3. СЕРА

72
134 Принимая во внимание ту исключительную роль, которую сера играет в алхимии, она заслуживает более внимательного изучения. Первый интересный момент, которого мы уже касались, — это ее связь с Солнцем: ее называли prima materia Солнца, а под Солнцем, естественно, понималось золото. Кстати говоря, серу иногда отождествляли с золотом73. Солнце, стало быть, вышло из серы. Тесная связь между ними объясняет суждение, что сера была "спутницей Луны"74. Когда золото (Солнце) и его невеста (Луна) соединяются, "коагулирующая сера, которая в физическом золоте была вывернута наружу [extraver-sum], теперь заворачивается вовнутрь (то есть погружается в саму себя)75. Это замечание указывает на двойную психическую природу серы (sulphur duplex); существуют белая и красная серы: белая — это активная субстанция луны, красная — солнца76. Считается, что специфическое "достоинство" серы в большем количестве содержится в ее красной разновидности77. Но ее двойственность имеет и другой смысл: с одной стороны, она — это prima materia, и в этой своей форме она сжигает и разъедает, а потому "враждебна" материи камня; с другой стороны, "очищенная от всей грязи, она есть материя нашего камня"78. В целом, сера является одним из бесчисленных синонимов prima material

* Часть вместо целого (лат.) — Прим. ред.

в ее дуальном аспекте, то есть как первоначального материала, так и конечного продукта. В начале — это "грубая" или "обычная" сера, а в конце — это окончательный продукт процесса80. Все авторы единодушно подчеркивают ее огненную природу81, хотя огненность ее состоит не только в способности к сгоранию, но и в оккультной огненности. Как всегда, упоминание об оккультных качествах означает, что материал, о котором шла речь, находился в фокусе проекций, которые придавали ему божественное значение.
135 В силу своей двойственной природы, сера, с одной стороны, является материальным и земным82, а с другой — оккультным, духовным принципом. Как земная субстанция, она рождается из "жира земли"83, под которым понимается изначальна влага в качестве prima materia. Периодически ее называют "cinis extractus a cinere" (пепел, извлеченный из пепла)84 "пепел" — это общее название шлаков, остающихся после процесса "сгорания, субстанции, которая "остается внизу" — сильное напоминание о хтонической природе серы. Красная разновидность считается мужской85, и в этом аспекте она представляет золото или Солнце86. Будучи хтоническим, существом она родственна дракону, который называется "наша тайная сера"87. В этой форме она также является aqua divina, символизируемая уроборосом88. Из-за этих аналогий зачастую бывает очень трудно различать серу и Меркурий, поскольку об обеих вещах говорится одно и то же. "Это наш природный, самый настоящий огонь, наш Меркурий, наша сера", — говорится в "Tractatus aureus de lapide"89. B Turba ртуть называется огненным телом, которое ведет себя точно так же, как сера90. Для Парацельса сера, вместе с солью, является родителем Меркурия, родившегося от солнца и луны91. Или ее находят в "глубинах природы Меркурия"92, или она является "природой Меркурия"93, или сера и Меркурий являются "братом и сестрой"94. Сере, наряду с Меркурием, приписывают "способность растворять, убивать и рождать металлы"95.
136 Эта тесная связь с Меркурием позволяет сделать вывод, что сера является духовной или психической субстанцией всемирного значения, о которой можно говорить практически то же самое, что говорится о Меркурии. Следовательно, сера — это душа не только металлов, но и всех живых существ; в "Tractatus aureus" она уравнивается с "nostra anima" (нашей душой)96. В Turba сказано: "Сера — это души, скрытые в четырех телах"97. Парацельс также называет серу душой98. По Милиусу сера порождает "фермент" или "душу, которая дает жизнь несовершенному телу"99. В "Tractatus Micreris" сказано: "... пока не появится зеленый сын, который является его100 душой, и которого философы назвали зеленой птицей, бронзой и серой"101. Душа также определяется, как "скрытая часть [occultum] серы"102.
137 В области христианской психологии зеленый цвет обладает семенным, воспроизводящим качеством, и по этой причине зеленый цвет считается атрибутом Святого Духа как творящего принципа103 В соответствии с этой точкой зрения высказывается и Дорн: "Мужским и всемирным семенем, первым и самым действенным, является солнечная сера, первая часть и самая главная причина всего воспроизводства"104. Она — это сам дух жизни. В своем трактате "De tenebris contra naturam" Дорн говорит: "Мы уже говорили, что жизнь этого мира есть свет природы и небесная сера, субстратом [subiectum] которого являются эфирная влага и тепло небесного свода, а именно Солнце и Луна"105. Здесь сера приобрела космическое значение и уравнивается со светом природы, высшим источником знания с точки зрения философов-натуралистов. Но, по мнению Дорна, этот свет не доходит до нас в чистом виде. Он ослаблен тьмой элементов в человеческом теле. Стало быть, для Дорна сера является сияющим, небесным существом. Хотя эта сера есть "сын несовершенных тел", она готова "облачиться в белые и пурпурные одежды"106. По Рипли, сера — это "дух воспроизводящей силы, который трудится во влаге"107. В трактате "De sulphure" о сере говорится, как о "добродетели всех вещей" и источнике просветления и всего знания108. В сущности, она знает все109.
138 Принимая во внимание значение серы, стоит потратить время на то, чтобы рассмотреть результаты ее действия, как их описывают алхимики. Прежде всего, она горит и пожирает: "Небольшого количества этой серы достаточно для того, чтобы пожрать сильное тело"110. "Сильное тело" — это солнце, что ясно следует из высказывания: "Сера гасит солнце и пожирает его". Стало быть, она вызывает и обозначает разложение, "которое в наши дни было неизвестно", как сказано в Rosarium111. Третьей ее способностью является свертывание (коагуляция)112, а четвертой и пятой — подкрашивание (tingere, colorare) и созревание (та-turare)113. Ее "разлагающее" воздействие понимается также как способность к "развращению". Сера является "причиной несовершенства во всех металлах", "разрушителем совершенства", "причиной присутствия тьмы в каждом действии"; "слишком большое количество серы является причиной разложения", сера "плохая и плохо смешивается", она обладает "противным, вонючим запахом и порочной силой". Ее субстанция отличается плотностью и твердостью, а ее разлагающее действие объясняется, с одной стороны, ее способностью к сгоранию, а с другой — ее "земной грешностью". "Она мешает достичь совершенства в любом деле"114.
139 Эти неблагожелательные оценки произвели столь сильное впечатление на одного из адептов, что на полях своего труда, к словам causae corruptionis* он приписал слово diabolus**115. Эта ремарка говорит о многом: она указывает на многоплановость светоносной роли серы, ибо сера является "Люцифером" и "Phosphorus" (носителем света), самой красивой звездой на химическом небосводе и candelulae, "маленькими кусбчками серной пакли, типа той, что продают старухи для разжигания костров"116. В добавок к многочисленным другим качествам, это чрезвычайно парадоксальное качество серы роднит ее с Меркурием, который им также обладает, а кроме того, сера, как и он, связана с Венерой, хотя эта связь менее заметна: "Наша Венера — это не обычная сера, которая подвержена горению и пожирается огнем и разложением; нет, белизну Венеры Мудрецов пожирает сгорание белого и красного [albedinis et rubedinis], и это сгорание является полной отбелкой [dealbatio] всей работы. Стало быть, речь идет о двух серах и двух ртутях117, и они есть то, что Философы назвали одним и одним118, и они находят удовольствие друг в друге119, и одна содержит в себе другую"120.
140 Еще одно упоминание о Венере можно отыскать в одной из притч в "De sulphure"121, повествующей об алхимике, ищущем серу. Его поиски приводят его к роще Венеры и там он слышит голос, впоследствии оказавшийся голосом Сатурна, от которого узнает, что Сера находится в плену у собственной матери. Ей возносится хвала, как "изобретательнице тысячи вещей", как сердцу всех вещей, как тому., что одаряет все живые вещи пониманием, как родителю всех цветов, растений и деревьев, наконец, как "маляру, обладающему всеми красками"122. Это вполне могло быть описание Эроса. Вдобавок мы узнаем, что он содержался

* Причины порчи (лат.) — Прим. ред.
** Дьявол (лат.) — Прим. ред.

в заключении, потому что с точки зрения алхимиков он проявил слишком много внимания к своей матери. Хотя нам не говорят, кто была его мать, мы можем предположить, что это была сама Венера, бросившая в темницу своего порочного Купидона123. Такое толкование подкрепляется следующими фактами: во-первых, эта неведомая алхимику Сера находилась в роще Венеры124 (леса, как и отдельные деревья, означают материнство); во-вторых, этот Сатурн представился, как "комендант тюрьмы", а все знавшие астрологию алхимики были знакомы с тайной природой Сатурна125; в-третьих, после того, как голос затих, алхимик заснул и увидел во сне ту же самую рощу с фонтаном, возле которого стояла персонифицированная Сера; и, наконец, это видение закончилось химическим "объятием в купели". Здесь Венера несомненно является amor sapientiae*, обуздавшей ветренный нрав Серы. Последнее вполне может проистекать из того факта, что место Серы в Уроборосе находится в хвосте дракона126. Сера — это преимущественно мужской элемент, "sperma homogeneum"127; и поскольку считается, что дракон "оплодотворил сам себя", то его хвост — это мужской, а рот — женский половой орган. Подобно Бейе128, которая втянула в свое тело брата и разложила его на атомы, дракон пожирает самого себя от хвоста вверх, пока все его тело не исчезает в его голове129. Будучи внутренним огнем Меркурия130, Сера явно впитала в себя наиболее опасные и наиболее злые его качества; ее склонность к насилию персонифицируется драконом и львом, а ее похотливость — Гермесом Кил-лением131. О драконе, у которого с серой общая природа, часто говорят, как о "вавилонском драконе" или, если точнее, как о "драконовой голове" (caput draconis), которая является "самым опасным ядом", ядовитым дыханием крылатого дракона. Драконова голова "с великой быстротой приходит из Вавилона". Однако, "крылатый дракон", обозначающий ртуть, превращается в изрыгающего яд монстра только после соединения " "бескрылым драконом", который соответствует сере132.
Просмотров: 3401
Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь