, и тьма ушла от него, и все соединились в любви, теле, душе и духе, и все стали одним; в этом и скрыта тайна. Но тайна реализовалась в их единении, и дом был запечатан, и статуя [???????] была возведена, полная света и божественности49.

В данном случае статуя явно обозначает конечный продукт про­цесса, lapis Philosophorum или его эквивалент.

560    В трактате Ссниора статуя имеет несколько другое значение50; автор говорит о "воде, которая извлекается из сердец статуй". Сениор тождественен с арабским алхимиком Ибн Умайлем аль-Тамими. О нем говорили, что он открывал гробницы и саркофаги в Египте и изымал оттуда мумий51. Считалось, что мумии обла­дают целебными свойствами, и по этой причине кусочки трупов издавна упоминаются в европейской фармацевтике под названи­ем "мумие"52 Возможно, что "мумие" использовалась и в алхи­мических целях. У Кунрата оно упоминается в качестве синонима prima materia  У Парацельса, который мог быть источником для Кунрата, "Mumia balsamita" имеет что-то общее с эликсиром, и даже сама называется физическим принципом жизни5'1. Статуи, о которых говорит Сениор, вполне могли быть египетскими сар­кофагами, являвшимися, как нам известно, статуями-портрета­ми. В том же самом трактате содержится описание статуи Гермеса Трисмегиста, стоящей в подземной часовне. Сениор говорит: "Сейчас я открою вам, что тот мудрец, который создал статую, спрятал в этом доме; в ней он представил всю науку в образе, и учил своей мудрости в камне, и открывал ее понимающим". Ми-каэль Майер комментирует: "Из сердца этой статуи и извлекалась вода". Он также упоминает о том, что произносящая пророчества статуя в Ахайя Фарис была посвящена Гермесу.

561 Раймонд Луллий говорит о "масле, которое извлекается из сер­дец статуй" и, более того, "посредством вымывания воды и осу­шения огня"55 Это чрезвычайно парадоксальная операция, в ко-   торой масло явно играет роль связующего вещества.

562 Намек на статуи содержится в стихотворении Томаса Нортона "Алхимический молитвенник":

Прав тот, кто святую алхимию любит,

С помощью которой драгоценное лекарство добудет.

От которого у него истинного Золота и Серебра прибудет.

Примерами чего улица полна

В городе Катилона.

Того, о чем Раймонд Луллий, рыцарь, думал и гадал,

Семь образов сделаны, чтобы истину он узнал.

Три отлиты из серебра, то образы дам прекрасных,

Четыре другие — золотые статуи рыцарей страстных.

На одеждах их сверкают письмена,

Говорящие о том, какою истина быть должна56.

563   Под "семеркой" следует понимать богов планет или семь ме­таллов57. Связь "тройки" (Венера, луна, земля) с серебром (Лу­на) и "четверки" с золотом (Солнце) примечательна в том смыс­ле, что тройка, как правило, считается мужским, а четверка — женским числом58. Поскольку Луллий несомненно был знаком с трудами Ссниора, то эта легенда представляется конкретизацией изречения Ссниора59.

564   Идея драгоценной субстанции, скрытой в "статуе", родилась очень давно и особенно верна в отношении статуй Гермеса или Меркурия. Псевдо-Дионисий60 говорит, что язычники изготавли­вали статуи (??????????) Меркурия и прятали в них подобие бога. Таким образом, они поклонялись не уродливому зародышу, а образу, скрытому внутри61. Платон имеет ввиду эти статуи, когда его Алкивиад говорит, что Сократ "очень напоминает фигурки Си­лена, которые можно увидеть в лавке скульптора, изображающие его с флейтой или дудочкой в руках; они полые, и когда их разби­ваешь, то видишь что внутри у них находятся маленькие фигурки [????????] богов"62.

565 Тот факт, что существовали статуи Меркурия, со скрытым Внутри них настоящим богом, не мог не взволновать воображение алхимиков. "Меркурий" — это было наиболее любимое ими название существа, которое, в ходе работы, превращало себя из prima teria в совершенный lapis Philosophorum. Образ Адама охотно был взят в качестве библейского синонима алхимического Мер­курия, во-первых, потому что он тоже был андрогинным, а во-вторых, из-за его двойственного аспекта, как первого и второго Адама. Второй Адам — это Христос, мистическая андрогинность которого является частью церковной традиции63. Ниже я вернусь к этому аспекту Адама.

566   В соответствии с маидеанской традицией, Адам был создан се­меркой в форме "безжизненной плотской статуи", которая не могла стоять прямо. Характерное выражение "плотская статуя" часто встречается в маидеанской литературе и напоминает о халдейском мифе, сохраненном наассенцами, в котором говорится, что тело человека было создано демонами и называлось статуей (???????)64 Птахил, творец мира, попытался "вогнать душу в статую", но Манда Хайе, искупитель, "взял душу в свои руки" и завершил работу без Птахила65. В этой связи мы можем заметить, что в каббалистической литературе имеется описание статуи Адама66.

567    Поскольку в умах христианских авторов Адам всегда ассоци­ировался с идеей второго Адама67, то нет ничего удивительного в том, что эта идея вновь возникла в трудах алхимиков. Так Милиус говорит:

Теперь остается вторая часть философской работы, гораздо более слож­ная, гораздо более возвышенная. Мы читаем, что именно на ней надо­рвались таланты и истощились все умственные силы многих философов. Ибо оживить человека гораздо труднее, чем убить его. В этом и заклю­чается искомая Божья работа: ибо это великая тайна — создавать души и отливать безжизненное тело в живую статую68.

Под этой живой статуей понимается конечный результат работы; а работа, как мы уже видели, была, с одной стороны, повторением сотворения мира, а с другой — процессом покаяния, по причине чего lapis понимался как воскресший Христос. В текстах иногда звучит и хилиастическая нота — упоминание о золотом веке, когда люди будут жить вечно, не зная бедности и болезней69 Что ж, очень примечательно то, что статуя упоминается в связи с эсхатологичес­кими идеями манихейцев, как о том говорит Гегемонии: мир погиб­нет в огне и души грешников оцепенеют навеки, "а произойдет это тогда, когда придет статуя"70. Я не рискну судить о том, повлияли манихейцы на алхимиков или нет, но стоит заметить, что в обоих случаях статуя связана с конечным состоянием. Пересказанная Гегемонием идея недавно была подтверждена открытием ориги­нала работы Мани "Кефалайя"71. В ней сказано:

В это время Отец Величия сотворил посланника и сияющего Иисуса, и Деву света, и Столп Славы и богов...72 Четвертое время, время, когда они заплачут, -~- это время, когда статуя (???????) поднимется в пос­ледний день мира...73 В тот самый час, когда поднимется последняя  статуя, они заплачут...74 Первая скала — это столп (??????) славы, совершенный человек, который был вызван величественным посланни­ком. .. Он родил весь мир и стал первым из всех рождающих...75 Разумный элемент (voepov) пробрался в столп славы, а столп славы — в первого человека...76 Одежды, названные Великим Одеянием, — это пять ра­зумных элементов, которые сделали совершенным тело столпа славы, совершенного человека77.

Из этих отрывков ясно, что статуя или столп — это либо совер­шенный Первичный Человек (??????? ????????), либо, по край­ней мере, его тело, как в начале творения, так и в конце времени. 568 Статуя в алхимии имела еще одно значение о котором стоит упомянуть. В своем трактате "De Igne et Sale" Вигенер называет солнце "глазом и сердцем разумного мира и образом невидимого Бога", добавляя при этом, что святой Дионисий называл его "ясной и понятной статуей Бога"78. Вероятно имелся ввиду трак­тат Дионисия De divinis nominibus (ch. IV): "Солнце — это зри­мый образ божественного величия"79. Вигенер перевел слово ????? не как "образ", а как "статуя", что не согласуется с латинским текстом сборника, опубликованного Марсилио Фичино в 1502-Згг., к которому он мог иметь доступ. Почему он перевел ????? как "статуя", понять трудно. Возможно он хотел избежать пов­торения слова "образ", стоящего в конце предыдущего предло­жения. Но возможно и другое — слово "сердце" вызвало в его памяти фразу Сениора об извлечении "из сердец статуй". Это вполне могло случиться с образованным алхимиком. Впрочем, следует подумать еще над одной возможностью: из того же самого Трактата явно следует, что Вигенер был знаком с Зохар. Там Хайе Сара, комментируя Книгу Бытия 28:22, говорит, что Малхут на­зывают "статуей", когда она едина с Тиферетом80. В Книге Бытия 28:22 сказано: "Этот камень, который я поставил памятником, Будет у меня домом Божьим"81. Камень явно служит напоминанием о том, что верхнее (Тиферет) соединилось с нижним (Малхут): Тиферет (сын)82 соединяется с "Матроной"83 в священном браке. Если наше предположение верно, то статуя могла быть каббалистическим эквивалентом lapis Philosophorum, который тоже является единением мужского и женского. В той же самой главе Вигенерова трактата солнце появляется в роли жениха84. Поскольку несколькими предложениями ниже цитируется святой Августин, то возможно, что Вигенер думал об отрывке, в котором Августин говорит:

Подобно жениху Христос вышел из своего жилища с предчувствием свого брака в миру. Он помчался словно гигант, ликуя, и бросился на брачное ложе креста, и взойдя на крест, он вступил в брак. И когда он ощутил вздохи создания, то движимый любовью, он предал себя пыткам вместо своей невесты.

Просмотров: 4888
Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь